«Символика муниципальных образований Краснодарского края" - № 1

2
0
Материал опубликован 31 July 2016 в группе

Пояснительная записка

к программе «Символика муниципальных образований Краснодарского края" 

     В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным. Программа курса «Кубановедение»  для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края (Краснодар, 2006) послужила основой для разработки факультативного курса, предполагающего более глубокое изучение регионального компонента.

     Программа курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» является интегрированной и сочетает в себе изучение символов муниципальных образований Краснодарского края через изучение основ геральдики и вексиллологии, а также истории, географии и обществознания. Курс строится с учётом того, что учащиеся, освоившие определённую сумму исторических, географических знаний, имеющие определённый жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию составляющих данной программы.

     Программа предназначена для организации на её основе факультативных занятий в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Рассчитана программа на 1 час в неделю (34 часа в год), но содержание курса настолько многогранно и гибко, что, при наличии условий, предлагаемая тематика может быть углублена и расширена.

Актуальность программы

       Как и все государства мира, Россия имеет свои символы – герб, гимн, флаг. Символы  отражают особенности исторического пути региона и его отличительные черты, они вобрали в себя традиции национальной культуры, достижения и победы. Бесспорным является тот факт, что стать образованным человеком и настоящим гражданином без знания  истории  и символики своей страны просто невозможно. 

       Субъекты Российской Федерации, к числу которых относится и Краснодарский край, также обладают символами. Наш край состоит из 38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, и все эти административные единицы имеют свою символику  (герб и флаг). 1 июня 2005 года впервые отмечался  День символов Краснодарского края, и. наверняка, каждый житель края имеет представление о кубанской символике. Но мало кто из кубанцев сможет рассказать о символах своего населённого пункта и этот факт подчёркивает актуальность  данного курса.

      Ко всем существующим символам надо относиться с уважением, знать и понимать их смысловое содержание – это обязанность каждого гражданина, поэтому актуальность введения факультативного курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» на средней и старшей ступени общеобразовательной школы очевидна.

      Знания об истории, географии и экономике городов и районов родного края, полученные через изучение символики, составят существенную часть интеллектуального потенциала ученика - юного гражданина.

Цель курса

    • изучение учащимися через изучение символики истории, географии и экономики городов и районов края Краснодарского края, формирование представления об особенностях населённых пунктов Кубани.

Задачи курса

    • воспитание чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения любви к малой Родине;
    • формирование у школьников осознанного чувства гордости за свою малую Родину
    • популяризация государственных символов Российской Федерации и Краснодарского  края;
    • ознакомление учащихся с административным устройством Краснодарского края, подробное  изучение символов муниципальных образований края,
    • обучение школьников грамотному «чтению» символов, умению анализировать  их содержание, видеть  общие и отличительные черты символики разных населённых пунктов края;
    • ознакомление учащихся с федеральными и региональными законами о символах,  формирование  понятийного аппарата по вопросам курса;
    • активизация познавательного интереса учащихся, умения аргументировано высказывать свои взгляды;
    • формирование у школьников навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей    ребят, обобщение и углубление их знаний;
    • применение приобретённых знаний, умений и навыков в практической и повседневной жизни.

В результате изучения курса

«Символика муниципальных образований Краснодарского края» учащиеся должны 

Знать и понимать:

- основные средства и методы получения информации;

            - административное устройство Краснодарского края;

            - основы геральдики и вексиллологии, правила «чтения» символики;

            - государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края,

             символы  муниципальных образований края;

            - законы «О символах РФ» и «О символах Краснодарского края»;

- особенности пути развития Кубани, её роль в российской и мировой цивилизации;

- взаимосвязь и особенности истории Кубани, России и мира, национальной и региональной,      локальной истории;

- видовое разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края и своей местности, редкие и исчезающие виды растений и животных края, причины их исчезновения;

- особенности края как индустриально-аграрного, основы экономического развития Кубани;

- особенности географического положения своей местности и Краснодарского края, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ;

- положение на карте основных элементов рельефа Краснодарского края, основные виды и месторождения полезных ископаемых;

- климатообразующие факторы края;

- природные ресурсы и природно-хозяйственные объекты Краснодарского края и своей местности;

- влияние географического положения и климата  на особенности хозяйственной деятельности, жизни и быта  населения края;

- особенности размещения основных отраслей хозяйства края и специализацию отдельных местностей края;

-уникальность памятников природы и культуры Кубани;

  Уметь:

            - грамотно «читать» символику, анализировать смысловое содержание символов;

            - видеть  общие и отличительные черты символики разных населённых пунктов края;

            - проводить поиск информации в источниках разного типа, критически анализировать

            источники информации;

            - систематизировать полученную информацию;

            - отображать информацию в различных знаковых системах (текст, таблица, схема и др.)

            и  переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

           - устанавливать причинно-следственные связи;

           - проводить индивидуальную и участвовать в групповой исследовательской

           работе, формулировать и представлять результаты в форме конспекта, реферата;

           - определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию

          по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации имеющиеся сведения,  

          учитывать различные мнения  и интегрировать идеи.

Методы обучения

Реализуя цели и задачи курса, учителю рекомендуется применять все известные методы обучения, оптимально сочетая их между собой:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя);

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод формирования познавательного интереса, стимулирующее влияние содержание обучения, познавательные игры, создание ситуаций успеха в учении, методы стимулирования долга и ответственности в учении);

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устный и письменный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль).

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться соответствием методов:

- принципам обучения;

- целям и задачам обучения;

- содержанию данной темы;

- учебным возможностям школьников: возрастом, уровню подготовленности, особенностям коллектива;

- имеющимся условиям;

-возможностям самого учителя (опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личными качествами и профессиональными умениями др.).

Рекомендуемые формы работы с учащимися

по усвоению, обобщению и закреплению знаний, способствующие реализации целей и задач курса

Традиционные формы учебных занятий с использованием основных структурных элементов современного урока (актуализация опорных знаний, изучение нового материала, повторение и закрепления материала, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, контроль за знаниями, умениями и навыками).

Нетрадиционные формы учебных занятий: деловая игра, конференция,  консультация,

с индивидуальными и групповыми формами работы, взаимообучение учащихся, творческий отчёт,

конкурсы, обобщения, зачёты, экскурсии, семинары.

Также предлагаются такие формы работы, как:

- составление кроссвордов, ребусов, тестов;

- «Найди ошибку в тексте»  (описание герба, флага);

- «Собери флаг»  (из разноцветных полос сложить конкретный флаг);

- «Что лишнее» (из предложенных изображений ложенных гербов, флагов выбрать те. гербов или флагов выбрать те, которые по какой-либо причине выпадают из общего логического ряда и объяснить свой выбор);

- «Подпиши название»  города (района), которому принадлежит герб (флаг);

- «Соотнеси символ с населённым пунктом»;

- прикрепить изображение герба (флага) на географическую карту на месте соответствующего населённого пункта;

- игра-экзамен  «Цвета (фигуры) символов» - «вытягивая» карточки с изображением фигур (цветов) символов, дать их обоснование и назвать населённые пункты,  в символах которых встречается эта фигура (цвет);

- работа с терминами возможна в самых разных вариантах: тесты, соотнесение термина с определением, соотнесение термина с изображением символа, создание логических цепочек из предлагаемых терминов, разгадывание и составление кроссвордов и др.;

- работа с шаблонами (типы щитов, деления щита, части щита);

- проведение игры «Путешествие по краю»,  предполагающую «передвижение» ребят по «станциям» и выполнение разного рода заданий, связанных с изучаемыми темами.

Контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности

     Контроль знаний – важный и неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса.

Задача контроля – проверка знаний и умений школьников, определение их уровня с целью восполнения пробелов в подготовке учащихся, организации повторения и включения новых знаний в систему уже усвоенных. Контроль способствует успешному решению задач формирования личности, управления познавательной деятельности учащихся.

      Контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках предлагаемого факультативного курса должен быть организован с учётом следующего: во-первых, контроль не может быть осуществлён по традиционной балльной шкале, а, во-вторых, без оценки процесс усвоения невозможен. Таким образом, оптимальным вариантом осуществления контроля представляется зачётная система (текущий зачёт по отдельным темам, тематический зачёт по разделам, а также итоговый зачёт по всему курсу). Зачёт может представлять собой выполнение творческого отчёта и исследовательской работы, активное участие в деловых играх, конференциях и семинарах, регулярное выполнение заданий в тетради и т.д. Обязательным является соблюдение учителем требований, предъявляемых к контролю: объективность, регулярность, всесторонность, дифференцированность, целенаправленность, мобильность, единство требований.

      Определённой новизной данной программы является акцентирование внимания через изучение символики (знание символики и умение её «читать» рассматривается не только как цель данного курса, но и как средство и метод обучения) на исторические, экономические и географические особенности Краснодарского края в целом и  муниципальных образований в его составе;  на  исторически сложившуюся кубанскую ментальность, нашедшую своё отражение в символах Кубани; на рассмотрение Краснодарского края как региона Российской Федерации, играющего важнейшую роль в экономике страны.

     Особенностью предлагаемой программы является то обстоятельство, что она послужила основой для создания своеобразного учебного пособия – рабочей тетради для учащихся, через работу с которым, в основном, и будут реализовываться цели и задачи курса. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В программе указано распределение часов по темам и разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить коррективы. Также программа даёт возможность для творческого поиска самому учителю.

     К программе прилагается список источников и литературы, которым могут пользоваться как учитель, так и ученик. 

Комментарии
Комментариев пока нет.