Пояснительная записка
к программе «Символика муниципальных образований Краснодарского края"
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным. Программа курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края (Краснодар, 2006) послужила основой для разработки факультативного курса, предполагающего более глубокое изучение регионального компонента.
Программа курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» является интегрированной и сочетает в себе изучение символов муниципальных образований Краснодарского края через изучение основ геральдики и вексиллологии, а также истории, географии и обществознания. Курс строится с учётом того, что учащиеся, освоившие определённую сумму исторических, географических знаний, имеющие определённый жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию составляющих данной программы.
Программа предназначена для организации на её основе факультативных занятий в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Рассчитана программа на 1 час в неделю (34 часа в год), но содержание курса настолько многогранно и гибко, что, при наличии условий, предлагаемая тематика может быть углублена и расширена.
Актуальность программы
Как и все государства мира, Россия имеет свои символы – герб, гимн, флаг. Символы отражают особенности исторического пути региона и его отличительные черты, они вобрали в себя традиции национальной культуры, достижения и победы. Бесспорным является тот факт, что стать образованным человеком и настоящим гражданином без знания истории и символики своей страны просто невозможно.
Субъекты Российской Федерации, к числу которых относится и Краснодарский край, также обладают символами. Наш край состоит из 38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, и все эти административные единицы имеют свою символику (герб и флаг). 1 июня 2005 года впервые отмечался День символов Краснодарского края, и. наверняка, каждый житель края имеет представление о кубанской символике. Но мало кто из кубанцев сможет рассказать о символах своего населённого пункта и этот факт подчёркивает актуальность данного курса.
Ко всем существующим символам надо относиться с уважением, знать и понимать их смысловое содержание – это обязанность каждого гражданина, поэтому актуальность введения факультативного курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» на средней и старшей ступени общеобразовательной школы очевидна.
Знания об истории, географии и экономике городов и районов родного края, полученные через изучение символики, составят существенную часть интеллектуального потенциала ученика - юного гражданина.
Цель курса
-
- изучение учащимися через изучение символики истории, географии и экономики городов и районов края Краснодарского края, формирование представления об особенностях населённых пунктов Кубани.
Задачи курса
-
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения любви к малой Родине;
- формирование у школьников осознанного чувства гордости за свою малую Родину
- популяризация государственных символов Российской Федерации и Краснодарского края;
- ознакомление учащихся с административным устройством Краснодарского края, подробное изучение символов муниципальных образований края,
- обучение школьников грамотному «чтению» символов, умению анализировать их содержание, видеть общие и отличительные черты символики разных населённых пунктов края;
- ознакомление учащихся с федеральными и региональными законами о символах, формирование понятийного аппарата по вопросам курса;
- активизация познавательного интереса учащихся, умения аргументировано высказывать свои взгляды;
- формирование у школьников навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей ребят, обобщение и углубление их знаний;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в практической и повседневной жизни.
В результате изучения курса
«Символика муниципальных образований Краснодарского края» учащиеся должны
Знать и понимать:
- основные средства и методы получения информации;
- административное устройство Краснодарского края;
- основы геральдики и вексиллологии, правила «чтения» символики;
- государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края,
символы муниципальных образований края;
- законы «О символах РФ» и «О символах Краснодарского края»;
- особенности пути развития Кубани, её роль в российской и мировой цивилизации;
- взаимосвязь и особенности истории Кубани, России и мира, национальной и региональной, локальной истории;
- видовое разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края и своей местности, редкие и исчезающие виды растений и животных края, причины их исчезновения;
- особенности края как индустриально-аграрного, основы экономического развития Кубани;
- особенности географического положения своей местности и Краснодарского края, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ;
- положение на карте основных элементов рельефа Краснодарского края, основные виды и месторождения полезных ископаемых;
- климатообразующие факторы края;
- природные ресурсы и природно-хозяйственные объекты Краснодарского края и своей местности;
- влияние географического положения и климата на особенности хозяйственной деятельности, жизни и быта населения края;
- особенности размещения основных отраслей хозяйства края и специализацию отдельных местностей края;
-уникальность памятников природы и культуры Кубани;
Уметь:
- грамотно «читать» символику, анализировать смысловое содержание символов;
- видеть общие и отличительные черты символики разных населённых пунктов края;
- проводить поиск информации в источниках разного типа, критически анализировать
источники информации;
- систематизировать полученную информацию;
- отображать информацию в различных знаковых системах (текст, таблица, схема и др.)
и переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить индивидуальную и участвовать в групповой исследовательской
работе, формулировать и представлять результаты в форме конспекта, реферата;
- определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию
по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации имеющиеся сведения,
учитывать различные мнения и интегрировать идеи.
Методы обучения
Реализуя цели и задачи курса, учителю рекомендуется применять все известные методы обучения, оптимально сочетая их между собой:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя);
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод формирования познавательного интереса, стимулирующее влияние содержание обучения, познавательные игры, создание ситуаций успеха в учении, методы стимулирования долга и ответственности в учении);
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устный и письменный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль).
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться соответствием методов:
- принципам обучения;
- целям и задачам обучения;
- содержанию данной темы;
- учебным возможностям школьников: возрастом, уровню подготовленности, особенностям коллектива;
- имеющимся условиям;
-возможностям самого учителя (опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личными качествами и профессиональными умениями др.).
Рекомендуемые формы работы с учащимися
по усвоению, обобщению и закреплению знаний, способствующие реализации целей и задач курса
Традиционные формы учебных занятий с использованием основных структурных элементов современного урока (актуализация опорных знаний, изучение нового материала, повторение и закрепления материала, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, контроль за знаниями, умениями и навыками).
Нетрадиционные формы учебных занятий: деловая игра, конференция, консультация,
с индивидуальными и групповыми формами работы, взаимообучение учащихся, творческий отчёт,
конкурсы, обобщения, зачёты, экскурсии, семинары.
Также предлагаются такие формы работы, как:
- составление кроссвордов, ребусов, тестов;
- «Найди ошибку в тексте» (описание герба, флага);
- «Собери флаг» (из разноцветных полос сложить конкретный флаг);
- «Что лишнее» (из предложенных изображений ложенных гербов, флагов выбрать те. гербов или флагов выбрать те, которые по какой-либо причине выпадают из общего логического ряда и объяснить свой выбор);
- «Подпиши название» города (района), которому принадлежит герб (флаг);
- «Соотнеси символ с населённым пунктом»;
- прикрепить изображение герба (флага) на географическую карту на месте соответствующего населённого пункта;
- игра-экзамен «Цвета (фигуры) символов» - «вытягивая» карточки с изображением фигур (цветов) символов, дать их обоснование и назвать населённые пункты, в символах которых встречается эта фигура (цвет);
- работа с терминами возможна в самых разных вариантах: тесты, соотнесение термина с определением, соотнесение термина с изображением символа, создание логических цепочек из предлагаемых терминов, разгадывание и составление кроссвордов и др.;
- работа с шаблонами (типы щитов, деления щита, части щита);
- проведение игры «Путешествие по краю», предполагающую «передвижение» ребят по «станциям» и выполнение разного рода заданий, связанных с изучаемыми темами.
Контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Контроль знаний – важный и неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса.
Задача контроля – проверка знаний и умений школьников, определение их уровня с целью восполнения пробелов в подготовке учащихся, организации повторения и включения новых знаний в систему уже усвоенных. Контроль способствует успешному решению задач формирования личности, управления познавательной деятельности учащихся.
Контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках предлагаемого факультативного курса должен быть организован с учётом следующего: во-первых, контроль не может быть осуществлён по традиционной балльной шкале, а, во-вторых, без оценки процесс усвоения невозможен. Таким образом, оптимальным вариантом осуществления контроля представляется зачётная система (текущий зачёт по отдельным темам, тематический зачёт по разделам, а также итоговый зачёт по всему курсу). Зачёт может представлять собой выполнение творческого отчёта и исследовательской работы, активное участие в деловых играх, конференциях и семинарах, регулярное выполнение заданий в тетради и т.д. Обязательным является соблюдение учителем требований, предъявляемых к контролю: объективность, регулярность, всесторонность, дифференцированность, целенаправленность, мобильность, единство требований.
Определённой новизной данной программы является акцентирование внимания через изучение символики (знание символики и умение её «читать» рассматривается не только как цель данного курса, но и как средство и метод обучения) на исторические, экономические и географические особенности Краснодарского края в целом и муниципальных образований в его составе; на исторически сложившуюся кубанскую ментальность, нашедшую своё отражение в символах Кубани; на рассмотрение Краснодарского края как региона Российской Федерации, играющего важнейшую роль в экономике страны.
Особенностью предлагаемой программы является то обстоятельство, что она послужила основой для создания своеобразного учебного пособия – рабочей тетради для учащихся, через работу с которым, в основном, и будут реализовываться цели и задачи курса. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В программе указано распределение часов по темам и разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить коррективы. Также программа даёт возможность для творческого поиска самому учителю.
К программе прилагается список источников и литературы, которым могут пользоваться как учитель, так и ученик.