21. Существует такое понятие, как «абсентеизм» - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них, проявление безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей. В широком плане – факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика «не моё дело».
Подумайте, почему и при каких условиях становится возможной такая ситуация? Видите ли вы какой-то выход из подобной ситуации?
22. В конце 2000 года были опубликованы результаты социологических исследований, из которых следовало, что 67% россиян ежедневно получают сведения о политических событиях, а около 3% вообще не обращаются к подобной информации. Почти 74% обсуждают политические события с друзьями. Однако, отвечая на вопрос о месте политики в их жизни, люди упоминают о ней реже, чем о семье, друзьях, работе, религии. Менее 1% взрослого населения входят в политические партии и организации. О чем говорят эти данные? Сделайте все возможные выводы из них.
23. Один избиратель рассказал: «Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже». Второй в ответ поведал: «А я тоже не знал, за кого голосовать. И ни за кого не стал опускать бюллетень». Поведение какого из этих избирателей кажется вам политически более грамотным, зрелым?
24. Верны ли следующие суждения о политической партии?
А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.
Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны.
25. Сформулируйте качества, которыми должен обладать политический лидер, объясните свой выбор.
26. Подумайте, какие черты присущи демократическому и авторитарному политику.
27. Учеными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе: осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.
28. В чем заключаются интересы избирателей? Почему люди участвуют в выборах, каковы мотивы голосования? В чем опасность политической апатии граждан?
29. Один из претендентов на власть объяснял избирателям, что всеобщего блага можно достичь, если подчинить себе соседние государства, добиться выхода к морям и тем самым улучшить условия торговли со всем миром. И за него многие проголосовали. Объясните мотивы голосования избирателей за такого политика. Расскажите о возможных последствиях его победы на выборах президента.
30. В наше время люди все меньше и меньше интересуются политикой. Почему падает интерес к политике?
31. А) По российским законам не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны благотворительных организаций и религиозных объединений. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить эту правовую норму? Б) Как вы думаете, почему государство оплачивает основные расходы по выборам в органы власти и не отдаёт дело их финансирования в руки частных лиц?
32. По российским законам не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан.
Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить эту правовую норму?
33. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» сказано, что граждане РФ могут как избирать, так и быть избранными «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». Объясните: почему эта статья звучит именно так; признаки какого политического режима мы видим в этой статье?
34. Как вы считаете, обоснованно ли существование возрастного ценза? Является ли, на ваш взгляд, существующий в Российской Федерации возрастной ценз оптимальным?
35. В избирательном праве ряда стран существует возрастной ценз. Считается, что избранными могут быть люди, имеющие большой жизненный опыт. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть избраны люди, достигшие 30 лет, - в США, Индии, Японии; 35 лет – в Бразилии, на Цейлоне и во Франции; 40 лет – в Бельгии, Ливии и Турции. Не нарушается ли в этих государствах право молодёжи участвовать в политической жизни?
36. Составьте портрет идеального избирателя.
37. Кто не имеет права избирать и быть избранным?
1) пенсионеры,
2) студенты,
3) недееспособные,
4) инвалиды.
38. Обладает ли гражданин РФ, проживающий за пределами России, всей полнотой избирательных прав? Если да, то каким образом он может их реализовать и на чьё содействие в реализации этих прав он может рассчитывать?
39. В следующем перечне оснований, по которым граждане могут быть лишены избирательного права, отметьте те, которые соответствуют Конституции РФ:
1) не обладающие политической культурой;
2) входящие в оппозиционные объединения;
3) признанные судом недееспособными;
4) имеющие недемократические взгляды;
5) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
40. Раскройте понятие «досрочные выборы».
Ключи к тестовым заданиям
номер задания |
номер правильного ответа |
24 |
2 |
37 |
3 |
39 |
3, 5 |