Задания с использованием межпредметных заданий на уроках в начальной школе
Иркутская область г.Усть-Илимск
МБОУ «СОШ №15»
Учитель начальных классов Елизова Наталья Анатольевна
Тема: Задания с использованием межпредметных связей на уроках в начальной школе
Задания с использованием межпредметных связей на уроках в начальной школе
1. Введение
Тема межпредметных связей для педагогики не нова.1 Решение этой проблемы обосновывалось взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания в разные периоды общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разное время рассматривали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д.
В словаре Профессиональное образование дается такое определение: «Межпредметные связи – это взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое».2
Уроки с использованием межпредметных связей в начальной школе позволяют приближать учащихся к потребности рассуждать. У ученика есть возможность применить свои знания, сделать собственные, пусть и незначительные, но очень важные для него, выводы, рассуждения, умозаключения, «открытия».
Проводя наблюдение за учащимися на интегрированных уроках, можно сделать вывод о том, что уроки с использованием межпредметных связей улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Таким образом, отметим актуальность данного материала.
В качестве проблемы назовем выявление особенностей заданий с использованием межпредметных связей.
(Объект: процесс обучения учащихся начальной школы. Предмет: особенности составления межпредметных заданий.)
Цель работы: применение межпредметных заданий на уроках в начальной школе.
Задача:
составить межпредметные задания для учащихся начальной школы;
применять составленные задания на уроках;
2. Межпредметные задания
Математика – окружающий мир 1 класс
Задача: Белка живёт 4 года. А заяц на 3 года дольше. Сколько живёт заяц? (7 лет живёт заяц)
Математика – русский язык 1 класс
Задание: Расшифруй слово: Замени круг буквой З, ломаную – буквой А, квадрат – буквой Я, треугольник – буквой Ц. (ЗАЯЦ)
Эти зверьки общаются друг с другом, отбивая барабанную дробь передними лапами.
Математика – окружающий мир 1 - 2 класс
Задача: Катя нарисовала солнце, 2 облака, 3 цветка, 4 гриба, 5 птиц. Сколько объектов живой природы и объектов неживой природы нарисовала Катя? (12 объектов живой природы (цветы, грибы, птицы). 3 объекта неживой природы (солнце, облака).
На сколько больше объектов живой природы, чем объектов неживой природы?
(На 9 объектов живой природы больше, чем объектов неживой природы)
Литературное чтение – русский язык 2 класс
(Учебник Литературное чтение 2 класс 2 часть Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А. Перспектива)
Николай Сладков «Весенний звон»
Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок — да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась — повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев — вот наделала звону!
Задание к тексту:
1. Прочитай текст. Почему называется «Весенний звон»?
2. Про каких птиц говорится в тексте? Подчеркни название птицы, о которой не говорится в тексте: ворона, синица, дятел, воробей
3. Найди в тексте слова с подчеркнутыми буквами. Подбери проверочные слова:
схв_тил - ______________
моро_ - ______________
л_дяной - ______________
поск_льзнулась - ______________
г_л_вой - ______________ , ______________
Литературное чтение – окружающий мир – русский язык 2 класс
(Учебник Литературное чтение 2 класс 2 часть Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А. Перспектива)
Геннадий Снегирёв «Отважный пингвинёнок»
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Задание к тексту:
1. Перед прочтением текста вопрос: Что вы знаете о пингвинах?
2. После прочтения текста:
Где происходит действие?
На какой высоте стоял пингвинёнок?
Какой пингвинёнок? Почему?
3. Подберите синонимы к слову отважный.
4. Найдите слова-действия (что делал пингвинёнок сначала, что – потом).
5. Найдите закономерность и узнаете, сколько видов пингвинов существует.
8 | 7 | 56 |
4 | 8 | 32 |
6 | 3 | ? |
(Существует 18 видов пингвинов)
6 .
Найдите закономерность и узнаете, какую температуру выдерживают пингвины.
(Пингвины выдерживают температуру -600)
Математика – русский язык 1 класс
Во время устного счета:
1) Решить примеры:
6+3 = 3+4 =
7–2 = 9–5 =
5–3 = 4+2 =
2) Составить слово, используя таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
О | Е | Б | К | Ч | И | Н | С | У |
Ответ: УЧЕНИК
Окружающий мир – технология 1 – 2 класс
Постановка проблемы: Что вы можете рассказать про белку, используя эти картинки?
Когда белки перепрыгивают с дерева на дерево или соскакивают на землю, хвост служит им рулем и парашютом.
Окраска шерсти этих зверьков зависит от сезона года и географического местообитания. Цвет шерсти— темно-серый, рыжий, светло-серый.
Живут белки как в тайге, так и в смешанных и широколиственных лесах.
О сновную массу пищи зверька составляют семена и орехи хвойных деревьев. Летом к этому корму прибавляются ягоды и грибы.
В холодное время белки прячутся в дупла, выдолбленные дятлом, или поселяются в собственных шарообразных гнездах. Внутри гнездо выстилает мхом, сухими травинками, листьями.
Составление рассказа о белке с опорой на картинки, затем – лепка белки из пластилина.
Математика – Русский язык 2 – 3 класс
+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | а | о | в | л | д |
2 | с | е | м | ъ | э |
3 | з | н | т | я | ж |
4 | х | ы | ф | б | у |
5 | и | г | к | р | ь |
Составьте примеры с ответами от 3 до 10 по порядку:
… + … = 3
… + … = 4
… + … = 5
… + … = 6
… + … = 7
… + … = 8
… + … = 9
… + … = 10
Выберите подходящие буквы, которые находятся на пересечении чисел (соответствующие ответы). Составьте слово, означающее название месяца.
Например, 2 + 1 = 3. Первая буква слова – С.
(Ответ: СЕНТЯБРЬ)
Русский язык – информатика 4 класс
При закреплении словарных слов в 4 классе можно использовать следующее задание:
1. Запусти программу Microsoft Word.
2. Установи размер шрифта 22 пт.
3. Измени цвет шрифта на синий.
4. Набери слова в алфавитном порядке.
металл расстояние аллея тонна русский
аккуратно килограмм медленно пассажир шоссе торжественный одиннадцать суббота троллейбус коллектив
5. Выдели двойные согласные в каждом слове и измени цвет шрифта на красный.
6. Выдели слова на букву А, измени начертание шрифта – полужирный.
7. Выдели слова на букву К, измени начертание шрифта – курсив.
8. Выдели слова на букву Т, измени начертание шрифта – подчёркнутый.
Дополнительно:
Используя данные слова, составь и набери предложения. Измени цвет шрифта.
Внеклассное мероприятие в 1 классе: ВИКТОРИНА «Знаток»
Представленный материал будет интересен учителям начальной школы. Работа содержит задания на обобщение, закрепление знаний пройденного материала по русскому языку, математике, окружающему миру.
Предлагается провести мероприятие для учащихся 1 класса (в IV четверти). Возможно использовать данный материал и в начале 2 класса. Задания викторины предусматривают групповую работу учащихся. Организация викторины предполагает деление учащихся на группы (допустимо – по рядам в классе). Участник команды выбирает категорию и уровень вопроса (например: категория – математика, 30 баллов). Участники команды дают ответ. За полный ответ команде начисляются баллы. В конце викторины баллы суммируются. Выигрывает команда, у которой больше всего баллов.
Цель: Актуализация и систематизация знаний по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.
Задачи:
Повторить и закрепить знания по русскому языку, математике, окружающему миру.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
УУД:
Регулятивные: Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.
Познавательные: Принимать и сохранять учебные цели. Проявлять самостоятельность и инициативу.
Коммуникативные: Взаимодействовать со сверстниками в процессе решения задач. Владеть монологической и диалогической речью. Выражать свое мнение, принимать другое.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран
Задания для викторины оформлены в программе Power Point. Для перехода на вопрос использована гиперссылка.
Русский язык
Сколько букв в алфавите? Ответ: 33
У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. Какая орфограмма чаще всего встречается в этом тексте? Ответ: ЖИ – ШИ
Из перепутанных слов разных предложений восстановите два предложения.
Стояла, малыши, морозная, надели, погода, валенки
Ответ: Стояла морозная погода. Малыши надели валенки.
В каких словах нужно вставить мягкий знак?
Девоч(?)ка, бол(?)ница, туч(?)ка, кон(?)ки, бол(?)шой, точ(?)ка, пис(?)мо, гон(?)щик, школ(?)ник.
Ответ: Девочка, больница, тучка, коньки, большой, точка, письмо, гонщик, школьник
Какой знак нужно поставить в конце каждого предложения? Почему?
Какой красивый букет Ответ: !
Наступила холодная зима Ответ: .
Беги быстрее Ответ: !
Сколько стоит тетрадь Ответ:?
Давайте играть в прятки Ответ: .
Какая сегодня погода Ответ: ?
Собака грозно рычит Ответ: .
Пора вставать Ответ: !
Какой чудесный день Ответ: !
Математика
Решите примеры:
6 + 3 = Ответ: 9
8 – 4 = Ответ: 4
10 – 8 = Ответ: 2
12 + 7 = Ответ: 19
15 + 3 = Ответ: 18
17 – 4 = Ответ: 13
12 – 10 = Ответ: 2
4 + 16 = Ответ: 20
19 – 9 = Ответ: 10
Решите задачу:
У Кати было 6 кукол. Ей подарили еще 2 куклы. Сколько кукол стало у Кати? Ответ: 8 кукол
Какую цифру нужно вставить вместо многоточия, чтобы равенство получилось верным?
7 – 1 + … = 9 Ответ: 3
8 – … + 4 = 10 Ответ: 2
6 – 2 + … = 8 Ответ: 4
… – 3 + 1 = 8 Ответ: 10
Решите задачу:
В магазин привезли 4 ящика с яблоками и 6 ящиков с бананами. Потом привези ещё 4 ящика с апельсинами. Сколько всего ящиков с фруктами привезли в магазин? Ответ: 14 ящиков
Посчитайте, сколько здесь треугольников?
Ответ: 6 треугольников
Окружающий мир
Что такое природа? Ответ: Природа – это то, что нас окружает, что не создано человеком
Что относится к живой и неживой природе? Ответ: Солнце, воздух, камни, звезды, вода – это неживая природа. Растения, грибы, животные – это живая природа
Какие растения вы знаете? Ответ: Деревья: береза, тополь, ель, пихта, сосна; кустарники: сирень, шиповник, малина, черемуха; травянистые растения (травы): одуванчик, клевер, репейник, подорожник
Что изображено на картинке?
Ответ: Овощи и фрукты
Назовите овощи, затем – фрукты. Ответ: Овощи: капуста, помидор, огурец, картофель, баклажан, перец; фрукты: банан, яблоко, апельсин, гранат, груша, лимон
Как понимаете выражение: ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ
Ответ: О бесполезных поисках того, что уже и не найдешь. Происхождение этого выражения связывают с древним ритуалом вызывания ветра, когда он был нужен для хозяйственных нужд (например, для работы мельницы). Самым действенным способом вызывания считался свист. При этом, согласно поверьям, ветер обитает в далеких и таинственных местах, он непостоянен и неуловим, может вмиг исчезнуть («как ветром сдуло»). Получается, сколько не свищи – ветер вас не услышит. Бессмысленность поисков подчеркивается тем, что они происходят именно в поле – широком, открытом пространстве.
Источники:
1. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509281/
3. https://animalreader.ru/zayats-rusak.html
4. https://www.podorov.com/top/informatsiya/skolko-zhivut-belki/
5. https://интересный.com/interesnye-fakty-o-pingvinah/
7. http://psihdocs.ru/mejpredmetnie-svyazi-v-nachalenoj-shkole-v-usloviyah-realizaci.html
9. https://infourok.ru/teksti-diktantov-dlya-uchaschihsya-klassa-zhi-shi-cha-scha-1158923.html
10. https://infourok.ru/zadaniya_na_leto_po_russkomu_yazyku_1_klass.-150149.htm
11. http://gigabaza.ru/doc/113831.html
13. 7 иллюстрированных словарей русского языка для детей в одной книге/Авт.-сост. Д.В.Недогогов. – Москва: АСТ, 2014.