Использование заданий арт-технологии для достижения метапредметных результатов на урока географии
Статья: Использование заданий арт-технологии для достижения метапредметных результатов на уроках географии.
К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением учащихся средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. В связи с этим, было решено взять за основу арт-технологию (Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007 – С.159-182).
В рамках нашей статьи мы хотим обратиться к такому педагогическому средству как арт-технология. Арт-технология – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности, а также на формирование метапредметных результатов в образовательном процессе.
Арт-технология – это творческое конструирование средствами искусства эмоционально-значимых для школьников творческих действий (взаимодействий), система педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании (Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С. В. Будько // Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67).
Выбор этой технологии не случаен, иногда чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность индивидуального развития обучающихся. Они могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос, а самое главное – самовыражаться (Аксёнова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов – СПб.: Реноме, 2012).
Метапредметная деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия (Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007 – С.159-182).
По значимости географические умения занимают одно из первых мест в школьной географии, так как этот предмет имеет практическую направленность: работа с картой полушарий, работа с контурной картой, решение задач и др. Поэтому нами была разработана таблица «Метапредметные задания с использованием арт-технологии», в которой содержатся задания арт-технологии по календарно-тематическому плану на каждый урок для 5-9 классов. Эти задания представлены во фрагменте таблицы 1.
Фрагмент таблицы 1 – Метапредметные задания с использованием арт-технологии на уроках географии.
Тема урока | Задания | Метапредметные результаты |
Коринская, В.А. География материков и океанов. 7 кл. : учебник / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – 4-е изд. – М. : Дрофа, 2016. – 335 с. | ||
Происхождение материков и океанов. Рельеф Земли. | 1)Определить формы рельефа по описанию 2)Определить формы рельефа по фотографиям местности 3)Определить формы рельефа по произведению писателя | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. |
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. | 1)Составить кроссворд без текста, а информация представлена в виде отдельных слов, условных знаков, схематических рисунков, расположением элементов информации относительно друг друга | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
Воды Мирового океана. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1)Сочинить сказку и нарисовать плакат к этой сказке | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. |
Географическая оболочка. Природные зоны | 1)Спроектировать символический знак, обозначающий ту или иную природную зону 2)Определить о какой природной зоне идет речь в песне 3)Определить о какой природной зоне идет речь в произведении 4)Определить о какой географической оболочке идет речь в песне 5) Определить о какой географической оболочки идет речь в произведении | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
В таблице представлены задания арт-технологии к каждой теме урока по календарно-тематическому планированию, а также к каждому заданию прописано какие метапредметные результаты будут формироваться при использовании данных заданий. Учитель может использовать эти задания в своей профессиональной деятельности.
К методическим рекомендациям развития метапредметных результатов посредством арт-технологии относится следующее:
учет возрастных особенностей обучающихся;
своевременное распределение учебных часов на использование заданий арт-технологии в тематических планах учителя географии;
формирование мотивации обучающихся на выполнение метапредметных заданий с использованием арт-технологии посредством разнообразия самих заданий.
В данной статье рассматривается проблема формирования метапредметных результатов посредством использования заданий арт-технологии. Мы предполагаем, что метапредметные задания с использованием арт-технологии будут развивать у учащихся: географическое использование умений и навыков, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007 – С.159-182
Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С. В. Будько // Управление качеством образования. – 2012. – №3. С. 66-67
Аксёнова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов – СПб: Реноме, 2012. – С. 134-135
Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М. : Высшая школа, 2007 – С.159-182.