Урок «Особенности метапредметных заданий на уроках математики при формировании метапредметных результатов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Череповца
План-конспект урока математики
в 5 классе по теме:
«Решение уравнений и задач»
Разработала учитель математики
высшей квалификационной категории Козлова Наталья Борисовна
г. Череповец
2017 - 2018 уч. г.
Пояснительная записка
Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Известно, что на формирование здоровья школьников на долю социальных факторов отводиться 50%. Поэтому, если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится. Для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой является школа, где ребенок проводит минимум четверть суток.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Время реализации урока: 40 минут
Учебник: Математика для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд –М.: Мнемозина, 2013г.
Цель урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Решение уравнений»:
Образовательная – закрепить практические умения учащихся составлять уравнения к задачам и решать их с помощью правил нахождения неизвестных компонентов при арифметических действиях;
развивающая – развитие познавательной активности, креативности, логического и аналитического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, речи учащихся;.
воспитательная – воспитание культуры общения, умения сотрудничать и работать в команде, реально оценивать результат своей работы.
здоровьесберегающая – создание комфортной психологической и гигиенической обстановки на уроке, чередование форм и видов деятельности, предупреждение нарушений осанки и зрения учащихся.
Задачи урока: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и состоянию здоровья.
УУД:
Личностные - формируют внимательность в вычислениях и аккуратность в записях; развивают требовательное отношение к себе и своей работе.
Регулятивные – планируют, контролируют и адекватно оценивают выполненную работу, прогнозируют и корректируют ошибки.
Познавательные - умеют осознанно применять полученные знания: работают с имеющейся информацией: дополняют, структурируют, обобщают: обосновывают этапы решения уравнения и задачи.
Коммуникативные - умеют включаться в обсуждение: аргументируют свой ответ или ответ одноклассника, отстаивают свою точку зрения, контролировать действие партнёра, слушать.
Планируемые результаты:
предметные – уметь решать уравнения и составлять уравнение по тексту задачи;
метапредметные – уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Средства обучения: доска, листы контроля, компьютер, мультимедийный проектор.
Методы оценивания применяемые на уроке: метод самооценки, тестирование, оценивание друг друга.
Дидактическая структура урока
Урок разработан с использованием частично технологий проблемного и развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий. Путем последовательного и целенаправленного выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, создания условий для развития личности, ориентирования учебного процесса на потенциальные возможности детей. Методы и приемы, использованные на уроке: индивидуальная и групповая работа, поисковый, проблемный и наглядные методы. На уроке используются авторские мультимедийные ресурсы, что позволяет визуализировать изучаемый материал и способствует более прочному усвоению.
Урок относится к теме «Умножение и деление натуральных чисел». На изучение этой темы отводится 27 часов. Разработанный урок является 25-ым. Поэтому большая часть урока отводится закреплению и самостоятельной работе.
Структура урока:
Организационный этап (2 мин.)
Проверка домашнего задания ( 4 мин)
Мотивация учебной деятельности учащихся. ( 2 мин)
Актуализация знаний (7 мин.)
Постановка цели и задач ( 2 мин )
Систематизация знаний (10 мин.)
Эмоциональная разрядка (физминутка) (3 мин.)
Контроль знаний: (5 мин.)
Добывание знаний в новой ситуации ( 5 минут)
Домашнее задание (1 мин.)
Рефлексия (1 мин.)
№ |
Этапы учебной деятельности |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Здоровье сберегающая деятельность |
|||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
||||||
1 |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1 |
Организационный этап |
Активизация внимания детей. |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Распределяет учащихся на группы. Начинаем мы урок. Будь внимателен, дружок. Посмотри ка, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? И начнём сейчас опять получать оценки «5»! Сегодня Вы работаете в группах. Соблюдайте правила поведения в группе! Учитель просит выполнить упражнение для губ: «Поехали». |
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки контроля. |
Настрой на получение новых знаний |
Прогнозирование своей деятельности |
Развитие доброжелательности |
Умение выделять нравственный аспект поведения. |
Создание комфортной психологической и гигиенической обстановки на уроке. |
2. |
Этап проверки домашнего задания |
Установление осознанности выполнения домашних заданий. |
На дом Вам был задан творческий проект по теме «Текстовые задачи по теме «Здоровье и математика». Предлагаю презентовать свой проект, выбрав из каждой группы по одному проекту. Поднимите правую руку вверх, те кто получил высокую оценку своего проекта ребятами, левую, все остальные. Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом. |
Обсуждают в группах и выбирают наиболее понравившийся проект. (Математика сбалансированного питания; расчет дозировки лекарств, расчет витаминов и т.п.) Обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание. Оценивают и обсуждают в группе лучшие проекты и ставят отметку на «волшебной линейке». Выполняют требования учителя |
Осознанное построение речевого высказывания |
Сравнение, анализ, самоконтроль. |
Сотрудничество со сверстниками |
Умение выделять нравственный аспект оценивания |
Снятие напряжения мышц спины и рук, увеличение двигательной активности. |
3 |
Этап мотивации учебной деятельности учащихся. |
Воспитание доброжелательности и позитивного настроя на работу. |
Ответьте на вопросы и узнаете девиз урока.( Приложение 1) Те, кто ответил на все вопросы «да», хлопните в ладоши. Говорят мы то, что мы едим. – Девиз нашего урока. У каждого из вас на столах лежат карточки контроля (Приложение 2). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" – справился с задачей без затруднений, "±" – справился с задачей, но возникали сложности, "?" – ещё остались вопросы по теме. |
Выясняют девиз урока, отвечая на вопросы. Учащиеся выбирают и в листе контроля отмечают либо солнышко, либо тучку, желающие высказывают своё мнение с места. Выполняют упражнение для кистей: «Ладошки». |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Сравнение, анализ, самоконтроль. |
Тренинг общения, |
Умение ориентироваться в своей системе знаний. |
Психомоторный настрой, увеличение двигательной активности |
4 |
Актуализация знаний |
Актуализировать знания учащихся по изученной теме |
На уроке мы выясним, сколько калорий вы получите сегодня в нашей школьной столовой, если будете питаться в ней два раза в день. После выполнения каждого задания Вы будете получать подсказки для ответа на этот вопрос. Ребята, посмотрите вокруг и прочитайте про себя все слова, которые видите. По периметру класса развешаны слова – названия компонентов действий – сумма, разность, произведение, частное, слагаемое, слагаемое, делимое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, множитель, делитель). Как называются выражения, в которых один из компонентов – неизвестен? Отметьте на волшебной линейке уровень своих знаний по теме. Вспомните правила нахождения неизвестных компонентов действий, оценив друг друга в парах( на листе контроля заполняют таблицу). Учитель рефлексирует уровень выполнения задания: топнуть 3 раза тем, кто справился на «5», 2 раза, кто заработал «4» и 1 раз остальным. Выдает подсказку № 1(Приложение3) |
По периметру класса ищут компоненты действий сложения, вычитания, умножения, и деления. Отвечают на вопросы. Учащиеся выставляют отметку на волшебной линейке. Вспоминают правила нахождения неизвестных компонентов суммы, разности, произведения и частного, и закрепляют их, отвечая по таблице на вопросы. Рефлексируют выполнение задания. Работают в группах. Ответы проверяют по слайдам презентации. |
Поиск и выделение необходимой информации, |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи |
Умение уважать мнение товарищей, доброжелательность |
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
Профилактика утомления зрения. Снятие мышечного напряжения шейного отдела и ног. |
5 |
Постановка цели и задач урока. |
Принятие обучающимися целей урока. |
Подводит школьников к формулировке темы урока, слушает версии. Обобщает всё вышесказанное, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Тема нашего урока: Решение уравнений и задач и Здоровое питание. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Решение уравнений и задач» и суметь применить их при решении жизненных задач. Выдает подсказку № 2(Приложение3) |
Формулируют тему и цель урока. |
Выделение и формулирование познавательной цели. |
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. |
Умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении. |
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. |
Психомоторный настрой, положительная мотивация |
6 |
Систематизация знаний. |
Обобщить знания учащихся по изученной теме |
Учитель: На листе контроля решите задание «Лови ошибку», (Комментирует, дифференцируя уровень выполнения задания базовый – подчеркнуть ошибку, повышенный – исправить – во втором столбике, высокий – объяснить, на какое правило была допущена эта ошибка). Просит выставить отметку и проверяет уровень выполнения задания поднятием рук. Выдает подсказку № 3 (Приложение3) Учитель предлагает в каждой группе обсудить результаты упражнения. |
Отвечают, комментируя свои мысли. Решают уравнения Рефлексируют уровень выполнения задания, выполняют двигательные упражнения. Работают в группе( объясняют где ошибка, в чем состоит, как исправить). |
.Анализ решений |
Саморегуляция |
Умение выражать мысли, слушать и вступать в диалог |
Самоопределение. |
Коррекция правильной осанки и повышение мотивации. |
7 |
Эмоциональная разрядка (физминутка) |
Смена деятельности. |
Проводит физкультминутку (Приложение 5 и 6). Координирует действия детей. |
Выполняют упражнения для зрения и повышения эмоционального уровня. |
Восстановление |
Осознание ценности здоровья |
Гимнастика для глаз, коррекция слуха музыкой. |
||
8 |
Контроль знаний |
Повышение интереса к предмету. |
Учитель: На листе контроля найдите тематические задачи и решите одну из них, по выбору на отведенном месте. Группа может обсуждать решение, разбившись по интересам. Учитель направляет работу. Подводит итог по критериям через рефлексию наклонов головы. Выдает подсказку № 4 (Приложение3). Произведите расчёты и выясните калорийность либо завтрака, либо обеда. |
Разбиваются по интересам, пересаживаются если надо, решают задачу. слушают выступления одноклассников. Решения демонстрируют на доске. Объясняют решение при необходимости. Оценивают себя. Выясняют калорийность школьного завтрака или обеда. Делают выводы. |
Выполнение учебных задач. |
Определение себя как субъекта деятельности |
Управление своим поведением: самоконтроль |
Формирование мотивации к закреплению материала |
Активизация умственной работы. |
9 |
Добывание знаний в новой ситуации |
Повышение интереса к предмету. |
Учитель: Выполните задание и вы узнаете слово, являющееся суммарным показателем(по словарю В. Даля), который складывается из ощущений: коренастый, сильный, крепкий, дородный и др. (Приложение 4). Организует и контролирует процесс решения кроссворда в группе. |
Решают кроссворд. |
Поиск и выделение необходимой информации |
Определение себя как субъекта деятельности |
Управление своим поведением |
Формирование мотивации к закреплению материала |
Активизация умственной работы. |
10 |
Домашнее задание |
Обеспечить понимание содержания домашнего задания |
П 10, № 395(в или г), или 396(а или б); № 397(любую задачу на выбор), дополнительно: проект «Расчет калорийности домашнего обеда.» Объясняет суть домашнего задания. Продолжите работу по расчёту составлению сбалансированного меню. |
Записывают задание в дневники. |
Умение делать осознанный выбор |
Развитие благоприятной эмоциональной атмосферы |
|||
11 |
Рефлексия |
Дать оценку работе класса на уроке |
Подводит итоги урока. Предлагает учащимся заполнить листы самооценки, предварительно отметив на волшебной линейке итог урока. Просит сравнить показатели и высказаться о результатах работы на уроке нескольких учащихся. |
Заполняют листы самооценки своей деятельности на уроке. Подводят итог урока. |
Соотнесение познавательной цели с итогом урока |
Осознание качества и уровня усвоения темы |
Умение аргументировать свою точку зрения. |
Самооценка |
Эмоциональная разгрузка |
Приложение 1.
Анкета.
Интересуетесь ли Вы энергетической ценностью пищи?
«Здоровое питание» - это про Вас?
Ваше самочувствие зависит от того, что Вы съели?
Приложение 2.
Лист контроля _____________________________(ФИ)
0 5
1) Теоретическая карточка
№ пп |
Знаю |
Умею |
Остались вопросы |
Взаимо-проверка |
|
1 |
Нахождение неизвестного множителя |
||||
2 |
Нахождение неизвестного делимого |
||||
3 |
Нахождение неизвестного делителя |
||||
4 |
Нахождение неизвестного слагаемого |
||||
5 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого |
||||
6 |
Нахождение неизвестного вычитаемого |
||||
7 |
Составление уравнения к задаче |
||||
Итого: |
Оцени себя:
«5» за 14 плюсов;
«4» за 12-13 плюсов;
«3» за 10 – 11плюсов.
2) «Лови ошибку» .
2.1. 2х 8 = 14 2.2. 2.3.
2х = 14 8
2х = 6
х = 6 : 2
х = 3
Ответ: х = 3.
2.1.) Найди ошибку. Подчеркни строку с ошибкой.
2.2.) Найди и исправь ошибку.
2.3.) Найди ошибку, исправь и объясни на какое правило она была допущена.
Оцени себя: «5» - за верный ответ на третий вопрос;
«4» - за верный ответ на второй вопрос;
«3» - за верный ответ на первый вопрос.
3) Задачи проекта:
1) Найдите скорость передачи сигналов по нервным путям у здорового школьника, если известно, что после получения отличной отметки эта скорость стала равной 442 км / час, а на прохождение сигнала потребовалось на 12 км / час быстрее, чем обычно.
2) Калорийность обеда школьника равна 500Ккал. Известно, что пищевая ценность супа и картофеля одинаковы, а калорийность курицы на 160 Ккал больше. Найдите Калорийность супа.
3) На тренировке спортсмен сначала бегал в зале несколько кругов, а затем перешёл на стадион, где пробежал на 10 кругов меньше. Сколько кругов пробежал этот ребенок, если всего он пробежал 24 круга?
Я решаю задачу №____.
Пусть х _______________________________________________________,
Тогда (___)____________________________________________________.
Уравнение:
Ответ: ______________________________________.
4) Кроссворд
Ключевое слово: Суммарный показатель(по словарю В. Даля), который складывается из ощущений: коренастый, сильный, крепкий, дородный др.
Оцени себя:
«5» за верный ответ;
«4» за 4 верные буквы;
«3» за 3 верные буквы.
5) Итог урока:
Критерии |
Показатели |
||
«Я» |
Достиг ли урок поставленной цели? ________________ |
Моё настроение на уроке: |
Доволен ли своей работой?________ |
Приложение 3.
Подсказка 1.
Возраст, лет |
Пол |
Ккал/завтрак |
Ккал/обед |
6 |
— |
600 |
800 |
7–10 |
— |
700 |
900 |
11–13 |
Мальчики, девочки |
850, 800 |
950, 850 |
Подсказка 2.
Меню столовой.
Расчет калорийности пищи
Продукты |
Количество, г |
Калорийность, ккал на 100 г |
Расчет калорийности пищи, ккал |
Завтрак Творог |
125 |
80 |
100( 80+80:4) 190( 380:2 ) 115( 230:2 ) 115(660:4) 620(310 ∙ 2) |
Подсказка 3.
Расчет калорийности пищи
Продукты |
Количество, г |
Калорийность, ккал на 100 г |
Расчет калорийности пищи, ккал |
Обед Суп |
150 |
180 |
270 332 ___ ___ ___ |
Подсказка 4
Завтрак |
|||
продукты |
ккал |
количество граммов |
итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
Каша пшеничная Масло сливочное |
83 2 |
250 200 |
|
Итого: |
|||
Вывод: |
|||
Обед |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Суп из рыбы Котлета куриная Чай |
80 2 |
150 100 |
|
Итого: |
|||
Вывод: |
Приложение 4
Кроссворд
1 |
||||||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||||||
5 |
Равенство, содержащее неизвестное. Ответ: уравнение.
Много текста и решить надо. Ответ: задача.
Числа, которые перемножают. Ответ: множители.
Знак, используемый для записи числа. Ответ: цифра.
Закон сложения: а + в = в + а. Ответ: переместительный.
Ответ: Ражий.
Приложение 5.
Для физической паузы:
Учитель: - Мы с вами много работали, устали, давайте взбодримся, получим новый заряд энергии. А поможет нам небольшая разминка. Вы знаете, что в природе существуют 4 времени года: осень, зима, весна и лето. Попробуем изобразить их.
Осень Танцуем танец осени. Активно двигаем руками, изображая осенний листопад. Ощутите энергию и тепло в своем теле.
Зима Зимой вокруг пушистый снег. И движения наши мягче, более плавные. Следите, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Весна Пришла весна. Выглянуло солнышко. Можно попрыгать, покрутиться на месте. Ваша цель – по-новому ощутить свои ноги, то есть почувствовать стабильность и уверенность.
Лето Наше настроение улучшилось. Ярко светит солнышко. Воздух чистый, дышите глубже, чем обычно. Делайте глубокий вдох, а затем выдох.
Теперь вы полны сил и готовы к новым свершениям.