12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья345
Справедлива, находчива, креативна.
Россия, Вологодская обл., Череповец
1

Урок «Особенности метапредметных заданий на уроках математики при формировании метапредметных результатов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

г. Череповца

План-конспект урока математики

в 5 классе по теме:

«Решение уравнений и задач»

Разработала учитель математики

высшей квалификационной категории Козлова Наталья Борисовна

г. Череповец

2017 - 2018 уч. г.

Пояснительная записка

Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Известно, что на формирование здоровья школьников на долю социальных факторов отводиться 50%. Поэтому, если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится. Для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой является школа, где ребенок проводит минимум четверть суток.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Время реализации урока: 40 минут

Учебник: Математика для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд –М.: Мнемозина, 2013г.

Цель урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Решение уравнений»:

Образовательная – закрепить практические умения учащихся составлять уравнения к задачам и решать их с помощью правил нахождения неизвестных компонентов при арифметических действиях;

развивающая – развитие познавательной активности, креативности, логического и аналитического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, речи учащихся;.

воспитательная – воспитание культуры общения, умения сотрудничать и работать в команде, реально оценивать результат своей работы.

здоровьесберегающая – создание комфортной психологической и гигиенической обстановки на уроке, чередование форм и видов деятельности, предупреждение нарушений осанки и зрения учащихся.

Задачи урока: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и состоянию здоровья.

УУД:

Личностные - формируют внимательность в вычислениях и аккуратность в записях; развивают требовательное отношение к себе и своей работе.

Регулятивные – планируют, контролируют и адекватно оценивают выполненную работу, прогнозируют и корректируют ошибки.

Познавательные - умеют осознанно применять полученные знания: работают с имеющейся информацией: дополняют, структурируют, обобщают: обосновывают этапы решения уравнения и задачи.

Коммуникативные - умеют включаться в обсуждение: аргументируют свой ответ или ответ одноклассника, отстаивают свою точку зрения, контролировать действие партнёра, слушать.

Планируемые результаты:

предметные – уметь решать уравнения и составлять уравнение по тексту задачи;

метапредметные – уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Средства обучения: доска, листы контроля, компьютер, мультимедийный проектор.

Методы оценивания применяемые на уроке: метод самооценки, тестирование, оценивание друг друга.

Дидактическая структура урока

Урок разработан с использованием частично технологий проблемного и развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий. Путем последовательного и целенаправленного выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, создания условий для развития личности, ориентирования учебного процесса на потенциальные возможности детей. Методы и приемы, использованные на уроке: индивидуальная и групповая работа, поисковый, проблемный и наглядные методы. На уроке используются авторские мультимедийные ресурсы, что позволяет визуализировать изучаемый материал и способствует более прочному усвоению.

Урок относится к теме «Умножение и деление натуральных чисел». На изучение этой темы отводится 27 часов. Разработанный урок является 25-ым. Поэтому большая часть урока отводится закреплению и самостоятельной работе.

Структура урока:

Организационный этап (2 мин.)

Проверка домашнего задания ( 4 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся. ( 2 мин)

Актуализация знаний (7 мин.)

Постановка цели и задач ( 2 мин )

Систематизация знаний (10 мин.)

Эмоциональная разрядка (физминутка) (3 мин.)

Контроль знаний: (5 мин.)

Добывание знаний в новой ситуации ( 5 минут)

Домашнее задание (1 мин.)

Рефлексия (1 мин.)

Этапы учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Здоровье сберегающая деятельность

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

 

1

2

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный

этап

Активизация внимания детей.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Распределяет учащихся на группы.

Начинаем мы урок. Будь внимателен, дружок. Посмотри ка, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? И начнём сейчас опять получать оценки «5»!

Сегодня Вы работаете в группах. Соблюдайте правила поведения в группе!

Учитель просит выполнить упражнение для губ: «Поехали».

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки контроля.

Настрой на получение новых знаний

Прогнозирование своей деятельности

Развитие доброжелательности

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Создание комфортной психологической и

гигиенической обстановки на уроке.

2.

Этап проверки домашнего задания

Установление осознанности выполнения домашних заданий.

На дом Вам был задан творческий проект по теме «Текстовые задачи по теме «Здоровье и математика». Предлагаю презентовать свой проект, выбрав из каждой группы по одному проекту.

Поднимите правую руку вверх, те кто получил высокую оценку своего проекта ребятами, левую, все остальные.

Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом.

Обсуждают в группах и выбирают наиболее понравившийся проект.

(Математика сбалансированного питания; расчет дозировки лекарств, расчет витаминов и т.п.)

Обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание.

Оценивают и обсуждают в группе лучшие проекты и ставят отметку на «волшебной линейке».

Выполняют требования учителя

Осознанное построение речевого высказывания

Сравнение, анализ, самоконтроль.

Сотрудничество со сверстниками

Умение выделять нравственный аспект оценивания

Снятие напряжения мышц спины и рук, увеличение двигательной активности.

3

Этап мотивации учебной деятельности учащихся.

Воспитание доброжелательности и позитивного настроя на работу.

Ответьте на вопросы и узнаете девиз урока.( Приложение 1) Те, кто ответил на все вопросы «да», хлопните в ладоши.

Говорят мы то, что мы едим. – Девиз нашего урока.

У каждого из вас на столах лежат карточки контроля (Приложение 2). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" – справился с задачей без затруднений,

"±" – справился с задачей, но возникали сложности,

"?" – ещё остались вопросы по теме.

Выясняют девиз урока, отвечая на вопросы.

Учащиеся выбирают и в листе контроля отмечают либо солнышко, либо тучку, желающие высказывают своё мнение с места.

Выполняют упражнение для кистей: «Ладошки».

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Сравнение, анализ, самоконтроль.

Тренинг общения,

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Психомоторный настрой, увеличение двигательной активности

4

Актуализация знаний

Актуализировать знания учащихся по изученной теме

На уроке мы выясним, сколько калорий вы получите сегодня в нашей школьной столовой, если будете питаться в ней два раза в день. После выполнения каждого задания Вы будете получать подсказки для ответа на этот вопрос.

Ребята, посмотрите вокруг и прочитайте про себя все слова, которые видите. По периметру класса развешаны слова – названия компонентов действий сумма, разность, произведение, частное, слагаемое, слагаемое, делимое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, множитель, делитель). Как называются выражения, в которых один из компонентов – неизвестен?

Отметьте на волшебной линейке уровень своих знаний по теме. Вспомните правила нахождения неизвестных компонентов действий, оценив друг друга в парах( на листе контроля заполняют таблицу). Учитель рефлексирует уровень выполнения задания: топнуть 3 раза тем, кто справился на «5», 2 раза, кто заработал «4» и 1 раз остальным. Выдает подсказку № 1(Приложение3)

По периметру класса ищут компоненты действий сложения, вычитания, умножения, и деления. Отвечают на вопросы.

Учащиеся выставляют отметку на волшебной линейке.

Вспоминают правила нахождения неизвестных компонентов суммы, разности, произведения и частного, и закрепляют их, отвечая по таблице на вопросы.

Рефлексируют выполнение задания.

Работают в группах. Ответы проверяют по слайдам презентации.

Поиск и выделение необходимой информации,

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи

Умение уважать мнение товарищей, доброжелательность

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

Профилактика утомления зрения.

Снятие мышечного напряжения шейного отдела и ног.

5

Постановка цели и задач урока.

Принятие обучающимися

целей урока.

Подводит школьников к формулировке темы урока, слушает версии. Обобщает всё вышесказанное, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Тема нашего урока: Решение уравнений и задач и Здоровое питание.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Решение уравнений и задач» и суметь применить их при решении жизненных задач.

Выдает подсказку № 2(Приложение3)

Формулируют тему и цель урока.

Выделение и формулирование познавательной цели.

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом.

Умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом.

Психомоторный настрой, положительная мотивация

6

Систематизация знаний.

Обобщить знания учащихся

по изученной теме

Учитель: На листе контроля решите задание «Лови ошибку», (Комментирует, дифференцируя уровень выполнения задания базовый – подчеркнуть ошибку, повышенный – исправить – во втором столбике, высокий – объяснить, на какое правило была допущена эта ошибка). Просит выставить отметку и проверяет уровень выполнения задания поднятием рук.

Выдает подсказку № 3 (Приложение3)

Учитель предлагает в каждой группе обсудить результаты упражнения.

Отвечают, комментируя свои мысли.

Решают уравнения

Рефлексируют уровень выполнения задания, выполняют двигательные упражнения.

Работают в группе( объясняют где ошибка, в чем состоит, как исправить).

.Анализ решений

Саморегуляция

Умение выражать мысли, слушать

и вступать в диалог

Самоопределение.

Коррекция правильной осанки и повышение мотивации.

7

Эмоциональная разрядка (физминутка)

Смена деятельности.

Проводит физкультминутку (Приложение 5 и 6). Координирует действия детей.

Выполняют упражнения для зрения и повышения эмоционального уровня.

 

Восстановление

 

Осознание ценности здоровья

Гимнастика для глаз, коррекция слуха музыкой.

8

Контроль знаний

Повышение интереса к предмету.

Учитель: На листе контроля найдите тематические задачи и решите одну из них, по выбору на отведенном месте. Группа может обсуждать решение, разбившись по интересам.

Учитель направляет работу.

Подводит итог по критериям через рефлексию наклонов головы.

Выдает подсказку № 4 (Приложение3).

Произведите расчёты и выясните калорийность либо завтрака, либо обеда.

Разбиваются по интересам, пересаживаются если надо, решают задачу. слушают выступления одноклассников.

Решения демонстрируют на доске. Объясняют решение при необходимости. Оценивают себя.

Выясняют калорийность школьного завтрака или обеда.

Делают выводы.

Выполнение учебных задач.

Определение себя как субъекта деятельности

Управление своим поведением: самоконтроль

Формирование мотивации к закреплению материала

Активизация умственной работы.

9

Добывание знаний в новой ситуации

Повышение интереса к предмету.

Учитель: Выполните задание и вы узнаете слово, являющееся суммарным показателем(по словарю В. Даля), который складывается из ощущений: коренастый, сильный, крепкий, дородный и др. (Приложение 4).

Организует и контролирует процесс решения кроссворда в группе.

Решают кроссворд.

Поиск и выделение необходимой информации

Определение себя как субъекта деятельности

Управление своим поведением

Формирование мотивации к закреплению материала

Активизация умственной работы.

10

Домашнее задание

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

П 10, № 395(в или г), или 396(а или б); № 397(любую задачу на выбор), дополнительно: проект «Расчет калорийности домашнего обеда.»

Объясняет суть домашнего задания.

Продолжите работу по расчёту составлению сбалансированного меню.

Записывают задание в дневники.

 

Умение делать осознанный выбор

   

Развитие благоприятной эмоциональной атмосферы

11

Рефлексия

Дать оценку работе класса на уроке

Подводит итоги урока. Предлагает учащимся заполнить листы самооценки, предварительно отметив на волшебной линейке итог урока. Просит сравнить показатели и высказаться о результатах работы на уроке нескольких учащихся.

Заполняют листы самооценки своей деятельности на уроке. Подводят итог урока.

Соотнесение познавательной цели с

итогом урока

Осознание качества и уровня усвоения темы

Умение аргументировать свою точку зрения.

Самооценка

Эмоциональная разгрузка

Приложение 1.

Анкета.

Интересуетесь ли Вы энергетической ценностью пищи?

«Здоровое питание» - это про Вас?

Ваше самочувствие зависит от того, что Вы съели?

Приложение 2.

Лист контроля _____________________________(ФИ)

0 5

1) Теоретическая карточка

пп

 

Знаю

Умею

Остались вопросы

Взаимо-проверка

1

Нахождение неизвестного множителя

       

2

Нахождение неизвестного делимого

       

3

Нахождение неизвестного делителя

       

4

Нахождение неизвестного слагаемого

       

5

Нахождение неизвестного уменьшаемого

       

6

Нахождение неизвестного вычитаемого

       

7

Составление уравнения к задаче

       

Итого:

       

Оцени себя:

«5» за 14 плюсов;

«4» за 12-13 плюсов;

«3» за 10 – 11плюсов.

2) «Лови ошибку» .

2.1. 2х 8 = 14 2.2. 2.3.

2х = 14 8

2х = 6

х = 6 : 2

х = 3

Ответ: х = 3.

2.1.) Найди ошибку. Подчеркни строку с ошибкой.

2.2.) Найди и исправь ошибку.

2.3.) Найди ошибку, исправь и объясни на какое правило она была допущена.

Оцени себя: «5» - за верный ответ на третий вопрос;

«4» - за верный ответ на второй вопрос;

«3» - за верный ответ на первый вопрос.

3) Задачи проекта:

1) Найдите скорость передачи сигналов по нервным путям у здорового школьника, если известно, что после получения отличной отметки эта скорость стала равной 442 км / час, а на прохождение сигнала потребовалось на 12 км / час быстрее, чем обычно.

2) Калорийность обеда школьника равна 500Ккал. Известно, что пищевая ценность супа и картофеля одинаковы, а калорийность курицы на 160 Ккал больше. Найдите Калорийность супа.

3) На тренировке спортсмен сначала бегал в зале несколько кругов, а затем перешёл на стадион, где пробежал на 10 кругов меньше. Сколько кругов пробежал этот ребенок, если всего он пробежал 24 круга?

Я решаю задачу №____.

Пусть х _______________________________________________________,

Тогда (___)___­­­­­­­­­_________________________________________________.

Уравнение:

Ответ: ______________________________________.

4) Кроссворд

Ключевое слово: Суммарный показатель(по словарю В. Даля), который складывается из ощущений: коренастый, сильный, крепкий, дородный др.

 

         
 

 

Оцени себя:

«5» за верный ответ;

«4» за 4 верные буквы;

«3» за 3 верные буквы.

5) Итог урока:

Критерии

Показатели

«Я»

Достиг ли урок поставленной цели?

________________

Моё настроение на уроке:

Доволен ли своей работой?________

Приложение 3.

Подсказка 1.

Возраст, лет

Пол

Ккал/завтрак

Ккал/обед

6

600

800

7–10

700

900

11–13

Мальчики, девочки

850, 800

950, 850

Подсказка 2.

Меню столовой.

Расчет калорийности пищи

Продукты

Количество, г

Калорийность, 

ккал на 100 г

Расчет калорийности пищи, ккал

Завтрак

Творог
Сыр
Хлеб пшеничный
Масло сливочное
Кофе с молоком

 

125
50
50
25 
200

 

80
380
230
660
310

 

100( 80+80:4)

190( 380:2 )

115( 230:2 )

115(660:4)

620(310 ∙ 2)

Подсказка 3.

Расчет калорийности пищи

Продукты

Количество, г

Калорийность, ккал на 100 г

Расчет калорийности пищи, ккал

Обед

Суп
Курица отварная
Макароны
Салат из
помидоров 
Компот
Хлеб ржаной

 

150 
125 
100 

100 
200 
50

 

180 
240
332

19
223
190

 

270
300

332

___

___

___

Подсказка 4

Завтрак

продукты

ккал 
в 100 г

количество граммов

итого
(ккал)

1

2

3

4

Каша пшеничная

Масло сливочное
Чай
Хлеб пшеничный

83
25

2
50

250
660

200
100

 

Итого:

 

Вывод:

Обед

1

2

3

4

Суп из рыбы
Макароны

Котлета куриная

Чай
Хлеб

80
200
150

2
50

150
320
100
200

100

 

Итого:

 

Вывод:

Приложение 4

Кроссворд

                           

1

               
                       

2

                   
                       

3

                   
                           

4

               

5

                                           

Равенство, содержащее неизвестное.  Ответ: уравнение.

Много текста и решить надо. Ответ: задача.

Числа, которые перемножают. Ответ: множители.

Знак, используемый для записи числа. Ответ: цифра.

Закон сложения: а + в = в + а. Ответ: переместительный.

Ответ: Ражий.

Приложение 5.

Для физической паузы:

Учитель: - Мы с вами много работали, устали, давайте взбодримся, получим новый заряд энергии. А поможет нам небольшая разминка. Вы знаете, что в природе существуют 4 времени года: осень, зима, весна и лето. Попробуем изобразить их.

Осень Танцуем танец осени. Активно двигаем руками, изображая осенний листопад. Ощутите энергию и тепло в своем теле.

Зима Зимой вокруг пушистый снег. И движения наши мягче, более плавные. Следите, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Весна Пришла весна. Выглянуло солнышко. Можно попрыгать, покрутиться на месте. Ваша цель – по-новому ощутить свои ноги, то есть почувствовать стабильность и уверенность.

Лето Наше настроение улучшилось. Ярко светит солнышко. Воздух чистый, дышите глубже, чем обычно. Делайте глубокий вдох, а затем выдох.

Теперь вы полны сил и готовы к новым свершениям.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.