Презентация к уроку русского языка «Загадки нашей азбуки» (5–9 класс)
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Загадки нашей азбуки. Глухова С.Н. учитель МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска
Знаете ли вы ..? Старинную славянскую азбуку у нас сейчас знают немногие. Однако обучение грамоте в дореволюционной России начиналось с усвоения алфавита, в котором каждая буква имела своё традиционно – книжное, точнее старославянское, название. Именно азбука приобщала детей к письменной культуре, а значит, и к наукам.
Множество русских фразеологизмов о грамоте и грамотности возникло на основе древних славянских наименований этих «атомов» нашей письменной культуры Познать азы От аза до ижицы Не знать ни аза Дойти до ижицы Знать на ять Писать корову через ять
Особенно неистощимы на выдумку были , конечно, школяры: Аз – аляшки буки - букашки Веди - ведяшки глаголь – голяшки. О буквах рассуждали, как о своих одноклассниках:
Ер (Ъ) да Еры (Ы) сбежали с горы Буки боднут, а веди обманут Иже и како не обманут никако Кси, пси с фитою пахнули сытою Фита да ижица – к ленивому плеть ближится
Но особенно много пословиц у В.И.Даля в его знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка», который буквально насыщен ими чуть ли не на каждую букву АЗ, БУКИ, ВЕДИ страшат что медведи. Сперва АЗ да БУКИ, а там и науки. Не суйся, ИЖИЦА, поперёд АЗА. Все ЛЮДИ как люди, а мы как Мыслете
Графическое изображение букв давало толчок многочисленным образным ассоциациям: Он на ГЛАГОЛЬ лезет ( т.е. на виселицу ) Смотреть ГЛАГОЛЕМ ( т.е. ябедой, сутягой) Держится ФЕРТОМ (т.е. франтом, щёголем) Прописным АЗОМ ноги растопырил Выписывать ногами МЫСЛЕТЕ ( т.е. быть пьяным) Расползаться врозь, как ЖИВЕТЕ Прописать ИЖИЦУ (т.е. выпороть, т.к. ижица похожа на розги) ФЕРТОМ в боки подопрусь
Меткий народный юмор широко использовал буквенные названия как живописные краски словесного портрета: У неё ротик ФИТОЮ Носик ГЛАГОЛЕМ Губки ОНИКОМ (он Ручки ФЕРТОМ, ножки ХЕРОМ Сам ОНИКОМ, ручки ФЕРТОМ Брюшко ОНИКОМ, ножки прописным АЗОМ
Между тем названия славянских букв очень многим казались произвольными, случайными, лишёнными внутренней связи друг с другом . Однако следует иметь ввиду, что славянская азбука имела глубокий историко-культурный смысл. В чём же состоит загадка названий букв? Принимая во внимание исторические обстоятельства создания славянской азбуки и тот факт, просветительская деятельность создателя славянской письменности Константина Философа была подчинена миссии приобщения славян к христианству, можно приблизиться к пониманию принципа буквенных обозначений древнейшей славянской азбуки.
И хотя за 11 веков исходный смысл большинства названий букв затемнился. Однако нельзя не заметить, что в ключевых словах азбуки легко узнаются привычные, традиционные символы христианской культуры, представляющие «вечные истины»: ДОБРО, ПОКОЙ, ЗЕМЛЯ, СЛОВО Предметом исследовательского интереса стали многочисленные списки популярной в Болгарии и на Руси Азбучной молитвы, в которой каждый стих начинался буквой в азбучном порядке.
Акростих
В пользу единого закодированного азбукой текста свидетельствуют следующие аргументы грамматического характера Наличие в перечне буквенных имён глаголицы не только имён существительных как обычных предметных наименований, но и других частей речи: глаголов – веде, глаголи, есть, живете, мыслите, рьци; местоимений - азъ, наш, онъ; наречий - зело, како; прилагательных - тврьдо; союзов - и, иже – подобно тому, как это бывает в речевом потоке .
Отбор глагольных форм не в отвлечённом неопределённом наклонении, а в основном – в повелительном наклонении второго лица: глаголи – от глаголати, живете – от жити, мыслите – от мыслити, рьци – от решти, - что свидетельствует о проповедническом и образовательном смысле азбуки. Отбор глагольных форм не в отвлечённом неопределённом наклонении, а в основном – в повелительном наклонении второго лица: глаголи – от глаголати, живете – от жити, мыслите – от мыслити, рьци – от решти, - что свидетельствует о проповедническом и образовательном смысле азбуки.
Сочетание рядом расположенных слов по законам синтаксиса «словенского языка» IX века: Сочетание рядом расположенных слов по законам синтаксиса «словенского языка» IX века: согласование в роде и числе – нашь он покои, слово тврьдо, ук фьрт; закономерности употребления числовых форм - людие мыслите, живете … земля (в собирательном значении имели согласование с формой мн.ч.); закономерное употребление личных форм глагола при подлежащем - добро есть, аз…веде.
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите sело, земля, и, iже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фертъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Чтобы убедиться в лексической сочетаемости азбучных наименований, рассмотрим подробнее значения соответствующих слов старославянского языка. ЗЕЛО - не только «сильно», но и «совершенно», «в высшей степени», «хорошо». Например, зело веде «хорошо осознаю». ЗЕМЛЯ – не только «противоположение небу», но и «мир». Например: Поите Господа вься земля. ИЖЕ – употреблялось как противительный союз: Творите иже то княжения ради и власти. ОНЪ (оный) – указательное местоимение со значением «тот, противоположный», «потусторонний», «загробный»: с сего света на он свет.
УКЪ – «научение», «наука»: Не укъмь человеком, Божиею благодатию очищаета недугы человечьскы. УКЪ – «научение», «наука»: Не укъмь человеком, Божиею благодатию очищаета недугы человечьскы. ФРЬТЬ – «избираем», «избирателен», при этом греческому отглагольному прилагательному Кирилл дал славянское окончание мужского рода ед.ч. для согласования с укъ. ХЕРЪ – сокращение слова херувимъ (херовимъ). В христианской традиции ангельский чин, с которым связано местопребывание и воспевание «Славы Божией»; вечный дух, созданный творцом, чтобы охранять путь к «древу жизни». Это символ идеального, духовного начала, подобно тому, как червь – символ самого ничтожного творения Создателя, а также бренности всего плотского, земного.
ОТЪ - название буквы, омонимичное предлогу отъ со значением удаления, лишения, избавления: избавить отъ вечьныя мукы. ОТЪ - название буквы, омонимичное предлогу отъ со значением удаления, лишения, избавления: избавить отъ вечьныя мукы. ПЕ - предположительно здесь сокращение словоформы печали, что обозначало родительный падеж от «забота», «мирская печаль»: Печаль мою на радость преложи. ЦИ - могло иметь значение разделительного союза «или», «либо»: Что стонеши, завистьливыи: о своеи напасти ци ли о чюже блазе.
АЗЪ - я АЗЪ - я БУКИ – буква, письмо, грамота ВЕДИ – знаю, осознаю, познаю ГЛАГОЛЬ – говори ДОБРО – добро, благо ЕСТЬ – есть, существует ЖИВЕТЕ - живи ЗЕЛО – хорошо, совершенно, в высшей степени ЗЕМЛЯ – земля, мир, земляне ИЖЕ – но, а, который I - и КАКО - как
ЛЮДИ - люди, дети человеческие ЛЮДИ - люди, дети человеческие МЫСЛИТЕ – мыслите, думайте, размышляйте НАШ – у нас ОНЫИ – потустороннее, неземное, загробное ПОКОЙ – успокоение, прибежище РЦЫ – скажи, говори СЛОВО – слово, речь, заповедь ТВЕРДО – твёрдое, верное, непреложное УКЪ – наука, научение, образ мыслей ФЕРТЪ – избираем, избирательна ХЕРЪ – херувим, ангел, Бог ЦЫ – ли, или, либо ЧЕРВЬ - червь, ад
В переводе на современный язык голос первоучителя славян, заложенный в азбуку звучит так: В переводе на современный язык голос первоучителя славян, заложенный в азбуку звучит так: Я письмо познаю. Говори: добро существует! Живи совершенно, земля! Но как (же)? Люди, размышляйте! У нас потустороннее прибежище. Скажи слово непреложное. Научение избирательно: Херувим(отрешением мирской печали?) или червь.
Характерно, что начало азбуки – понятие «я». Азъ («я») выступает как субъект познания и самосознания, как точка пересечения различных символических построений. Вся смысловая цепочка значений, заканчивающаяся словом червь, говорит о том, что духовная жизнь человека соотносится с ценностями, эталонами и символами христианской культуры. Характерно, что начало азбуки – понятие «я». Азъ («я») выступает как субъект познания и самосознания, как точка пересечения различных символических построений. Вся смысловая цепочка значений, заканчивающаяся словом червь, говорит о том, что духовная жизнь человека соотносится с ценностями, эталонами и символами христианской культуры. Создатель азбуки очерчивает концептуальную модель мира, обозначая полюсы макрокосмоса (земля – Онъ покой) и микрокосмоса (херувим – чрьвь).
В точке пересечения этих осей координат (первой, внешней по отношению к человеку, и второй, символизирующей внутреннюю жизнь человеческой души) и вместе с тем в центре очерченной модели мира стоит свободный в своём выборе АЗЪ. В точке пересечения этих осей координат (первой, внешней по отношению к человеку, и второй, символизирующей внутреннюю жизнь человеческой души) и вместе с тем в центре очерченной модели мира стоит свободный в своём выборе АЗЪ. Обучение грамоте представлено Константином Философом как отправной шаг в сущностном познании мира.
Современный русский алфавит
Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям – Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!
Похожие публикации
Кирилл Александрович Ш.
Глухова Светлана Николаевна