Конспект урока-путешествия
Интегрированный урок
Тема: «Закаливание организма»
Возрастная группа: Начальная школа.
В теоретической части представлены:
основные способы закаливание;
закаливание водой, обливание и душ.
Урок посвящён закаливающим процедурам.
Цель: Цель: дать детям представление о закаливании, его пользе для здоровья.
познакомить с природными условиями континентов.
Задачи:
-Закреплять знания детей о ЗОЖ.
-Познакомить с правилами и видами закаливания;
-Развивать стремление вести здоровый образ жизни;
-Побуждать к применению закаливающих процедур.
Развивающие:
- развивать интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира;
- развить коммуникативные навыки детей, умение ориентироваться по глобусу, находить страны и части света,
- развивать память, сообразительность, находчивость;
- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
- обогащать словарный запас и расширить кругозор;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника
Демонстрационный материал : ИКТ, глобус, карта мира.
Инвентарь по этапам.
Словарная работа: лайнер, проводник, континент, глобус, Антарктида, Австралия, Северная и Южная Америка, Евразия, Африка, джунгли, Савана, полумрак, айсберг
Ход занятия
Организационный момент.
Есть у каждого, друзья,
Но купить его нельзя.
Берегите с малых лет,
Ведь ему замены нет!
(Здоровье)
- Что необходимо для ЗДОРОВЬЯ?
Для здоровья важно правильное питание, движение (зарядка, занятия спортом), режим дня, отсутствие вредных привычек и закаливание. Сообщение темы занятия.
- Именно о закаливании мы сегодня и будем говорить. Ребята, а каких людей уважительно, а иногда и с завистью называют «моржами»?
- «Моржами» называют людей закаленных, которые купаются в холодной воде и ходят босиком по снегу.
- А какое здоровье у таких людей?
- Здоровье у них очень хорошее, крепкое, и они редко болеют.
- Для чего же нужно закаливание?
- Закаливаться нужно для того, чтобы меньше болеть и не бояться холода, сквозняков.
- Из нашей беседы вы, конечно, поняли, насколько важно закаливание и его правила, которые необходимо знать.
- Уважаемые пассажиры, Вас приветствует борт проводник самолета.
Наш рейс отправляется в кругосветное путешествие, чтобы другими глазами взглянуть на нашу Землю. Воздушный лайнер уже готов к полёту. Пройдите в салон корабля, выберите кресло, сядьте ровно, соберите ноги под вашим креслом. И так мы взлетаем.
Сообщаю вам, что в полёте надо внимательно слушать бортпроводника, запомнить всё интересное и ответить на вопросы.
Движение детей по кругу (различная ходьба имитирующая полет).
Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закалённые дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.
- Кто может сказать, какие виды закаливания вы знаете?
(Плакат: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья).
У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода сужаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном кровообращении никакой вирус не пройдёт в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных путях. Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы — это паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки.
Круглый мячик,
На столе,
На одной стоит ноге
Со стула не встану,
Его покружу,
В любой точке мира,
На нём окажусь,
Океаны и моря,
Острова, материки,
Всё найдёшь легко,
На этом шаре ты!
( Глобус.)
- На каждом континенте много интересного.
Мы начнём наше путешествие с Евразии-самого большого континента на земле! Из каких частей состоит Евразия?
- Евразия состоит из двух частей: Европы и Азии
- Верно. Евразия окружена со всех сторон морями и океанами. Тут очень красивая природа!
Рассказ воспитанника о материке
- Евразия настолько большой континент, что здесь расположены земли, скованные вечными льдами, густые таежные леса, бескрайние степи, знойные пустыни и влажные джунгли.
Какие звери и птицы обитают на этом континенте? Ребята перечисляют.
Разминка в стиле зверей, птиц.
- Какие виды закаливания мы можем применить на этом континенте?
- Пришло время отправиться к берегам Южной Америки.
Бег по кругу.
Рассказ ученика.
Настя П. В Южной Америке есть река Ниагара. Знаменита эта река тем, что есть на ней самый большой водопад под названием Ниагарский. В Южной Америке расположена пустыня. Растут кактусы. Там все «самое – самое» : самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли.
В Южной Америке находится река Амазонка. Амазонка кажется морем: стоя на одном берегу, нельзя увидеть другой. В Амазонке водятся дельфины. На берегу, в зарослях притаились крокодилы. Амазонский лес –Это джунгли. В джунглях живет коренной народ Америки индейцы.
В джунглях всегда очень сыро и жарко. Здесь очень часто и подолгу идут дожди. В джунглях растут удивительные деревья
В дебрях прячутся опасные хищные звери – ягуары, в болотах таятся комары, змеи.
- Предлагаю вам поиграть в словесную игру с теннисными мячами.
"Чудесные превращения»
(На каждый шаг дети ведут мяч о пол, по отгадке животного изображают его)
1. Дилы – дилы – дилы – появились крокодилы.
2. Моты – моты – моты – появились бегемоты.
3. Афы – афа – афы – жуют листики жирафы.
4. Ны – ны – ны – водой брызгают слоны.
5. Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.
- Какие виды закаливания мы можем применить на этом континенте?
- Уважаемые пассажиры, наш полет продолжается, не забудьте сесть ровно, ноги собрать под креслом. Наш курс ложится на юг, к берегам Африки.
Бег с имитацие й полета самолёта.
В Африке очень жарко!
- Что занимает большую ее часть?
( Большую часть Африки занимают пустыни.)
Рассказ ученика
На материке простираются бескрайние пески самой большой на земле пустыни Сахары. (Слайд) Песок здесь очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей. А вот как выглядит природная зона Африки - саванна. (Слайд ) В саванне растёт высокая трава, много кустарников, редко встречаются деревья – акации, гигантские баобабы, живет множество разных животных. Какие животные живут в саванне?
(Львы, гепарды, антилопы, зебры, буйволы, слоны, жирафы и самыми большие птицы Африки – страусы.)
Игра «Море волнуется раз»
- Продолжаем наше путешествие.
Следующий континент на который мы отправимся- Австралия. (слайд )
Рассказ ученика.
Австралия –самый маленький континент. Всю его территорию занимает одна страна — Австралия.
В Австралии почти не идут дожди. Поэтому эту страну и называют – Солнечная Австралия. Новый год в Австралии начинается с 1 января, в это время там стоит жара, поэтому австралийцы встречают праздник на пляжах.
Жители Австралии дружелюбны и приветливы. В основном это переселенцы из других стран. Они разговаривают на английском языке и одеваются как мы с вами.
- Какие виды закаливания мы можем применить на этом континенте?
- Животный мир Австралии уникален.
Вспомните, какие животные обитают в Австралии?
В Австралии живут необычные, яркие птицы. А какие, вы вспомните угадав загадки
Эта птица не поет,
Лишь в Австралии живет.
Перья белые, как парус.
Быстро бегать может. (страус)
Не в лесу поет на ветке,
А слова кричит из клетки.
Ты его скорей узнай.
Эта птица —. (попугай)
Игра «Прыжки кенгуру»
- Вот мы и отправляемся из теплого континента Австралии в Антарктиду. (слайд )
Найдите на карте континент Антарктида.
Рассматривание макета Антарктиды
- Посмотрите на наш макет
Рассказ ученика.
Антарктида - самое холодное место на земле.
В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи. Поверхность Антарктиды покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Эти ледяные глыбы называются айсберги. Они плывут, потому что их подгоняет ветер. Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы. На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы. (слайд)
- Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа?
- Отгадав загадки мы вспомним, какие животные обитают в Антарктиде
Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь - я. (пингвин)
В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день. С легкостью!
Ведь он - (тюлень)
В синем море бьёт фонтан!
Чудо - юдо великан.
Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит, обитает в море. (синий кит)
У китов - китовый ус, воду пробуют на вкус.
У других - зубастый рот. Кит зубастый -. (кашалот)
- А еще в Антарктиде обитают.
( Тюлень, морской котик; пингвины, поморник, буревестник. (слайд )
Рефлексия.
Бортпроводник :
- Вот и облетели мы на нашем лайнеры все уголки нашей планеты. Уважаемые пассажиры, пристегнитесь, наш лайнер идет на посадку.
В аэропорту нас встречают многочисленные гости. Всем очень интересно, на каких материках мы с вами побывали
Какой самый большой материк? Евразия.
Какой самый маленький материк? Австралия.
Какой самый жаркий материк? Африка.
Какой самый холодный материк? Антарктида.
- Какой вывод мы можем сделать?
На каком материке мы б не находились,
закаливающие процедуры везде нужны и важны!
Закаливание
Необходимо соблюдать следующие правила:
Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.
Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.
Нарушение этих правил приводит к снижению или отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.
К специальным закаливающим процедурам относятся:
закаливание воздухом (воздушные ванны),
закаливание солнцем (солнечные ванны),
закаливание водой (водные процедуры).
Воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21°С, от 3 мес. до 1 года - 20°С; старше 1 года - 18°С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2°С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день.
Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 - 3 недель при температуре воздуха не ниже -5°С на 15 - 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2 ч 2 раза в день.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 - 22° С (для грудных детей) и 18 - 19°С (для детей 1 - 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 - 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.
Закаливание солнцем.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.
Водные процедуры.
Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, поэтому водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушными процедурами. Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.
Традиционные водные процедуры
Возраст ребенка от рождения до 2 - 3 мес.
1.Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36° С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.
2.Подмывание, умывание, которое длится 1 - 2 мин., вначале проводят при температуре воды 28° С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С.
3.Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.
Возраст ребенка от 2 - 3 до 9 - 10 мес.
1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.
Возраст ребенка от 9 - 10 мес. до 1 года
1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.
Контрастное и нетрадиционное закаливание.
К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.
Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).
Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости.
Учитель физической культуры,
Иванова Нина Александровна
Сентябрь 2024г