Презентация «Обзор современных произведений малых жанров»

9
4
Материал опубликован 14 January 2018 в группе

Д. Новиков. Кло Л.Петрушевская. Чёрное пальто А.Иличевский. Воробей Обзор современных произведений малых жанров маршрут Т.Толстая. Соня ссылки Савельева Л.Е., учитель русского языка и литературы СОШ № 1 г. Сортавала, р. Карелия

родилась 26 мая 1938 родилась 26 мая 1938 в Москве. Прожила тяжёлое военное детство, жила в детском доме под Уфой. Окончила факультет журналистики МГУ. Проза Петрушевской не печаталась более десятка лет: редакции не могли публиковать рассказы о «теневых сторонах жизни». В 1991 году Л.С.Петрушевской присуждается литературная премия имени Пушкина. В 2002 году автор удостаивается премии «Триумф». В 2003 Президент РФ вручил Л.С. Петрушевской Государственную премию. Людмила Стефановна Петрушевская

Смысл названия Символы Сюжет и композиция Герои Время, пространство Символика в рассказе Л.Петрушевской «Чёрное пальто»

Композиция. Чёрное пальто в рассказе является предметом-проводником между двумя мирами. Композиция. Чёрное пальто в рассказе является предметом-проводником между двумя мирами. девушка в чёрном пальто сбросила пальто - «завыли два голоса» Лес – граница между добром и злом дорога вокзал туннель улица пустырь дом подъезд лестница дверь комната комната угол больной дедушка мама будет ребёнок ангел-хранитель шофёр и его пассажир пространство сужается

Герои. Приём анафоры «И про себя она подумала, что бы было с матерью, если бы она проснулась на десять минут раньше… А где-то на другом конце города женщина выплюнула горсть таблеток и тщательно прополоскала горло. А потом она пошла в детскую, где спали ее довольно большие дети, десяти и двенадцати лет, и поправила на них сбившиеся одеяла. А потом опустилась на колени и начала просить прощения» Девушка и женщина - герои-двойники. Их объединяют попытка самоубийства, тяжёлая судьба, раздвоенность сознания, пограничное состояние.

Образы - символы чёрное пальто спички ключ записка туннель Девушка проходит путь к обретению смысла жизни, а значит, и Бога, но в реальной жизни такой возможности может не оказаться. В рассказе человеку дается шанс изменить судьбу, ведь в кармане чёрного пальто героиня нашла спички, предсмертную записку и ключ.

Пространство и время чужая квартира родной дом «Мама … жалобно сказала: -Господи, какой мне страшный сон приснился…» «- Я хочу проснуться,- сказала девушка. Давайте кончим этот страшный сон».

Название рассказа «Чёрное пальто» светлое начало сознание жизнь вера искупление добро рай душа Бог тёмное начало бессознательное смерть отчаяние грех зло ад бездушие дьявол платформа, освещённая фонарями свет от белых стен свет от уличных фонарей полоска света под ближайшей дверью женщина с горящей спичкой в руке Спасите меня ради бога десять спичек, голос мамы мама, жмурясь от света, заглянула в комнату три часа утра ангел-хранитель человек в чёрном пальто с капюшоном пустой вагон безлюдный вокзал дорога жуткая безобразные свежие ямы тёмный туннель, лестница безжизненные окна темно и тихо пустые комнаты, улицы страшный сон шарф на шее

родился в 1966 в Петрозаводске. Окончил медицинский факультет Петрозаводского университета. Дебютировал в Интернете, дипломант сетевого литературного конкурса «Арт-Лито» (2000). Первая книга вышла в 2001 г. в 2002 г. состоялась первая публикация в журнале «Дружба народов». Лауреат IV Форума молодых российских писателей (2004), Новой Пушкинской премии молодому писателю (2007). Живет в Петрозаводске. Дмитрий Геннадьевич Новиков

Счастье целого мира не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка. Ф.М.Достоевский Реминисценции из классической литературы в рассказе Дмитрия Новикова «Кло»

Главные герои Кло Виктор сирота бизнесмен донор, № 555/6 пациент клиники живая, мнимая власть и сила настоящая Печорин, Базаров Герой-богач сопоставляется с сиротой, девочкой-клоном, донором для богатых больных. Ароматный Ломтик – ломтики ароматные - доктор

Реминисценции Ф.М.Достоевский А.П.Чехов роман «Преступление и наказание» рассказ «Ионыч» детская тема - тема гибели души - власть денег - утрата человечности «Вдруг тоненькие, как спички, руки её обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу…». « Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико… несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, совсем почти ребёнком…» «День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников…» «И сутулость эта смешная, и ноги-палочки с большими бамбуковыми коленками, и кисти рук, слишком большие для маленьких запястий…»

Татьяна Никитична Толстая родилась в 1951 г. в Ленинграде, внучка знаменитого писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой. Дед по материнской линии - переводчик и поэт М. Л. Лозинский. Окончила филологический факультет ЛГУ, преподает в американском университете, ведет передачи на канале «Культура», «НТВ». С 1983 г. печатается в журналах «Новый мир», «Октябрь». В 2000 г. был опубликован роман «Кысь» (премия «Триумф«», 2001г.), который стал современным бестселлером.

Смысл жизни в рассказе Т.Толстой «Соня» неугасимое пламя высокого чувства Сони «Ведь голубков огонь не берет». прощальное Николаево письмо Ады (Аде) «И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало».

назад «…Ада, женщина острая, худая, по-змеиному элегантная… Ада была в своей лучшей форме, хотя уже и не девочка, - фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот». Ада, «попавшая однажды в неловкое положение из-за Сониного идиотизма, мечтала ее наказать... Ада сладким голоском говорила: «А я вот в восторге от ваших бараньих мозгов!» «Это телячьи», - не понимала Соня, улыбаясь. И все радовались: ну не прелесть ли?! «Соня, дура, клюнула сразу… Весь мыслимый урожай смеха был уже собран, проклятый Николай каторжным ядром путался под ногами, но бросить Соню одну, на дороге, без голубка, без возлюбленного, было бы бесчеловечно…и Ада мужественно, угрюмо, одна несла свое эпистолярное бремя… Она уже сама стала немного Николаем, и порой в зеркале при вечернем освещении ей мерещились усы на ее смугло-розовом личике. И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало». Когда началась война, ни та ни другая не успели эвакуироваться. Ада копала рвы, думая о сыне… Она съела все… сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев… отвезла на саночках в братскую могилу своего папу, потом Льва Адольфовича, затопила печурку Диккенсом и негнущимися пальцами написала Соне прощальное Николаево письмо. Она писала, что все ложь, что она всех ненавидит… Ни Аде, ни Николаю дальше жить не хотелось. Она отперла двери большой отцовской квартиры, чтобы похоронной команде легче было войти… - в 33 г. «в своей лучшей форме»: теннис, байдарки, поклонники, «адский планчик» - в 41г. в блокадном Ленинграде баночка томатного сока спасает ей жизнь в 90-е г. Ада Адольфовна - парализованная старуха под 90 л. Большая камея приколота у горла. На камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал. Самое большое чудо в своей жизни - спасительную баночку сока блокадным декабрём - Ада не заслужила. И не заслужила не потому, что в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от неё: написала Соне, что «все ложь…» И обвинять её в этом тяжело - «было не до любви» в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви… Потому и рассказ о Соне.

назад «Жил человек - и нет его. Одно имя осталось». «Ясно одно - Соня была дура. Это её качество никто никогда не оспаривал, да теперь уж и некому. … и Сонина незаменимость на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон… по прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости». «Соня шила... А как она сама одевалась? Безобразно… голова как у лошади Пржевальского (подметил Лев Адольфович), под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые… и косолапые ступни. Обувь набок снашивала… При таких данных надо особенно соображать, что можно носить, чего нельзя!.. Брошка у нее была - эмалевый голубок. Носила его на лацкане жакета, не расставалась». «Она любила детей… можно было… оставить на нее детей и квартиру … и, вернувшись, найти все в отменном порядке: и пыль вытерта, и дети румяные, сытые, гуляли каждый день и даже ходили на экскурсию в музей, где Соня служила каким-то там научным хранителем, что ли; скучная жизнь у этих музейных хранителей, все они старые девы. Дети успевали привязаться к ней и огорчались, когда ее приходилось перебрасывать в другую семью. Но ведь нельзя же быть эгоистами и пользоваться Соней в одиночку…» «…она была романтична и по-своему возвышенна. В конце концов, эти ее банты, и эмалевый голубок, и чужие, всегда сентиментальные стихи, не вовремя срывавшиеся с губ, как бы выплюнутые длинной верхней губой, приоткрывавшей длинные, костяного цвета зубы, и любовь к детям - причем к любым, - все это характеризует ее вполне однозначно. Романтическое существо. Было ли у нее счастье? О да! Это - да! уж что-что, а счастье у нее было. И вот надо же - жизнь устраивает такие штуки! - счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне». «Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай… из томной Сони ровным счетом ничего нельзя было вытянуть, никаких секретов… делала вид, что ничего не происходит, - надо же, какая скрытная оказалась, а в письмах горела неугасимым пламенем высокого чувства… на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от своего ужасного жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка. «Соня, а где нее ваш голубок?» - «Улетел», - говорила она, обнажая костяные лошадиные зубы, и по глазам ее ничего нельзя было прочесть». «И, догадавшись, что пора, готовая испепелить себя ради спасения своего единственного, Соня взяла все, что у нее было - баночку довоенного томатного сока, сбереженного для такого вот смертного случая, - и побрела через весь Ленинград в квартиру умирающего Николая. Сока там было ровно на одну жизнь. …Соня опустилась на колени… и немножко поплакала. Потом она напоила его соком с ложечки, подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше никогда не вернуться - бомбили в тот день сильно». - «в 41г. ей должно было исполниться 40» в 1930-е г. работает хранительницей в музее, знакомится с Адой в 33 г. начинается Сонин эпистолярный роман с выдуманным Николаем (Адой) - в 41 г. остается в блокадном Ленинграде, отдаёт Николаю (Аде) баночку томатного сока - гибнет от голода или от бомбёжки «Голубь» - символ благой вести о любви. Как и у И.И. Обломова, у Сони голубиная душа: невинность, наивность. Библейское значение: голубок с оливковой ветвью - весть об окончании всемирного потопа. Брошка для Сони - часть души. Соня прожила счастливую жизнь: осталась в памяти людей, спасла своего Николая от смерти, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни.

родился в 1970 г. в Сумгаите. В 1985-1987 учился в Физико-математической школе имени Колмогорова при МГУ. Окончил Московский физико-технический институт, в 1991 -1998 г. занимался научной работой в Израиле и Калифорнии. С 1998 г. живет в Москве. В 2005 г. рассказ «Воробей» появился в толстом журнале и вскоре получил премию им. Юрия Казакова и премию «Нового мира». Три года подряд финалист Большой книги. Серебряная медаль Бунинской премии и, наконец, «Букер-2007». Александр Викторович Иличевский

Голодомо́р на Украине - массовый голод, охвативший всю территорию Украинской ССР в 1932-1933 гг. и повлекший значительные жертвы. Последние данные по точному количеству погибших (3миллиона 941 тысяча человек) легли в обвинительную часть приговора Апелляционного суда г. Киева от 13.01.2010 г. по делу в отношении организаторов Голодомора. Долгое время тема была запретной, и поставить вопрос об умышленности организации голода было невозможно. В СССР тема Голодомора была поднята в середине «перестройки» - в к. 1980-х г. С середины 1990-х г. XX века слово «Голодомор» в значении «великий голод на Украине в 1932-1933 гг.» вошло в международные документы. В гос-ве Украина установлена уголовная ответственность за отрицание Голодомора геноцидом украинского народа, определены организаторы: И. Сталин и другие представители власти. Есть мнение: эти события – следствие индустриализации, экономических реформ и неурожаев в начале 1930-х г. 27.04.2010 г. президент Украины В. Ф. Янукович заявил, что голод в 1930-х г. нельзя считать геноцидом украинцев и он был общей трагедией народов СССР. Результатом таких противозаконных высказываний стал судебный иск. Парламентская ассамблея Совета Европы не признала голодомор геноцидом, но на своем заседании 28.04.2010 г. резолюцией осудила организацию Советским режимом Голодомора в некоторых республиках СССР как преступление против своих граждан и против человечества. вперёд

Особенности композиции и сюжета Историческая ситуация. Приметы времени Образная система Проблематика рассказа Цветовые эпитеты Проблема памяти в рассказе А.Иличевского «Воробей»

Особенности композиции и сюжета дом степь Астрахань, берег Волги сны артель Баку склад на севере столицы, на улице адмирала Макарова Образ реки. Это путь не только в пространстве, но и во времени. Путь на юг - дорога в детство и вместе с тем - к смерти.

Образная система «Поползав от боли на четвереньках, легла на бок и притихла в обмороке - отдохнуть. Безголовый воробей еще поерзал крылом, сократился, сдал еще две алые капли из соломинки гортани - и тоже затих, завалившись на бок». Синтаксический параллелизм. Схожесть судеб человека и пташки. Алогизм ситуации: убить, чтобы выжить. «Вечером Иван непривычно долго оставался в ветреной холодной темноте. Его раскачивало на ветке, болтало нещадно, еле хватало сил в лапках удержаться…» Иван – воробей

Цветопись «чёрная улица» «алая чернота» «чёрная ладонь» «багровая степь» «чёрный силуэт» «окровавленная ладонь» «чёрного» мужа «окровавленное солнце» «комья чернозёма» «две алые капли» «четыре чёрных зёрнышка» «розоватый остов» «голубоватые кристаллы» «рыжеватые шлейфы» «золотой сазан»

Историческая ситуация. Приметы времени телушка в подполье с вырезанным языком комсоды - работа на солончаке - завербовалась на заработки в Архангельск - стройки великой пятилетки - отдел кадров («Муж умер в голод». «Дура. Зашей себе рот».) - стратегические зерновые запасы Москвы эшелоны с зерном за границу в обмен на золото и промышленное оборудование тайный склад под многочисленной охраной НКВД

Проблематика рассказа «И кроме того, мне почему-то казалось, что, думая об Иване, я тем самым помогаю безутешной Кулюше просить у него прощения. …и я стал потихоньку умирать от бесчувствия и покоя тоски. А еще через год я надеюсь угостить Ивана лепешкой; небольшой, не больше просфоры». проблема сострадания проблема исторической памяти проблема личности проблема гибели души и её возрождения

http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2011/08/12/10/03/27162/mota_ru_1081239-1280x800.jpg девушка, ночь, луна http://www.livelib.ru/book/1000255159 книга http://logif.ru/devushki/girl1.gif девушка со свечкой http://reshetoria.ru/govorit_reshetoriya/avtorskoe_ya/poisk_otvetov_.jpg дверь http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/natali73123.13/0_376b0_2dd9dec3_L.jpg ель http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/797/78797754_large_3885146_60dn7.jpg девушка, белые цветы http://www.izvestiaur.ru/upload/iblock/743/biwanagphuxz1.jpg Петрушевская в шляпе http://wwx.dzd.ee/img/_picture/74/37.1.jpg Петрушевская крупным планом http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/302/57302489_30c2444832a41.jpg девочка и икона http://www.avent-live.philips.ru/pics/_600_600_90_1322201762166668595.jpg девочка http://novikovtext.onego.ru/photo/people/content/S_Evtushenko_large.html с Евтушенко http://stolica.onego.ru/resources/i112830-contentImage1_1-original.jpg Д.Новиков Ссылки http://sfw.org.ua/uploads/posts/2008-11/1227347381_03.jpg голодомор, рисунок http://y.delfi.ee/norm/80041/6161731_hxi7kk.jpeg книга памяти http://img12.nnm.ru/b/5/d/0/e/df876188d3a5d51a3dbc320351d.jpg хлеб . http://jjew.ru/upload/Image/Ilichevskii.jpg А. Иличевский с дипломом http://www.rosculture.ru/upload/iblock/e6f/ilichevskii.jpg А. Иличевский http://photo.newslab.ru/image.aspx?id=6659 воробей

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень интересная и полезная разработка! Беру в избранное!

18 January 2018

Спасибо большое за внимание!

18 January 2018

Спасибо большое. Перечитываю каждые зимние каникулы рассказы Петрушевской. Кладезь для уроков. Толстую обожаю. На зимних каникулах перечитывала "Кысь". Гениальная вещь!!! Новикова и Иличевского не читала... спасибо за материал, сейчас закачаю и... завтра напишу свои впечатления.

20 January 2018

Ольга Вячеславовна, приятно удивляет основательность вашего подхода к работе. Спасибо! Надеюсь, что рассказ Иличевского, как и карельского писателя Новикова (его роман "Голомяное пламя" вошёл в шорт-лист премиии "Русский Букер 2017"), вам понравится.

21 January 2018