Закрепление правильного произношения звука "ш"
Конспект занятия.
Тема : Закрепление произношения звука «ш» в речи.
Цели занятия :
- Закрепление правильного произношения в словах и предложениях. Развитие фонематического слуха и анализа. Анализ двусложных слов.
- Активизация речевой деятельности .Развитие внимания и памяти.
- Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сядет тот, кто назовёт признаки осени.
2. Объявление темы.
А сейчас отгадайте вот такую загадку:
- Взлетает вверх, как лёгкий пар
Зовут его воздушный .. ( шар).
- Какой первый звук в этом слове?
Вот с этим звуком мы сегодня и будем работать.
3. Давайте быстро вспомним артикуляцию согласного звука «ш».
- Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается язык принимает форму «чашечки».Голосок не работает.
Произносим звук «ш».
Как змея шипит? : ш-ш-ш..
- Есть ли преграда ,когда мы произносим звук «ш»?
Где воздух встречает преграду?
- Значит звук «ш» какой - гласный или согласный?
Дрожит ли при произношении звука «ш» горлышко?
- Значит звук звонкий или глухой?
- Ребята, запомним с вами:
- Звук «ш» - согласный, глухой, всегда твердый.
4. Произношение слов со звуком «ш», развитие внимания и памяти.
а) Посмотрите на картинки и назовите предметы: шапка, машина, камыш.
- Определите место звука «ш» в этих словах.
- В каком слове звук «ш» в начале, в середине или в конце.
б) - А сейчас поиграем в игру «Запомни и повтори»
– Послушайте и повторите ряд слов:
- шина, катушка, лягушка, подушка.
- мышь, ковш, шапка, шутка.
в) А сейчас поиграем в игру «Кто самый внимательный?»
- Послушайте ряд слов и выберите только те слова, в которых есть звук «ш»: мышка, весна, желуди; лягушка, вещи, машина и т.д.
- Устали наверное? Поиграем с шишками.
5. Физминутка « Белка с мишкой катают шишку»
Белка с мишкой катают шишку. Шишку будем мы катать – Раз, два, три, четыре, пять – с шишкой весело играть.
Затем подбрасывают шишку двумя руками и ловят двумя руками.
6. Анализ двусложных слов.
1) Составляем схему слова с помощью фишек: мышка, шапка, мушка.
2) Преобразования слов путем дополнения одного звука.
Игра «Назови новое слово».
- Послушайте, я говорю «каша»
-Какой звук надо вставить в это слово, что бы получилось новое слово кашка?
- А какой звук надо добавить, чтобы из слова Миша получилось слово мишка?
7. Добавление пропущенного в слове звука.
Логопед «Я буду говорить слоги, вы добавляйте звук так, что бы получилось слово»
- Какое получится слово?
- Какой звук надо добавить?
- ко…ка (кошка, надо добавить звук «ш»), мы…ка (мышка, надо добавить звук «ш»), ша…ка ( шапка, надо добавить звук «п»)
8. А сейчас мы с вами будем разучивать скороговорку. Послушайте ее:
У Любаши - шляпка,
У Полюшки - плюшка,
У Павлушки – шлюпка,
У Илюшки - клюшка.
- Посмотрите на картинку:
- У кого плюшка?
- У кого клюшка?
- У кого шлюпка?
- У кого шляпка?
- А сейчас давайте попробуем проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками ( хлопать надо как бы «перекладывая» ладошки, как будто лепишь «снежки»), при этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня работали?- «Ш»
- Звук «ш» глухой или звонкий?
- Вспомните и назовите по одному слову со звуком «ш».
- Молодцы, ребята! Хорошо поработали сегодня. Занятия закончено.