Буква Р и звук "р"

0
0
Материал опубликован 10 November

5


Конспект урока обучения грамоте по теме

" Согласные звуки [р], [р'],Буква Р,р." (1 класс).

Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом;

продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;

развивать воображение, память, мышление, обогащать словарный запас; расширять кругозор;

на материале урока воспитывать любознательность, интерес к чтению, культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах .

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования; умение перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками,

слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей,

обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная работа,

-парная,

-индивидуальная.




Ход урока

I. Организационно - мотивационный момент.


Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш чтения начинаем.


 Наш урок предлагаю начать такими словами:

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

II. Актуализация знаний.


- Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков.

- А путешествовать мы будем вместе с героиней одной сказки, а из какой сказки попробуйте отгадать.

- Чтение стихотворения учеником.

- Из какой сказки это отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

- У вас на столе лежат иллюстрации из разных сказок, найдите из сказки. А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

-Наши гости из д/с тоже выполнили это задание. Давайте послушаем их, Правильно, ли они нашли иллюстрацию.

- А теперь отгадайте, какая героиня сегодня с нами будет путешествовать.

Хвостиком виляет
Желанье исполняет._ СЛАЙД

-Что вы знаете про золотую рыбку? ( Исполняет желания)

-Вот и я загадала желание. А какое желание я загадала, вы узнаете в конце урока выполнив все задания золотой рыбки и составив слово подсказку из букв, которые рыбка вам будет отдавать за правильно выполненные задания.

- Готовы к путешествию?

- Торопилась рыбка к нам, несла буквы, которые мы уже знаем. Набежала волна и перепутала все буквы. Помогите рыбке, навести порядок.

- давайте прочитаем буквы которые, мы уже изучили. ( чтение на доске по цепочке)

- На столах лежат буквы, но не у всех. Если у вас на столе нет карточек с буквами, то вам нужно повернуться к соседям сзади и работать с ними вместе.

( на столе буквы, работа группами)

-На какие две группы делятся все буквы? ( гласные и согласные)

-Назовите гласные. Почему мы их называем гласными?

-

У

Назовите согласные. Почему мы их называем согласными?







III. Постановка проблемной ситуации .

- Все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новой буквой и звуком? А вот с каким звуком мы с вами познакомимся, вы мне скажите сами.

Покажите: как кричит ворона (кар-кар - кар)

-как тигр рычит (ррр)

-уточка “кря-кря-кря”,

-поросёнок “хрю-хрю-хрю”.

-кошечка урчит “ур-ур-ур”,

как едет мотоцикл (дрр).

- Какой звук слышится везде? (р)

IV. Формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).

Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

-

А

Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1)Познакомиться с новой буквой.

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.


V. Работа над новым материалом

Звуковой анализ слов.

- Чтобы познакомиться со звуками, рыбка предлагает составить звуковые схемы слов: рыбка (коллективно) на доске и в тетради.

- Прочитайте только первую лодочку. (РЫ)

- Повернитесь друг к другу и произнесите первый звук.

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Почему он согласный?

-Верно, когда мы произносим звук [р],он встречает препятствие. А что, ещё мы можем сказать про него?( Он твёрдый.)

- Закройте ушки ладошками, произнесите звук (Р).

- Звенит в ушках? Значит, какой это звук? ( Звонкий)

- Ребята, а где водится наша золотая рыбка? (В море).

- Постройте вместе звуковую схему слова море. А один учащийся будет работать возле доски.

-Произнесите только вторую лодочку РЕ

Повернитесь друг другу. Произнесите первый звук в этой лодочке – Рь

-Какой это звук – гласный или согласный?

- Почему он согласный?

-Верно, когда мы произносим звук [р],он встречает препятствие. А что, ещё мы можем сказать про него?( Он мягкий.)

- Закройте ушки ладошками, произнесите звук (Р).

- Звенит в ушках? Значит, какой это звук? ( Звонкий

- Ребята, кто нам расскажет , что мы узнали, про звуки [р], [р’].

С

Б

равнение звуков [р], [р’]. Характеристика звуков – согласные, [р] – твёрдый, [р’] – мягкий, звуки - звонкие.

2) Физминутка.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой, светленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

3) Различение звуков [р], [р’].

-Рыбка предлагает нам с ней поиграть.

- Послушайте слова и хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [р], [р’] : роза, дверь, лампа, ведро, фрукт, доска, стрекоза.

4) Нахождение слов со звуками [р], [р’].

-

Д

Рассмотрите картину и найдите слова, где звук [р] или[р’].в начале слова, в середине и в конце слова.,

5) Знакомство с буквой р.

- Согласные звуки [р], [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр) ( НА ДОСКУ)

- Из каких элементов состоит буква Р. ( Прямая линия и полукруг)

- Ребята, вы подумайте, на что похожа наша рыбка?

- Пока вы думаете, я передам задание для наших гостей от рыбки. ( собрать букву, украсить букву, вылепить букву.

- На что похожа буква р?

1.Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

-Посмотрите на доску и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – большая и маленькая? Сравнение. Открыли тетрадки по литературному чтению. Нашли 29 ноября. Обвели букву и пропечатали 1 раз.

Печатание буквы Рр

- Как запомнить букву Р и не спутать с другой буквой?

Д

Р

ети выходят из-за столов:

- Как запомнить букву Р?
Каждый может, например -
Руку на бочок поставить (левая рука)
И друг другу ЭР представить!




6) Чтение слогов по слайду.

- РАЗ МЫ ВЫУЧИЛИ НОВУЮ БУКВУ, РЫБКА ПРЕДЛАГАЕТ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ С НОВОЙ БУКВОЙ.

Чтение слогов (прямых и обратных) хором и индивидуально.

- Прочитайте слоги, где звук [р] – твёрдый, а теперь, где звук [р’] – мягкий.


- Чтение слов с доски: ра-на тро-нул (прикоснулся, дотронулся)

Ж

(хором, индивидуально) ран-ка у-ко-лол


-Ну вот и заканчивается наше путешествие.

-Ребята, кто составит слово, которое получилось? ( Дружба)

- Нужно дружить друг с другом, не обижать, помогать друг другу и всё у вас получится!

- Это было моё желание, а вы можете загадать рыбке своё желание, выполнив её задание, нужно найти и раскрасить все буквы Р.

VII. Итог урока

- С какой новой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Где будет жить новая буква в нашем домике?

(открыть букву в домике)

VIII Рефлексия учебной деятельности.

- Я надеюсь, что ваша рыбка будет исполнять ваши желания, но только в том случае, если вы будете внимательны на уроке, будете делать всё, что вам говорит учитель и ваши родители.

Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.

Закончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.