Буква Р и звук "р"
5
Конспект урока обучения грамоте по теме
" Согласные звуки [р], [р'],Буква Р,р." (1 класс).
Предмет: Обучение грамоте В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. 1 класс. УМК «Школа России».
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом;
продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
развивать воображение, память, мышление, обогащать словарный запас; расширять кругозор;
на материале урока воспитывать любознательность, интерес к чтению, культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах .
Планируемые результаты:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования; умение перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками,
слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей,
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа,
-парная,
-индивидуальная.
Ход урока
I. Организационно - мотивационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш чтения начинаем.
Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
II. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков.
- А путешествовать мы будем вместе с героиней одной сказки, а из какой сказки попробуйте отгадать.
- Чтение стихотворения учеником.
- Из какой сказки это отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)
- У вас на столе лежат иллюстрации из разных сказок, найдите из сказки. А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
-Наши гости из д/с тоже выполнили это задание. Давайте послушаем их, Правильно, ли они нашли иллюстрацию.
- А теперь отгадайте, какая героиня сегодня с нами будет путешествовать.
Хвостиком виляет
Желанье исполняет._ СЛАЙД
-Что вы знаете про золотую рыбку? ( Исполняет желания)
-Вот и я загадала желание. А какое желание я загадала, вы узнаете в конце урока выполнив все задания золотой рыбки и составив слово подсказку из букв, которые рыбка вам будет отдавать за правильно выполненные задания.
- Готовы к путешествию?
- Торопилась рыбка к нам, несла буквы, которые мы уже знаем. Набежала волна и перепутала все буквы. Помогите рыбке, навести порядок.
- давайте прочитаем буквы которые, мы уже изучили. ( чтение на доске по цепочке)
- На столах лежат буквы, но не у всех. Если у вас на столе нет карточек с буквами, то вам нужно повернуться к соседям сзади и работать с ними вместе.
( на столе буквы, работа группами)
-На какие две группы делятся все буквы? ( гласные и согласные)
-Назовите гласные. Почему мы их называем гласными?
-
У
Назовите согласные. Почему мы их называем согласными?III. Постановка проблемной ситуации .
- Все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новой буквой и звуком? А вот с каким звуком мы с вами познакомимся, вы мне скажите сами.
Покажите: как кричит ворона (кар-кар - кар)
-как тигр рычит (ррр)
-уточка “кря-кря-кря”,
-поросёнок “хрю-хрю-хрю”.
-кошечка урчит “ур-ур-ур”,
как едет мотоцикл (дрр).
- Какой звук слышится везде? (р)
IV. Формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).
Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
-
А
Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?1)Познакомиться с новой буквой.
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
V. Работа над новым материалом
Звуковой анализ слов.
- Чтобы познакомиться со звуками, рыбка предлагает составить звуковые схемы слов: рыбка (коллективно) на доске и в тетради.
- Прочитайте только первую лодочку. (РЫ)
- Повернитесь друг к другу и произнесите первый звук.
- Какой это звук – гласный или согласный?
- Почему он согласный?
-Верно, когда мы произносим звук [р],он встречает препятствие. А что, ещё мы можем сказать про него?( Он твёрдый.)
- Закройте ушки ладошками, произнесите звук (Р).
- Звенит в ушках? Значит, какой это звук? ( Звонкий)
- Ребята, а где водится наша золотая рыбка? (В море).
- Постройте вместе звуковую схему слова море. А один учащийся будет работать возле доски.
-Произнесите только вторую лодочку РЕ
Повернитесь друг другу. Произнесите первый звук в этой лодочке – Рь
-Какой это звук – гласный или согласный?
- Почему он согласный?
-Верно, когда мы произносим звук [р],он встречает препятствие. А что, ещё мы можем сказать про него?( Он мягкий.)
- Закройте ушки ладошками, произнесите звук (Р).
- Звенит в ушках? Значит, какой это звук? ( Звонкий
- Ребята, кто нам расскажет , что мы узнали, про звуки [р], [р’].
С
Б
равнение звуков [р], [р’]. Характеристика звуков – согласные, [р] – твёрдый, [р’] – мягкий, звуки - звонкие.2) Физминутка.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3) Различение звуков [р], [р’].
-Рыбка предлагает нам с ней поиграть.
- Послушайте слова и хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [р], [р’] : роза, дверь, лампа, ведро, фрукт, доска, стрекоза.
4) Нахождение слов со звуками [р], [р’].
-
Д
Рассмотрите картину и найдите слова, где звук [р] или[р’].в начале слова, в середине и в конце слова.,5) Знакомство с буквой р.
- Согласные звуки [р], [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр) ( НА ДОСКУ)
- Из каких элементов состоит буква Р. ( Прямая линия и полукруг)
- Ребята, вы подумайте, на что похожа наша рыбка?
- Пока вы думаете, я передам задание для наших гостей от рыбки. ( собрать букву, украсить букву, вылепить букву.
- На что похожа буква р?
1.Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
-Посмотрите на доску и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – большая и маленькая? Сравнение. Открыли тетрадки по литературному чтению. Нашли 29 ноября. Обвели букву и пропечатали 1 раз.
Печатание буквы Рр
- Как запомнить букву Р и не спутать с другой буквой?
Д
Р
ети выходят из-за столов:- Как запомнить букву Р?
Каждый может, например -
Руку на бочок поставить (левая рука)
И друг другу ЭР представить!
6) Чтение слогов по слайду.
- РАЗ МЫ ВЫУЧИЛИ НОВУЮ БУКВУ, РЫБКА ПРЕДЛАГАЕТ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ С НОВОЙ БУКВОЙ.
Чтение слогов (прямых и обратных) хором и индивидуально.
- Прочитайте слоги, где звук [р] – твёрдый, а теперь, где звук [р’] – мягкий.
- Чтение слов с доски: ра-на тро-нул (прикоснулся, дотронулся)
Ж
(хором, индивидуально) ран-ка у-ко-лол-Ну вот и заканчивается наше путешествие.
-Ребята, кто составит слово, которое получилось? ( Дружба)
- Нужно дружить друг с другом, не обижать, помогать друг другу и всё у вас получится!
- Это было моё желание, а вы можете загадать рыбке своё желание, выполнив её задание, нужно найти и раскрасить все буквы Р.
VII. Итог урока
- С какой новой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Где будет жить новая буква в нашем домике?
(открыть букву в домике)
VIII Рефлексия учебной деятельности.
- Я надеюсь, что ваша рыбка будет исполнять ваши желания, но только в том случае, если вы будете внимательны на уроке, будете делать всё, что вам говорит учитель и ваши родители.
Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.
Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!