Конспект коррекционно-развивающего занятия «Звук и буква Р. Путешествие звука Р» (1 класс, дети с ЗПР)
Конспект коррекционно – развивающего занятия в 1 классе для детей с ЗПР
Тема занятия: «Звук и буква Р. Путешествие звука Р»
Выполнила:
учитель-логопед
Кукушкина О.В.
Лексическая тема: Цветы, дикие животные.
Цель: уточнять и закреплять знания обучающихся о звуках Р и Р’, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.
Задачи:
образовательные:
уточнение знаний о звуках р, р’,
знакомство с буквой Р;
развитие языкового анализа и синтеза;
развивать навыки словообразования.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать общую, мелкую моторику
активизировать словарь по темам «Дикие животные», "Цветы", «Антонимы»
развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.
воспитательные:
воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;
воспитывать интерес к животным, цветам;
формировать усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: изображения : горы, сад, ворота с охраной, буква Р (по З.Е.Агранович), флажок. Плакаты « Дикие животные», «Цветы». Колокольчики, счётные палочки, тетради.
Ход занятия.
Оргмомент
Психогимнастика:
Логопед: Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите, как мурлычит ласковая кошечка, как каркает ворона. Догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? (звук Р)
Знакомство со звуком Р.
Как рычит собака? ( р-р-р). Как рычит щенок? (рь-рь-рь)
(Агранович З.Е.)
Характеристика звука: согласный, твёрдый и мягкий, звонкий, непарный.
Путешествие звука Р.
Логопед:
Звук Р хочет добраться до высокой горы, куда ещё никто не поднимался. Для этого ему необходимо преодолеть препятствия, а нам ему нужно будет помогать.
Чтобы выйти из города, звуку Р нужно открыть «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите правильно (Ответ детей: Ворота).
Упал звук Р, поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!». А какое слово можно составить из этих двух слов? (Ответ детей: охрана)
На пути у звука Р стоит охрана у ворот. Чтобы охрана пропустила звук Р через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете называть противоположные им - хорошие слова.
Зло – (добро),
лень- (трудолюбие),
трусость-(храбрость),
грусть – (радость).
Ура! Ворота окрылись! За воротами нас встречают звери (плакат «Дикие животные»). Назовите животного, название которого начинается на Т и заканчивается на Р (Тигр). Сколько звуков в этом слове? Где стоит звук Р? Назовите остальных животных.
Чтобы животные нас пропустили дальше, необходимо сказать, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
- волк летает
- рыба бежит к морю
- соловей кукарекает
- у ёжика вывелись котята.
Молодцы, животные пропустили звук Р дальше. И перед глазами звука появился красивый сад. Что он увидел? (Ответ детей: Цветы). Назовите их (плакат «Цветы»). В названиях каких цветов есть звук Р? За правильные ответы колокольчик подарил вам свои цветочки-колокольчики. Ими нужно будет звенеть, когда услышите в словах звук Р
Рак, стол, ракета, забор, рыба, соловей, тетрадь, альбом, липа, рука и т.д.
Физминутка.
За цветущим садом Р увидел наконец-то горы. Но чтобы на горы подняться, нам нужно хорошо подвигаться.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.
Ножками топают,
Руками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
Ура! Мы на вершине горы! Здесь Р поставил свой флажок как первый покоритель горы. И с тех пор у звука Р появилось обличие в виде буквы. На что похож его флаг? (ответ детей: буква Р).
Знакомство с печатной буквой Р.
Букву Р писать не сложно:
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок
И получится флажок.
На что похожа буква Р?
Буква Р –рука в кармане,
Буква Р – подарок маме.
(О.Гофман)
На что ещё похожа буква Р?
Соберите букву Р из счётных палочек.
Выполни задание в тетради. (Н.Ю.Костылёва. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет)
Итог занятия.
Все молодцы. Понравилось вам путешествие? С какой буквой и звуком вы сегодня познакомились?
Ольга Владимировна
Кукушкина Оксана Вадимовна