Закрепление знаний по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных»

7
2
Материал опубликован 17 January 2019

Урок русского языка для учащихся 6 класса

Закрепление знаний по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных».

(Урок разработан для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития).

Тип урока: обобщение ранее изученного материала на основе разных упражнений.

Цель урока: отработка умения правильно писать н-нн в прилагательных, образованных от существительных.

Обучающие задачи:

1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных».

2. Закрепить умение написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных.

Воспитательные задачи:

1. Формирование основ здорового образа жизни учащихся через реализацию современных здоровьесберегающих технологий;

2. Формирование коммуникативных качеств личности;

3. Воспитание умения внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение;

Развивающая задача: развитие творческой, речевой активности.

Коррекционные задачи:

1. Коррекция логического, образно-логического мышления, структурного мышления на основе упражнений в синтезе, анализе;

2. Развитие зрительной памяти и внимания.

I. Организационный момент. Настрой на работу.

- Здравствуйте! При встрече люди говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я хочу вам пожелать самого главного для каждого из нас - это здоровья. 

Ориентировочно – мотивационный момент.

Слово учителя.

- Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Как вы думаете, что ответил великий мудрец? (ответы детей) Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

II. Словарная работа (на тренировку распределения и избирательности внимания)

Задание. Среди буквенного текста встречаются слова. Необходимо найти эти слова и подчеркнуть их. (Материалы распечатаны для каждого учащегося)

ЩВУВЫГИГИЕНАРЦЙЯМСЩЕВУЗДОРОВЬЕСМЕЗНВУКАРВАЗАКАЛИВАНИЕЧЩЮЫЦУВ

(гигиена, здоровье, закаливание)

III. Сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания. Закрепление изученного по теме.

Работа в группах (проверка знания теории). «Кто быстрее? Кто правильнее?»

Вспомним правила работы в группах.

Необходимо: Выбрать человека, который будет отвечать от группы.

Разрешается: Помогать, уважать, дружить, выручать, быть приветливым и улыбаться.

Запрещается: Бездельничать и мешать товарищам, говорить обидные слова.

- Повторим правило написания одной и двух букв Н в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.

- Распределите разрезанные части правила в нужный столбик.

Группам выдаются карточки (6 штук):

на стыке образующей основы на – Н - и суффикса – Н –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – ОНН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – ЕНН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса – АН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса – ЯН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса – ИН – 

(Обе группы должны выполнить задание на доске, прикрепив (с помощью магнита) карточки в нужный столбик. Желательно, чтобы каждый член группы вышел к доске (двигательная активность (физ. минутка)).

Справка:

- Н -

- НН -

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса - АН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса – ЯН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ЕНН –

в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса – ИН – 

на стыке образующей основы на – Н – и суффикса –Н –

Проверка выполнения задания.

Учитель подводит итоги:

- Не следует забывать про слова – исключения (ветреный, свиной, юный, стеклянный, оловянный, деревянный).

Работа в группах. Упражнение «Найди место».

- Проверим, насколько вы умеете применять теоретические знания применять на практике. Распределите словосочетания по своим местам. Не забывайте про верное написание Н - НН в суффиксах имён прилагательных.

(Группам выданы материалы: таблица, которую нужно заполнить, и словарный диктант с пропусками)

суффикс – АН –

 

суффикс – ЯН –

 

суффикс – ИН – 

 

суффикс – ОНН –

 

суффиксов – ЕНН –

 

образующая основа на – Н – и суффикс – Н –

 

Кожа(н,нн)ая обувь, витами(н,нн)ый напиток, ледя(н,нн)ой ветер, кури(н,нн)ый бульон, клюкве(н,нн)ый морс, овся(н,нн)ая каша, инфекцио(н,нн)ые болезни.

Взаимопроверка.

- Что из перечисленных словосочетаний представляет опасность для нашего здоровья, а что только полезно? Почему?

Упражнение «Хлопки» (на активизацию мыслительной деятельности, внимания).

Дети, сидя за партами, вслед за учителем хлопают по очереди друг за другом один раз (1, 2, 3…..) и в обратном порядке. Педагог сможет определить, кто из учащихся должен быть внимательнее.

Упражнение «Третий лишний». Развитие абстрактного мышления.

Запись на доске (каждая новая запись открывается после решения предыдущей)

А) ржа..ой хлеб, серебря..ая ложка, мужестве..ый человек;

Б) безветре..ая погода, песча..ый пляж, утре..ий сон.

Упражнение «Найди общее». Развитие умственных операций анализа и обобщения.

А) болезне(н,нн)ый вид, полноце(н,нн)ый сон, обеде(н,нн)ый перерыв.

Б) лошади(н,нн)ое здоровье, звери(н,нн)ый аппетит, румя(н,нн)ый малыш.

Работа с предложениями, записанными на доске.

Микробы с грязной кожи рук попадают в рот и вызывают инфекцио(н,нн)ые заболевания.

Ваше здоровье – самое це(н,нн)ое, что у вас есть.

В морозный или ветре(н,нн)ый день защищайте кожу перед выходом на улицу.

Коррекция зрительной памяти.

- С какими словом, из тех, что вы видите в этих предложениях, вы уже встречались сегодня на уроке? (инфекционные)

- Найдите предложение, в котором есть прилагательное, где пишется одна буква Н. Почему в этом слове пишем одну букву Н? (ветреный – исключение)

- В каком слове написание «НН» объясняется правилом «НН пишется в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных с основой на – Н?» (ценный – от слова цена)

- Найдите ошибку в схеме первого предложения.

[ О , и О ].

(запятая перед союзом И, который соединяет однородные сказуемые, не нужна)

- Запишите предложения в тетрадь (учащиеся работают в тетрадях)

- Что мы должны делать, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями? (ответы детей)

- С чего должен начинаться наш день, чтобы с утра уже мы позаботились о своём здоровье? (ответы детей) Правильно, с зарядки!

Физкультминутка «Удержи флажок»

Исходное положение:

удерживать ученическую ручку, зажатую вертикально в кулачке, подобно флажку.

Содержание упражнения:

Большой палец отвести в сторону, ручку-«флажок» держать четырьмя пальцами.

Захватить ученическую ручку большим пальцем и ладонью и так удерживать ее. Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону.

Вновь захватить ручку-«флажок» четырьмя пальцами, боль­шой палец отвести в сторону.

Дозировка:

3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, рассла­бив мышцы.

Работа в группе. Коррекция структурного мышления.

Упражнение «Составь слово». (Слова напечатаны и разрезаны по морфемам).

1) н + ый + тума + н

Н

ЫЙ

ТУМА

Н

2) ин + мыш + ый

ИН

МЫШ

ЫЙ

3) ый + н + сон

ЫЙ

Н

СОН

- Кто заметил ошибку в делении слова на морфемы? (слово «туманный» имеет корень – туман –, а не – тума –).

8) Образование прилагательных. Развитие грамматического строя речи. 

- Ребята, представьте, что скоро рядом со школой открывается новый магазин. Всё уже готово к встрече покупателей, осталось только написать ценники к некоторым товарам. Поможем продавцам? Замените предложенные на доске словосочетания сущ. + сущ. на словосочетания прил. + сущ.:

шляпа из соломы –

игрушка из дерева –

шарик из стекла –

кисель из клюквы –

желе из лимона –

котлеты из курицы –

кофе из ячменя –

фонарик для кармана –

яйца гуся –

капуста в кочанах –

Учащиеся, объединившись в две группы, выполняют задание, записывая полученные словосочетания фломастерами на листах бумаги.

Затем все листы вывешиваются на доску.

Физкультминутка для отдыха глаз.

Упражнения для снятия зрительного утомления.

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой вращать не нужно (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 5 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

9) Индивидуальная работа.

Карточки. Вставить пропущенные буквы (при наличии времени предложения можно записать).

1. Глубокий и полноце..ый сон необходим человеку.

2. Чтобы не заразиться инфекцио..ыми болезнями, надо знать и соблюдать правила личной гигиены.

3. Говорят, что кури..ый бульон может снизить давление и облегчить состояние больного.

4. Очень полезны брусничные и клюкве..ые морсы.

IV. Поведение итогов урока. Рефлексия. Оценки за урок.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Ребята могут аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал………………………………активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я……………………… доволен / не доволен
3. Урок для меня показался………..……………... коротким / длинным
4. За урок я……………………………………........ не устал / устал
5. Моё настроение………………………………… стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был………………………. полезен / бесполезен, интересен / скучен.

V. Домашнее задание. Карточки (списать текст, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы)

 

Когда наступают осе(н,нн)ие х..лода, мы облачаемся в бе..форме(н,нн)ые одежды. Организму не хватает калорий, и мы ч..сто и много кушаем. Это приводит к ж..ровым подкожным отложениям. Недостаток со(?)нца и серые деньки вызывают депрессию. А утре(н,нн)ий бег добавляет бодрости, помогает проснут(?)ся, избавляет от осе(н,нн)ей хандры.

Бег обеспечивает хорошую вентиляцию лёгких, помогает в борьбе с инфекцио(н,нн)ыми заб..леваниями, которые резко увеличиваются в осе(н,нн)ий период. Благодаря физическим нагрузкам укрепляет(?)ся иммунитет и снижает(?)ся риск простудных заб..леваний.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень позитивный обобщающий урок! Много интересных и полезных упражнений! Спасибо, Юлия Васильевна, за Ваш труд и желание делиться с коллегами своими наработками!

18 March 2022

Спасибо большое Вам, Елена Владимировна, за добрые слова!

18 March 2022

Похожие публикации