Урок русского языка «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» (7 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
Урок русского языка в 7 классе
Обобщение знаний по теме
«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
(УМК: учебник для общеобразовательных школ: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/ М.: Просвещение, 2010)
Автор: Воробьева Юлия Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015 г.
ТЕМА УРОКА: «Обобщение знаний по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
(Урок разработан для учащихся 7 класса, занимающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития).
Тип урока: обобщение ранее изученного материала на основе разных упражнений
Цель урока: отработка умения отличать причастие от прилагательного, образованного от глагола; формирование навыка написания Н-НН в них.
Обучающие задачи:
1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Правописание н-нн в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий».
2. Закрепить умение написания -н- и -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся;
воспитание умения внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение;
Развивающая: развитие творческой, речевой активности;
Коррекционная: коррекция логического мышления, структурного мышления на основе упражнений в синтезе, анализе;
развитие зрительной памяти и внимания.
Организационный момент. Настрой на работу.
Словарная работа (на тренировку распределения и избирательности внимания)
Задание. Среди буквенного текста встречаются словарные слова. Необходимо найти эти слова и подчеркнуть их. (Материалы распечатаны для каждого учащегося)
(учитель подбирает слова, в которых ученики допускали ошибки ранее).
АКУВВОКЗАЛЫЦЙЯМСЩЕВУСПОРТСМЕНВУКАВААСФАЛЬТЧЫЦУВ
Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания. Закрепление изученного по теме.
Работа в группах (проверка знания теории). «Кто быстрее? Кто правильнее?»
- Повторим правило написания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
- Распределите разрезанные части правила в нужный столбик.
Группам выдаются карточки (6 штук):
* В КРАТКИХ ПРИЧАСТИЯХ
* ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
* ИМЕЮЩИХ ПРИСТАВКИ, КРОМЕ НЕ
* В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
* В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
* ИМЕЮЩИХ СУФФИКСЫ – ОВА-, -ЕВА-
(Обе группы должны выполнить задание на доске, прикрепив (с помощью магнита) карточки в нужный столбик. Желательно, чтобы каждый член группы вышел к доске.
Справка:
-Н- |
-НН_ |
В КРАТКИХ ПРИЧАСТИЯХ |
ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО |
В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА |
ИМЕЮЩИХ ПРИСТАВКИ, КРОМЕ НЕ |
В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА |
|
ИМЕЮЩИХ СУФФИКСЫ –ОВА-, -ЕВА- |
Проверка выполнения задания. Учитель подводит итоги:
- Не следует забывать про слова – исключения (кованый, жеваный…)
Работа в группах. Упражнение «Найди место».
- Проверим, насколько вы умеете применять теоретические знания применять на практике. Распределите словосочетания по своим местам. Не забывайте про верное написание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.
(Группам выданы материалы: таблица, которую нужно заполнить, и словарный диктант с пропусками)
1. Образованы от глаголов несовершенного вида |
|
2. Образованы от глаголов несовершенного вида |
|
3. Причастие, имеет приставку |
|
4. Причастие, имеет зависимое слово |
|
5. Есть суффиксы –ова-, -ева- |
|
6. Краткое причастие |
Работа не провере(н,нн)а, засея(н,нн)ое поле, краше(н,нн)ый краской, балова(н,нн)ый ребенок, трава не скоше(н,нн)а, реше(н,нн)ый ребус, стриже(н,нн)ый мальчик, вяза(н,нн)ый спицами, газирова(н,нн)ый напиток, плете(н,нн)ая корзинка, краше(н,нн)ый пол, высуше(н,нн)ые грибы.
Справка для учителя:
1. Образованы от глаголов несовершенного вида |
Крашеный пол, плетеная корзинка, стриженый мальчик |
2. Образованы от глаголов несовершенного вида |
Решенный ребус |
3. Причастие, имеет приставку |
Высушенные грибы, засеянное поле |
4. Причастие, имеет зависимое слово |
Крашенный краской, вязанный спицами |
5. Есть суффиксы –ова-, -ева- |
Газированный напиток, балованный ребенок |
6. Краткое причастие |
Работа не проверена, трава не скошена |
Взаимопроверка.
Учащиеся проходят по своим местам. Упражнение «Хлопки» (на активизацию мыслительной деятельности, внимания). Дети вслед за учителем хлопают по очереди друг за другом один раз (1,2,3…..) и в обратном порядке. Учитель сможет определить, кто не очень внимателен и должен собраться.
Упражнение «Третий лишний».
Запись на доске (каждая новая открывается после решения предыдущей)
А) вяле..ый лещ, запута..ый ответ, выглаже..ый костюм;
Б) топле..ое молоко, броше..ый в кастрюлю, жаре..ый бекон.
Упражнение «Найди общее»
А) украде..а, похище..ы, потеря…ы;
Б) арестова..ый, маринова…ый, утрамбова..ый.
Работа с предложениями, записанными на доске (в третьем предложении знаки препинания не проставлены).
Новое здание вокзала построе..о в срок.
Рискова..ый поступок совершил мой брат.
Асфальт украше…ый детскими рисунками стал объектом газетного репортажа.
Коррекция зрительной памяти.
- С какими словами, из тех, что вы видите в этих предложениях, вы уже встречались сегодня на уроке? (вокзал, асфальт)
- Найдите предложение, в котором есть краткое причастие. Сколько «н» вы напишете?
- В каком слове написание «НН» объясняется правилом «НН пишется в суффиксах отглагольных прилагательных с суффиксом -ова-».
- А сколько букв Н вы напишете в причастии «украшенный»? Почему? Найдите ошибку в схеме третьего предложения.
X, [прич. об.] …
(нет запятой после причастного оборота)
- Запишите предложения в терадь.
Физкультминутка для отдыха глаз.
8) Работа по группам. Коррекция мышления.
Группам выдаются конверты с заданием.
Задание: по ключу необходимо расшифровать и вставить слово в записанное предложение. (ключ выдан каждой команде)
********** лестница вела сразу на второй этаж. (зашифровано слово «кованая»)
Сегодня на нём была какая-то ********** рубашка. (зашифровано слово «жёваная»)
Каждый член группы должен после работы в группе сесть на своё место и записать получившееся предложение по памяти.
- Ребята, в каком из этих предложений слово, угаданное вами, употреблено в переносном значении? (жеваная) Каким словом его вы можете заменить? (мятая, несвежая, неглаженая).
- А почему слова «кованый» и «жеваный» пишутся с одной «н»? (слова-исключения)
9) Физкультминутка «Удержи флажок»
Исходное положение:
Удерживать ученическую ручку, зажатую вертикально в кулачке, подобно флажку.
Содержание упражнения:
Большой палец отвести в сторону, ручку-«флажок» держать четырьмя пальцами.
Захватить ученическую ручку большим пальцем и ладонью и так удерживать ее. Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону.
Вновь захватить ручку-«флажок» четырьмя пальцами, большой палец отвести в сторону.
Дозировка:
3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
10) Работа в группе. Коррекция структурного мышления. Упражнение «Составь слово».
Слова разрезаны по морфемам.
1) ЛЮБ – Л – ЫЙ – ЕНН - В
2) ЫЙ – РЕЗ - РА З - НН – А
3) ОВА – БАЛ – НН – ИЗ – ЫЙ
- Кто заметил ошибку в делении слова на части? (слово «влюбленный» имеет корень – любл-, а не –люб-; -л- является частью корня, а не суффиксом).
11) Индивидуальная работа. (Можно заменить буквенно-цифровым диктантом)
Карточки. Вставить пропущенные буквы.
На стене висела писа…ая акварелью картина.
Приятно пахло печё…ым хлебом.
Хороши грибы, сушё…ые в печке.
Ране..ый в лапу заяц стал прихрамывать.
У бабушки был платок, вяза…ый из чистой шерсти.
На некоше…ом лугу зеленела высокая трава.
Маринова…ые огурцы лежали на тарелке.
В магазине мы купили жаре..ого леща и копчё..ой колбасы.
IV. Поведение итогов урока. Рефлексия.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал……………………………… активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я……………………… доволен / не доволен
3. Урок для меня показался………..……………... коротким / длинным
4. За урок я……………………………………........ не устал / устал
5. Мое настроение………………………………… стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был………………………. полезен / бесполезен, интересен / скучен.
V. Домашнее задание. Оценки за урок.
Источники литературы.
http://www.myshared.ru/slide/1200841/
Алешина Ольга Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Негодова Ольга Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева