Урок русского языка «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс)
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание на дом
Рефлексия деятельности |
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
1.Случайное деление на группы по цвету на бейджике (красный, синий, зелёный, белый): после приветствия предлагается прикрепить бейджик со своим именем и пройти к столу, на котором лежат карточки, соответствующие цвету бейджика. 2. Включение в деловой ритм. «Урок- короткое слово, Всего лишь два слога! А разных значений В нём скрыто так много: Занятие, парта, Учитель, тетрадь, Ошибка, пятёрка, Желанье сбежать! Опыт, наука, Зачёт, скукота, Радость, что тема Тобой понята! Важное слово – слово урок: В жизни он каждому Чем-то помог. Нужно немного: Слушать, читать, То, что вам задано, Всё выполнять! Главное слово в школе- урок: Это успешной учёбы залог!» 3.Создание доброжелательной атмосферы: «Ребята, я желаю вам на сегодняшнем важном для вас и для меня уроке открытия новых знаний, отличной работы и хорошего настроения!» 1.Выявляет уровень знаний и умений: 1) « Необходимо сформулировать тему урока. Для этого вам необходимо: - сложить пазл ( в электронном варианте) - разгадать ребус - прикрепить ответ на доску 2) «Из разбросанных слов необходимо «собрать» тему урока». 3) Корректирует формулировку темы урока: « Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (презентация, слайд № 1) 2.Организует фронтальную работу: 1)« Найдите ключевое слово темы» 2) « Вспомните всё, что знаете о суффиксе» 3.Проводит творческий диктант: «Определим, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные. Для этого выполним следующее задание: словосочетания из левого столбика нужно преобразовать в словосочетания с прилагательными. ( презентация,слайд №2 1.Активизирует знания учащихся: « Выделите суффиксы получившихся прилагательных» (презентация, слайд №2) 2.Создаёт проблемную ситуацию 1) « Ответьте на вопрос, сколько Н нужно писать в данных прилагательных?» 2) « Мнения разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нужно найти ответ, чтобы решить возникшие разногласия?» 3) Корректирует ответы и прикрепляет на доску карточку « От чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?» 1.Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации: 1)«Что же нам нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?» 2) Проводит инструктаж по организации исследовательской работы: « 1. Рассмотрите схему и образец. 2. Запишите слово, от которого образовалось прилагательное 3.Определите суффикс, с помощью которого образовалось прилагательное 4.Сколько букв Н пишется в данном суффиксе? 5. Сделайте вывод»
2. Контролирует работу в группах
2.Корректирует ответы, прикрепляя карточки – выводы и примеры на доску в виде « ёлочки», акцентируя внимание на словах –исключениях: Стеклянный Деревянный Оловянный (презентация, слайд № 3) Ветреный(запись на доске) 3.Сообщает информацию: «Деление на группы по цвету не случайно. (презентация,слайд № 4) Это непроизводные прилагательные, т.е. те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова. Это, можно сказать, натуральные прилагательные . В них нет суффикса. Их нужно запомнить. ( по щелчку добавляется список непроизводных прилагательных) 4. Подводит итог: 1)« От чего же зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?» 2) Корректирует ответы и прикрепляет на доску карточку «Количество Н зависит от суффикса, при помощи которого это прилагательное образовалось» Устанавливает осознанность ситуации: « Вернёмся к первому слайду. Сколько Н нужно писать в прилагательных и почему?»
Организует деятельность по применению новых знаний. 1)« На рабочем столе находим файл « Урок 15», запускаем его по моей команде. Задача: от существительных образовать прилагательные, согласуя их со словами в скобках. Определите, сколько Н вы будете писать в суффиксе. Кто всё выполнит, тот проверит себя по эталону. Эталон находится на рабочем столе». 2) Организация работы по оценке деятельности учеников: «Из каждого ряда выберите только то слово, которое оговорено условием задачи, и запишите его в колонку «ответ». ( По вертикали должно получиться слово « отлично», 1-2 ошибки –хорошо 4, 3-4 – удовлетворительно 3). 3.Подводит итог. 1.Организует беседу : « Почему не у всех получилось ОТЛИЧНО?» 2.Подводит итог : « Мы все разные» 3. Читает притчу о двух глиняных кувшинах. О чём эта притча? 4.Формулирует домашнее задание: «На бескрайних просторах Интернета я нашла стихотворение.(У каждого лежит распечатанное стихотворение.) Прочитаем его вместе. «Человек на Земле – уникальный, Эволюцией закалённый. Как скала может быть постоянным Или, как простуда,- сезонным. Может быть со взглядом орлиным, Может хрупкостью быть стеклянной, Может со скоростью быть соколиной, А может с глупостью деревянной. Может искренним быть и честным, Может – брошенным и печальным, Может – ветреным или чудесным, Разным, но всегда уникальным!» Это будет вашим домашним заданием: выписать прилагательные с Н и НН в суффиксах и объяснить выбор количества Н. Организует рефлексию: «В начале нашего занятия прозвучало стихотворение об уроке. Урок- короткое слово, а как много мы успели сегодня сделать. А какими вы были сегодня на уроке? Охарактеризуйте себя, выбрав одно из четырёх слов в скобках, и прикрепите на доску». |
1.Объединяются в группы.
2.Настраиваются на работу.
1.Работают в группах по инструктажу. (буква Н, существительное, прилагательное, суффикс) 2.Дают предположительные ответы
3.Дают аргументированный ответ
4.Отвечают, используя имеющиеся знания.
5.Преобразовывают словосочетания: « Грива льва- львиная грива» и т.д. по презентации
1.Называют суффиксы
2. Дают противоречивые ответы
3. Дают предположительные ответы.
1.Называют методы исследования
2.Слушают инструктаж
3.Выполняют работу в группе на карточках 4. Делают выводы
5.Наблюдают
6.Формулируют окончательные выводы
Решают задание с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку « по ключу»
1.Отвечают, называя причины : не понял, не успел и т.п.
2.Слушают
3.Отвечают
4.Читают
Заполняют карточку, отвечают на вопросы учителя |