12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Георгиевна1926
Россия, Оренбургская обл., ДОМБАРОВСКИЙ РАЙОН
12

Открытый урок в 6 классе на тему «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных»



Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных.

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Цель урока:

- показать учащимся условия выбора одной или двух букв «н» в суффиксах прилагательных и закрепить это правило при выполнении упражнений.

Задачи:

1) обучающие:

- разъяснить алгоритм выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.

2) развивающие:

- научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

- закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

-научить различиать суффиксы –ин-, -ан-ян- по значению;

-познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом в учебнике (заполнение таблицы), чтение по цепочке, фонетический и морфологический разборы, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока:

Организационный момент.

Алгоритм для определения написания одной и двух букв н в именах прилагательных.

Цель: познакомить школьников с условиями выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.

Шаг 1.Определяем часть речи.

Перед нами имя прилагательное.

Шаг 2. Определяем, от какого слова оно образовано.

Оно образовано от имени существительного.

Шаг 3. Выполняем его морфемный разбор, определяем корень и суффикс.

Шаг 4. Анализируем наше слово.

Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса –н- от имени существительного с основой на –н, то пишем -нн-;

Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса ­–онн- -енн- от имени существительного, то пишем -нн- ;

Исключение: ветреный.

Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса -ин- -ан- -ян- от имени существительного, то пишем -н-;

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

Если перед нами краткое прилагательное, то пишем столько же букв нн, сколько и в полных прилагательных.


 

Важно! Различение суффиксов!

Вы, конечно, заметили, что все прилагательные, образован­ные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Условно назовём суффикс -ин- «звериным» суффиксом, потому что чаще всего он встречается в притяжатель­ных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, ослиный, крысиный, муравьиный, гусиный, соболиный и т. д.

В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: песок — пес­чаный, нефть — нефтяной (кроме оловянный, деревянный, стеклян­ный). Обратим внимание на прилагательные серебряный, юный — в этих словах ошибки встречаются очень часто.

ин- (принадлежность к кому либо)

Например: гусиный, утиный, лебединый.

ан- - ян- ( сделанный из….)

Например: серебряный, нефтяной

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

Но:

соломенный

тыквенный

клюквенный


 

Первичное закрепление материала.

Цель: научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

Работа по алгоритму со словами старинный, гусиный, водяной, деревянный.

Старинный- старина + -н-;

Гусиный-гусь+-ин-;

Водяной- водя + -ян-;

Деревянный- дерево+-янн-, но исключение.

Закрепление правила.

Выполнение упражнения 369

Цель: закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

Образовать прилагателтные от имен существительных, используя суффиксы –н-, -енн-, -янн-.

Важно! Различение суффиксов

Прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы.

Прилагательные с суффиксом –ан-, -ян-

Прилагательные с суффиксом -енн-

Ценный

глиняный

соломенный

туманный

серебряный

тыквенный

весенний

нефтяной

клюквенный

осенний

деревянный (иск.)

государственный

старинный

стеклянный (иск)

искусственный

картинный

оловянный (иск)

хозяйственный

кухонный

 

лиственный

лунный

   

чугунный

   

лимонный

   

Решение лингвистической задачи.

Цель: познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

Ветряная мельница Ветреный человек (день)

-Как вы думаете, от чего зависит выбор букв я и е?

Нужно определить значение слова.

Действующий силой ветра = Я;

С ветром = Е

Закрепление правила.

Выполнение упражнения 368.

Цель: закрепить правило написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях. Составьте и запишите два предложения со словами ветреный и ветряной.

Ветреная погода, ветреные дни, ветреное утро, ветреная оспа, ветреный юноша, ветряная мельница, ветряной двигатель.

Учащиеся зачитывают свои предложения

научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

Работа с пословицами.

Записать пословицы, объяснить написание суффикса.

Очи орлиные, а крылья комариные.

Не гонись за длинным рублем.

Молоденький умок, что весенний ледок.

За старой головой — как за каменной стеной.

Старинного закалу человек.

Весенний лед толст, да прост; осенний — тонок, да цепок.

Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Самостоятельная работа учащихся.

Цель: закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-; суффиксы прилагательных выделите:

-н-

-онн-, -енн-

-ин-, -ан-, -ян-

       

(1) Машина, (2) клюква, (3) сокол, (4) корень, (5) искусство, (6) ястреб, (7) овес, (8) листва, (9) телефон, (10) осень, (11) операция, (12) восторг, (13) кожа, (14) овчина, (15) камень, (16) песок.

-н-

-онн-, -енн-

-ин-, -ан-, -ян-

 

Машинный

клюквенный

соколиный

 

коренной

искусственный

ястребиный

 

телефонный

лиственный

овсяной

 

осенний

операционный

кожаный

 

овчинный

восторженный

песчаный

 

каменный

   
       

Подведение итогов урока

-От чего зависит выбор одной или двух букв н в суффиксах прилагательных?

Домашнее задание: § 64; упражнение № 367 (по заданию). Выучить алгоритм написания -нн- и -н-.


урок
PPTX / 465.25 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.