Открытый урок русского языка в 6 классе на тему «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных»
Пояснительная записка к презентации
Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных.
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Цель урока:
- показать учащимся условия выбора одной или двух букв «н» в суффиксах прилагательных и закрепить это правило при выполнении упражнений.
Задачи:
1) обучающие:
- разъяснить алгоритм выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.
2) развивающие:
- научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;
- закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;
-научить различиать суффиксы –ин-, -ан-ян- по значению;
-познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом в учебнике (заполнение таблицы), чтение по цепочке, фонетический и морфологический разборы, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока:
Организационный момент.
Алгоритм для определения написания одной и двух букв н в именах прилагательных.
Цель: познакомить школьников с условиями выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.
Шаг 1.Определяем часть речи.
Перед нами имя прилагательное.
Шаг 2. Определяем, от какого слова оно образовано.
Оно образовано от имени существительного.
Шаг 3. Выполняем его морфемный разбор, определяем корень и суффикс.
Шаг 4. Анализируем наше слово.
Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса –н- от имени существительного с основой на –н, то пишем -нн-;
Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса –онн- -енн- от имени существительного, то пишем -нн- ;
Исключение: ветреный.
Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса -ин- -ан- -ян- от имени существительного, то пишем -н-;
Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.
Если перед нами краткое прилагательное, то пишем столько же букв нн, сколько и в полных прилагательных.
Важно! Различение суффиксов!
Вы, конечно, заметили, что все прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Условно назовём суффикс -ин- «звериным» суффиксом, потому что чаще всего он встречается в притяжательных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, ослиный, крысиный, муравьиный, гусиный, соболиный и т. д.
В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: песок — песчаный, нефть — нефтяной (кроме оловянный, деревянный, стеклянный). Обратим внимание на прилагательные серебряный, юный — в этих словах ошибки встречаются очень часто.
–ин- (принадлежность к кому либо)
Например: гусиный, утиный, лебединый.
–ан- - ян- ( сделанный из….)
Например: серебряный, нефтяной
Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.
Но:
соломенный |
тыквенный |
клюквенный |
Первичное закрепление материала.
Цель: научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;
Работа по алгоритму со словами старинный, гусиный, водяной, деревянный.
Старинный- старина + -н-;
Гусиный-гусь+-ин-;
Водяной- водя + -ян-;
Деревянный- дерево+-янн-, но исключение.
Закрепление правила.
Выполнение упражнения 369
Цель: закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;
Образовать прилагателтные от имен существительных, используя суффиксы –н-, -енн-, -янн-.
Важно! Различение суффиксов
Прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы. |
Прилагательные с суффиксом –ан-, -ян- |
Прилагательные с суффиксом -енн- |
Ценный |
глиняный |
соломенный |
туманный |
серебряный |
тыквенный |
весенний |
нефтяной |
клюквенный |
осенний |
деревянный (иск.) |
государственный |
старинный |
стеклянный (иск) |
искусственный |
картинный |
оловянный (иск) |
хозяйственный |
кухонный |
лиственный |
|
лунный |
||
чугунный |
||
лимонный |
Решение лингвистической задачи.
Цель: познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;
Ветряная мельница Ветреный человек (день)
-Как вы думаете, от чего зависит выбор букв я и е?
Нужно определить значение слова.
Действующий силой ветра = Я;
С ветром = Е
Закрепление правила.
Выполнение упражнения 368.
Цель: закрепить правило написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;
Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях. Составьте и запишите два предложения со словами ветреный и ветряной.
Ветреная погода, ветреные дни, ветреное утро, ветреная оспа, ветреный юноша, ветряная мельница, ветряной двигатель.
Учащиеся зачитывают свои предложения
научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;
Работа с пословицами.
Записать пословицы, объяснить написание суффикса.
Очи орлиные, а крылья комариные.
Не гонись за длинным рублем.
Молоденький умок, что весенний ледок.
За старой головой — как за каменной стеной.
Старинного закалу человек.
Весенний лед толст, да прост; осенний — тонок, да цепок.
Петушиным гребнем головы не расчешешь.
Самостоятельная работа учащихся.
Цель: закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;
Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-; суффиксы прилагательных выделите:
№ |
-н- |
-онн-, -енн- |
-ин-, -ан-, -ян- |
(1) Машина, (2) клюква, (3) сокол, (4) корень, (5) искусство, (6) ястреб, (7) овес, (8) листва, (9) телефон, (10) осень, (11) операция, (12) восторг, (13) кожа, (14) овчина, (15) камень, (16) песок.
№ |
-н- |
-онн-, -енн- |
-ин-, -ан-, -ян- |
Машинный |
клюквенный |
соколиный |
|
коренной |
искусственный |
ястребиный |
|
телефонный |
лиственный |
овсяной |
|
осенний |
операционный |
кожаный |
|
овчинный |
восторженный |
песчаный |
|
каменный |
|||
Подведение итогов урока
-От чего зависит выбор одной или двух букв н в суффиксах прилагательных?
Домашнее задание: § 64; упражнение № 367 (по заданию). Выучить алгоритм написания -нн- и -н-.