Открытый урок русского языка в 6 классе на тему «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных»

12
0
Материал опубликован 17 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных.

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Цель урока:

- показать учащимся условия выбора одной или двух букв «н» в суффиксах прилагательных и закрепить это правило при выполнении упражнений.

Задачи:

1) обучающие:

- разъяснить алгоритм выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.

2) развивающие:

- научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

- закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

-научить различиать суффиксы –ин-, -ан-ян- по значению;

-познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом в учебнике (заполнение таблицы), чтение по цепочке, фонетический и морфологический разборы, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока:

Организационный момент.

Алгоритм для определения написания одной и двух букв н в именах прилагательных.

Цель: познакомить школьников с условиями выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.

Шаг 1.Определяем часть речи.

Перед нами имя прилагательное.

Шаг 2. Определяем, от какого слова оно образовано.

Оно образовано от имени существительного.

Шаг 3. Выполняем его морфемный разбор, определяем корень и суффикс.

Шаг 4. Анализируем наше слово.

Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса –н- от имени существительного с основой на –н, то пишем -нн-;

Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса ­–онн- -енн- от имени существительного, то пишем -нн- ;

Исключение: ветреный.

Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса -ин- -ан- -ян- от имени существительного, то пишем -н-;

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

Если перед нами краткое прилагательное, то пишем столько же букв нн, сколько и в полных прилагательных.


 

Важно! Различение суффиксов!

Вы, конечно, заметили, что все прилагательные, образован­ные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Условно назовём суффикс -ин- «звериным» суффиксом, потому что чаще всего он встречается в притяжатель­ных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, ослиный, крысиный, муравьиный, гусиный, соболиный и т. д.

В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: песок — пес­чаный, нефть — нефтяной (кроме оловянный, деревянный, стеклян­ный). Обратим внимание на прилагательные серебряный, юный — в этих словах ошибки встречаются очень часто.

ин- (принадлежность к кому либо)

Например: гусиный, утиный, лебединый.

ан- - ян- ( сделанный из….)

Например: серебряный, нефтяной

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

Но:

соломенный

тыквенный

клюквенный


 

Первичное закрепление материала.

Цель: научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

Работа по алгоритму со словами старинный, гусиный, водяной, деревянный.

Старинный- старина + -н-;

Гусиный-гусь+-ин-;

Водяной- водя + -ян-;

Деревянный- дерево+-янн-, но исключение.

Закрепление правила.

Выполнение упражнения 369

Цель: закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

Образовать прилагателтные от имен существительных, используя суффиксы –н-, -енн-, -янн-.

Важно! Различение суффиксов

Прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы.

Прилагательные с суффиксом –ан-, -ян-

Прилагательные с суффиксом -енн-

Ценный

глиняный

соломенный

туманный

серебряный

тыквенный

весенний

нефтяной

клюквенный

осенний

деревянный (иск.)

государственный

старинный

стеклянный (иск)

искусственный

картинный

оловянный (иск)

хозяйственный

кухонный

 

лиственный

лунный

   

чугунный

   

лимонный

   

Решение лингвистической задачи.

Цель: познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

Ветряная мельница Ветреный человек (день)

-Как вы думаете, от чего зависит выбор букв я и е?

Нужно определить значение слова.

Действующий силой ветра = Я;

С ветром = Е

Закрепление правила.

Выполнение упражнения 368.

Цель: закрепить правило написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях. Составьте и запишите два предложения со словами ветреный и ветряной.

Ветреная погода, ветреные дни, ветреное утро, ветреная оспа, ветреный юноша, ветряная мельница, ветряной двигатель.

Учащиеся зачитывают свои предложения

научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

Работа с пословицами.

Записать пословицы, объяснить написание суффикса.

Очи орлиные, а крылья комариные.

Не гонись за длинным рублем.

Молоденький умок, что весенний ледок.

За старой головой — как за каменной стеной.

Старинного закалу человек.

Весенний лед толст, да прост; осенний — тонок, да цепок.

Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Самостоятельная работа учащихся.

Цель: закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-; суффиксы прилагательных выделите:

-н-

-онн-, -енн-

-ин-, -ан-, -ян-

       

(1) Машина, (2) клюква, (3) сокол, (4) корень, (5) искусство, (6) ястреб, (7) овес, (8) листва, (9) телефон, (10) осень, (11) операция, (12) восторг, (13) кожа, (14) овчина, (15) камень, (16) песок.

-н-

-онн-, -енн-

-ин-, -ан-, -ян-

 

Машинный

клюквенный

соколиный

 

коренной

искусственный

ястребиный

 

телефонный

лиственный

овсяной

 

осенний

операционный

кожаный

 

овчинный

восторженный

песчаный

 

каменный

   
       

Подведение итогов урока

-От чего зависит выбор одной или двух букв н в суффиксах прилагательных?

Домашнее задание: § 64; упражнение № 367 (по заданию). Выучить алгоритм написания -нн- и -н-.


урок
PPTX / 465.25 Кб

Предварительный просмотр презентации

Число. Классная работа. Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных.

Цель: Рассмотреть условия выбора одной или двух букв «н» в суффиксах прилагательных и закрепить это правило при выполнении упражнений.

Алгоритм для определения написания одной и двух букв н в именах прилагательных. Шаг 1.Определяем часть речи. Перед нами имя прилагательное. Шаг 2. Определяем, от какого слова оно образовано. Оно образовано от имени существительного. Шаг 3. Выполняем его морфемный разбор, определяем корень и суффикс.

Шаг 4. Анализируем наше слово   Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса –н- от имени существительного с основой на –н, то пишем -нн-; Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса ­–онн- -енн- от имени существительного, то пишем -нн- ; Исключение: ветреный. Если перед нами прилагательное, образованное при помощи суффикса -ин- -ан- -ян- от имени существительного, то пишем -н-; Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный. Если перед нами краткое прилагательное, то пишем столько же букв нн, сколько и в полных прилагательных.

Важно! гусиный, утиный, лебединый. серебряный, нефтяной Но: соломенный тыквенный клюквенный

Проверь себя! Упражнения 369 Прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы. Прилагательные с суффиксом –ан-, -ян- Прилагательные с суффиксом -енн- Ценный глиняный соломенный туманный серебряный тыквенный весенний нефтяной клюквенный осенний деревянный (иск.) государственный старинный стеклянный (иск) искусственный картинный оловянный (иск) хозяйственный кухонный лиственный лунный чугунный лимонный

Решение лингвистической задачи. ВетрЯная мельница ВетрЕный человек -Как вы думаете, от чего зависит выбор букв я и е? Нужно определить значение слова. Действующий силой ветра = Я; С ветром = Е

Проверь себя! ВетрЕная погода, ветрЕные дни, ветрЕное утро, ветрЕная оспа, ветрЕный юноша, ветрЯная мельница, ветрЯной двигатель.

Работа с пословицами. Записать пословицы, объяснить написание суффикса. Очи орлиные, а крылья комариные. Не гонись за длинным рублем. Молоденький умок, что весенний ледок. За старой головой — как за каменной стеной. Старинного закалу человек. Весенний лед толст, да прост; осенний — тонок, да цепок. Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-; суффиксы прилагательных выделите: - -н- -онн-, -енн- ин-, -ан-, -ян- (1) Машина, (2) клюква, (3) сокол, (4) корень, (5) искусство, (6) ястреб, (7) овес, (8) листва, (9) телефон, (10) осень, (11) операция, (12) восторг, (13) кожа, (14) овчина, (15) камень, (16) песок.

Проверь себя! -н- -онн-, -енн- -ин-, -ан-, -ян- Машинный клюквенный соколиный коренной искусственный ястребиный телефонный лиственный овсяной осенний операционный кожаный овчинный восторженный песчаный каменный

Домашнее задание. Домашнее задание: § 64; упражнение № 367 (по заданию). Выучить алгоритм написания -нн- и -н-

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации