Мастер-класс «Чудо-Хохлома. Ложка в технике пластилинография»
Пояснительная записка к презентации
ЧУДО-ХОХЛОМА
Тема: Ложка «Чудо-хохлома».
Возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Тип: интегрированное занятие.
Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.
Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.
2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами гжельской росписи, презентация).
- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).
- Практический (самостоятельное выполнение работы).
Материал для занятия:
шаблон ложки на плотном картоне (красного, золотого цвета)
отрисовка орнамента
набор пластилина (черный, жёлтый, красный, зеленый, белый),
образцы изделий хохломы и образец готовой работы,
стека,
салфетка,
бисер (желтый).
мультимедийный проектор;
ноутбук;
презентация PowerPoint «Чудо-хохлома».
Ход занятия:
1. Основная часть.
(Дети сидят в игровой зоне на стульчиках. Перед ними педагог в русском народном праздничном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки)).
Педагог:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар . Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.
На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте (Презентация «Чудо-хохлома»).
Презентация «Чудо-хохлома»
Чудо-Хохлома (презентация к занятию)
PPTX / 11.89 Мб
В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!
Как волшебница – жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.
Физкультминутка «Карусели».
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
(дети начинают медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
(темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите.
(темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те.
(все остановились)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(все кланяются друг другу).
2. Практическая часть.
Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую ложку. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы
Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора хохломской росписи (Презентация Слайд 17-21) (разные виды ягод: клубника, листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки). Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы, продумать композицию рисунка, при желании ребенка использовать другой элемент хохломской росписи).
Технология выполнения элементов:
Травинки. Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.
Завиток. Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.
Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.
Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.
Смородина. Раскатать колбаску красного (черного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики — ягоды. Из зеленого пластилина сделать тонкую колбаску, закрепить одним краем с основной веточкой и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.
Рябина. Раскатать две тонкие колбаски желтого цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики — ягоды, прикрепить на веточку-гроздь. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет).
Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.
Самостоятельное выполнение работы
Берем цветную картонную заготовку и черный кусочек пластилина.
И покрываем нижнюю часть ложки, размазывая пластилин ровным слоем по поверхности картона.
Приступаем к формированию листиков. Раскатываем колбаску.
Заостряем с обеих сторон и сплющиваем.
Делаем три листочка и располагаем согласно композиции.
Формируем два одинаковых шарика из красного пластилина.
Сплющиваем и заостряем нижнюю часть.
Располагаем на заготовке.
Приступаем к формированию цветочков. Для этого раскатываем
две одинаковые колбаски из белого пластилина.
Делим ее на пять равных частей.
Катаем шарики.
Располагаем на ложке, формируя цветок.
Сплющиваем, вдавливая в поверхность.
Приступаем к работе жёлтым пластилином.
Отрезаем маленькие кусочки, формируем тонкие колбаски-жгутики.
Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно.
Располагаем по всей поверхности из тонких жгутиков кустики-травинки.
Также из жгутиков формируем чашелистик, состоящий из трех или пяти травинок и «хвостика».
С помощью тонких колбасок украшаем верхнюю часть ложки.
«Оживляем» композицию, нанося прожилки на листиках.
Оформляем серединку цветков.
Также при помощи горошинок бисера в произвольном порядке располагаем семена.
Ложка «Чудо-хохлома» готова!!!
Физкультурная разминка «Бутончик»
(Выполняется возле столов во время выполнения работы)
Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой)
Склониться бы рад
(Наклоны влево — вправо, руки за голову)
Влево и вправо,
Вперед и назад.
(Наклоны вперед — назад)
От ветра и зноя
(Круговые движения туловищем влево — вправо)
Бутончики эти
(Руки за головой)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку)
3. Заключительная часть.
Педагог: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. А этой ложкой (образец работы), мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!
Список использованной темпетаруты:
Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий. 2003», 2011. – 96с.
Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002. — 48 с.
Хохломская роспись. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез.
Картинки, фон в Презентации – из открытых Интернет-источников (https://yandex.ru/images/
Стихотворение про ярмарку с сайта http://kidsclever.ru/
Ирина Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Перминова Елена Федоровна
Янакова Ольга Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дёмшина Ирина Петровна
Янакова Ольга Александровна
Ружицкая Вероника Александровна
Янакова Ольга Александровна
Фокина Лидия Петровна
Янакова Ольга Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Янакова Ольга Александровна
Ефимова Алла Ивановна
Белавина Виталина Николаевна