Мастер-класс «Филимоновская барышня в технике пластилинография»
Мастер-класс "Филимоновская барышня в технике "пластилинография".
Цель мастер-класса: продолжить знакомство с нетрадиционной техникой работы с пластилином – «пластилинографией» ( нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности) на примере создания лепных картин по мотивам народных промыслов.
Задачи:
Формировать умение применять новые приемы и способы изображения пластилином по мотивам народных промыслов.
Совершенствовать умение создавать выразительные образы посредством формы, цвета и элементов узора.
Вызвать интерес к использованию пластичных материалов для развития мелкой моторики.
Развивать интерес к народному творчеству, филимоновской игрушке.
Показать возможность использовать данный метод в работе с родителями.
Ход мастер-класса:
Постановка проблемной ситуации.
Звонок телефона
Ребята, минуточку, у меня видеозвонок.
Экран видео «Коробейник»
Ребята, я, коробейник, и у меня большие неприятности! Узнали филимоновские мастера-умельцы про ярмарку и доверили мне побывать на ней, показать людям красоту игрушек филимоновских да продать товар хорошо! Я так торопился, так спешил, что товар весь растерял. Что же я скажу мастерам, как смогу показаться им на глаза? Что мне делать?
Воспитатель: Ребята, что делать? Дети: Помочь.
Воспитатель: Вы поняли, кто такой коробейник? (коробейник-торговец, который в своем коробе, висевшем у него на шее, разносил товар по деревням, городам и продавал его). Куда он спешил? А что такое ярмарка? (Ярмарка -большой базар, где продавали свой товар мастера-умельцы). Ребята, а вы бывали на ярмарке? Что вы там видели?
Мы решили помочь коробейнику. А как мы можем ему помочь?
Дети: слепить, нарисовать, склеить.
Мотивация (поможем сделать новые изделия народных промыслов)
Воспитатель: Ребята помогут тебе, коробейник.
Коробейник: Я очень рад, ребята! А в помощь вам чудесные филимоновские рукавицы и мой короб (звук волшебства).
Ах, какие рукавицы! (рассматриваем рукавицы).
Гимнастика для глаз:
Вправо – влево поведи –
Рукавицы разгляди.
Глазки поднимаем,
За рукавицами наблюдаем.
Воспитатель: какие изделия хотел продать коробейник на ярмарке? (филимоновские игрушки). Кажется, я знаю, у кого можно познакомиться с такими игрушками - у филимоновских мастеров. А где они живёт, спросим у чудесных рукавиц:
Чудесные рукавицы, помогите,
В гости к филимоновским мастерам проводите.
(Дети проходят к ширме, оформленной в виде деревни Филимоново. За ширмой - стол с филимоновскими игрушками).
-Как красиво! Предлагаю всё внимательно рассмотреть, это нам пригодится.
А пока вы рассматриваете, я расскажу вам легенду о деревне Филимоново. Деревня получила наименование от легендарного деда Филимона. По преданию дед был игрушечником, из остатков глины от гончарного производства он лепил игрушки – и нечаянно основал многовековой промысел, заодно подарив имя родному селу. Сегодня филимоновская игрушка не менее популярна, чем дымковская и каргопольская. Многие из филимоновских игрушек являются свистульками, производящими мелодичный зачаровывающий свист, тем они и дороги ребятам из многих уголков России.
- Ребята, какие цвета используют филимоновские мастера для украшения своих игрушек? (Малиновый, зеленый, желтый). В чем особенность игрушек из Филимоново? (вытянутые шеи и фигуры у людей и животных).
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы многое узнали о филимоновских мастерах и их изделиях, пришло время выполнять обещание. А какое обещание мы дали коробейнику? (сделать филимоновскую игрушку для ярмарки). Готовы? Тогда за дело.
А в мастерскую нас проводят чудесные рукавицы:
Чудесные рукавицы помогите,
В мастерскую проводите.
(Подошли к рабочим столам).
Покрутись, покрутись в мастеров превратись!
(хлопает в ладоши, дети крутятся вокруг себя).
Дети проходят за столы.
Ребята, мы попали в необычную мастерскую. Посмотрите, какие интересные, красивые предметы в этой мастерской.
(На столах лежат картинки, выполненные в технике «пластилинография»).
Вы видите, какие необычные картины, из чего они? (из пластилина). А техника эта называется «пластилинография».
Воспитатель Для выполнения работы в технике «пластилинография» необходимы:
(показ материалов и инструментов в мастерской)
Трафарет филимоновской барышни, выполненный на картоне белого цвета
Пластилин (характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета)
Стек
Клеенка, доска для лепки
Салфетки
Ребята, как вы думаете, кто наши самые главные помощники? (ответы детей). Хорошо, тогда я вам дам подсказку!
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши …(руки)
Воспитатель - Правильно, руки и наши пальчики.
Подружимся с ними, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»:
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять (встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели (круговые вращения кистью)
И работать захотели (потираем руки).
Приступаем к оформлению филимоновской барышни. Сначала оформляем рубаху барышни, используя мягкий восковой пластилин малинового цвета. Наносим его способом размазывания - пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Теперь перейдем к оформлению юбки. Для украшения юбки раскатываем длинные тонкие цилиндрические формы (колбаски), используем при этом пластилин малинового, желтого, зеленого цветов.
Нарезаем колбаски на одинаковые по длине кусочки и украшаем ими низ юбки, чередуя пластилин по цвету.
Размазываем небольшие кусочки желтого пластилина на кокошнике, коромысле, поясе юбки. Затем из жгутиков выкладываем фартук, оформляем пояс.
Переходим к оформлению кокошника, коромысла, выкладываем лицо барышни – раскатываем шарики зеленого, малинового, розового цветов. Жгутиками желтого и зеленого цвета украшаем рукава и ворот рубахи.
Юбку украшаем жгутиками из пластилина тех же цветов в форме кругов и полукругов. Филимоновский орнамент очень простой: сочетание цветных полосок, точек, кругов (символ солнца).
В конце работы оформляем ведра. Филимоновская барышня в технике «пластилинография» готова.
Кто закончил, складывайте в волшебный короб! Ребята, вам нравятся ваши работы? Молодцы!
А пока ребята доделывают работу, предлагаю поиграть в игру «Карусель». Занимайте места, поехали! (музыкальная народная игра «Карусель»).
Нас уже давно ждет коробейник.
Коробейник: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. За ваши сердца добрые да за руки золотые оставляю вам сюрприз!
Воспитатель: Спасибо, коробейник.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад:
Покрутись, покрутись,
В ребятишек превратись!
Чудесные рукавицы, помогите,
В детский сад проводите.
Рефлексия:
Ребята, что мы сегодня делали?
Зачем мы делали филимоновские игрушки, кому помогали? Понравилось вам работать в технике «пластилинография»?
Где вы ее сможете применить?
Если вам понравилось работать в этой технике и вы будете продолжать ее использовать для создания своих картин, приклейте к деревцу красный листочек. Если работа показалась слишком сложной, то синий.