Занятие элективного курса с элементами арт-терапии «Профессиональная карьера и что может помочь в ее планировании»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан
Методическая разработка технологической карты занятия элективного курса с элементами арт-терапии
«Профессиональная карьера и что может помочь в ее планировании»
Автор: Мутагарова Наталья Александровна,
социальный педагог.
Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о профессиональной карьере и месте самовоспитания при планировании карьеры.
Способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся, нахождению их призвания.
Задачи:
- дать определение понятиям «карьера», «профессиональная карьера», «виды карьеры»;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать умение с помощью арт-терапевтических упражнений передать свои мысли и знания в области профессии и карьеры;
воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в микро-группах.
Форма занятия: практическое занятие с элементами арт-терапии.
Оборудование к занятию: ноутбук, мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал с высказываниями, карточки с профессиями и должностями, магнитофон, аудиокассета с релаксационной классической музыкой, ватман формата А-3, А-4, краски, фломастеры, цветные карандаши, журналы с картинками по профессиям и жизни, клей-карандаши.
Этап занятия, направление деятельности |
Время, продолжительность этапа |
Конспект занятия, включающий деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Материал, оборудование |
Организационный момент |
2 минуты |
- Здравствуйте, ребята. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему. Тема нашего занятия «Профессиональная карьера и что может помочь в ее планировании». |
Запись темы в тетрадях |
Мультимедийная установка с презентацией |
Введение в тему |
7 минут |
- Как вы думаете «Зачем люди работают?» - Перед Вами на экране выведены утверждения «Почему люди работают». Для удобства работы у Вас в тетрадях лежат маленькие листочки с данными высказываниями. Объединитесь в группы по четыре человека и выберите только одно высказывание, являющееся для Вас главным. Аргументируйте свою точку зрения. Утверждения: Люди работают из-за денег. Люди работают, чтобы содержать семью. Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться. Люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы. Люди работают, потому что им нужно признание их деятельности. Люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии. - Итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы… - А с какой целью будете работать вы? - Какие задачи стоят перед вами в настоящее время? - Вывод: Необходимо успешно закончить учебу в гимназии, приобрести необходимые знания, умения, навыки для дальнейшего продолжения учебы в среднеспециальном или высшем учебном заведении и последующего роста профессиональной карьеры. |
Объединение в группы по 4 человека, обсуждение и аргументирование высказывание представителя группы. Высказывания учащихся |
Мультимедийная установка с презентацией, раздаточный материал с высказываниями |
Изучение нового материала |
8 минут |
- Прежде всего, нам необходимо выяснить, что такое карьера. В точном переводе с итальянского - это бег, жизненный путь. - А если быть точнее, карьера- это: (мы с Вами изучали на нашем втором занятии). Продвижение в какой-либо сфере деятельности. Достижение известности, славы. Род занятий, профессия. - Профессиональная карьера - вид карьеры; характеризуется тем, что конкретный человек в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии. (От выбора профессии к ее овладению, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, поддержка индивидуальных способностей и уход на пенсию.). - Этапы профессиональной карьеры и их характеристику мы с вами рассмотрим на следующем занятии. - Выделяют два вида карьеры: Горизонтальную: расширение и усложнение задач в рамках занимаемой должности, т.е. повышение мастерства (оно останется с вами всегда). Вертикальную: подъем на более высокую ступень, т.е. продвижение по служебной лестнице (но нужно помнить, что такая карьера может рухнуть в один день). |
Высказывания учащихся |
Мультимедийная установка с презентацией |
Упражнение с элементами арт-терапии на изучение и закрепление нового материала |
8 минут |
Игра «Представь, что ты работаешь…» Ваша задача снова объединиться в четверки и представить трудовой день специалистов разных профессий. Зашифровать его одним словом, рисунком и т.д. используя цветные карандаши, фломастеры, краски так, чтобы гладя на ваш рисунок мы сразу догадались о какой профессии идет речь. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе их работу, а также обратим внимание на ваши творческие способности и креативность мышления. На листочках в конвертах предложены профессии и должности: бухгалтер, страховой агент, врач-педиатр, археолог, крановщик, фотограф, адвокат, журналист, озеленитель улиц, художник-оформитель, автомеханик, каменщик. - Какая в основном у Вас на рисунках получилась карьера? |
Объединение в группы по 4 человека, рисование Высказывания учащихся |
Карточки, ватман формата А-4, краски, фломастеры, цветные карандаши |
Продолжение изучение нового материала |
5 минут |
-Вертикальная и горизонтальная карьера – это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом, они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в несколько раз превосходит средние показатели. - Итак, давайте сделаем вывод, что же такое карьера? - Вывод: Карьера – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определенной должности. |
Высказывания учащихся. |
Мультимедийная установка с презентацией |
Игра с элементами арт-терапии на изучение и закрепление нового материала |
10 минут |
Игра-коллаж «Моя идеальная работа и карьера» - На минутку закройте глаза. Представьте себе ту жизнь, которой Вы хотели бы жить. Яркую, интересную, насыщенную желанными для вас событиями. Побудьте в этом моменте. Представьте себе, чтобы всего этого добиться какая должна быть Ваша идеальная работа и карьера. Затем откройте глаза, и возьмите журналы, которые лежат на середине ваших парт. Начните их листать, выбирая те картинки, которые отзываются вашей душе. Также хорошо отметить созвучные Вам заголовки, слоганы, надписи. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички. После того, как Вы почувствуете, что картинок достаточно, начните их вырезать. Разложите все картинки на ватмане. Меняйте их местами, передвигайте до ощущения «Вот так я чувствую себя хорошо!». Затем приклейте все вырезанные элементы. - Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы: Нравится ли Вам ваше творение? Как Вы его назовете (лучше надписать сверху на коллаже)? Что Вы чувствуете, когда смотрите на свое творение? Если бы коллаж мог говорить, что бы он вам сказал? Какие два крохотных действия Вы можете сделать прямо сегодня, чтобы приблизиться к работе и карьере своей мечты? - Вывод: что же необходимо для успешного овладения профессией? - Какими чертами должен обладать профессионал, чтобы достичь идеальной карьеры? - Каждый строящий карьеру, если он строго оценивает себя, может отметить, что необходимо заниматься самовоспитанием. - Самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков. - А чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость. Ее необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере. |
Представление жизни, работы, карьеры. Рассматривание журналов, выбор картинок и слоганов, наклеивание их на ватман. Высказывания желающих учащихся. Высказывания желающих учащихся. |
Магнитофон, классическая музыка, ватман формата А-3, журналы с картинками по профессиям и жизни, клей-карандаши. Мультимедийная установка с презентацией. |
Рефлексия и подведение итогов. |
5 минут |
- Понравилось ли Вам сегодня заниматься творчеством? - Какие качества необходимы человеку для успешной карьеры? - Что делать, если человек не обладает необходимыми качествами для успешной карьеры? - Сегодня сделайте два крохотных действия, чтобы приблизиться к работе и карьере своей мечты. Дерзайте. И помните, что самовоспитание - тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере. |
Высказывания учащихся. |