Элективный курс «Твоя профессиональная карьера»
Пояснительная записка
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс – 17 часов.
Распределение времени на изучение курса является примерным и может изменяться в зависимости от конкретных особенностей региона.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Изучение курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы, демонстрация кино-видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отельных профессий, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы. Профессиональная проба - это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб – ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства;
Формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении.
В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарно - тематическим планом в 9 классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек-человек», «человек – техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек-природа».
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый - подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй – практический, включающий задания по трем направлениям – технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимися в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций) серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
В результате ученики 9 классов должны научиться соотносить свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии, сознательно выбирать направление профессиональной деятельности для более углубленного ее изучения.
В 9 классе профессиональные пробы могут осуществляться по одной – трем профессиям. В соответствии с этим варьируется количество занятий. По окончании 9 класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленным изучением общеобразовательных предметов, школу лицей, гимназию и др.).
Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей учащихся. Руководителю важно знать их мнение, пожелания, конструктивные предложения.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Вести курс «Твоя профессиональная карьера» может учитель, прошедший специальную подготовку, школьный психолог или психолог-профконсультант. К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать специалистов предприятий, вузов, а также психологов, социологов, экономистов.
Занятия можно проводить в учебно-методических кабинетах профориентации школ, межшкольных УПК, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебный план 9 класс
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
теория |
||
Твоя профессиональная карьера 9 класс |
||
Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху |
7 |
|
1. |
Способности к запоминанию и быть внимательным. |
2 |
2 |
Способность оперировать пространственными представлениями |
1 |
3 |
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. |
1 |
4 |
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности |
1 |
5 |
Индивидуальные стили кодирования информации |
1 |
6 |
Индивидуальные стили переработки информации |
1 |
7 |
Общение и профессия. |
2 |
8 |
Неисчерпаемость человеческих ресурсов |
1 |
9 |
Человек в новых социально-экономических условиях |
1 |
10 |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
2 |
11 |
Пути получения профессий |
1 |
12 |
Моя профессиональная карьера |
1 |
13 |
Оценка способности школьников к выбору профессии. |
1 |
14 |
Профконсультационные услуги |
1 |
Всего за год |
17 |
9 класс
1. Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
1.1. Способность к запоминанию-1 час.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры: методика «10 слов».
1.2. Способность быть внимательным-1 час.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Методика Бурдона «Корректурная проба».
2. Способность оперировать пространственными представлениями-1час.
Роль образов в процессе переработки информации. Значение строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Методика «Кубики» Амтхауэра.
3. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.-1 час.
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностические процедуры: «Сложные ассоциации»
Развивающая процедура: «Способы использования предмета».
4. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.-1 час.
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
Диагностические процедуры: методика «Решение серии арифметических задач»
5. Индивидуальные стили кодирования информации.-1 час.
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной, чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Развивающие процедуры: «На что это похоже?», «Метафоры».
6. Индивидуальные стили переработки информации.-1 час.
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Диагностические процедуры. Тест структуры интеллекта Амтхауэра; «Опросник типа мышления» Г.В.Резапкиной.
7. Общение и профессия-2 часа.
7.1. Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Методика «Потребность в общении».
7.2 .Виды общения. Конфликты, пути их разрешения конфликтных ситуаций.
Методика «Диагностика межличностных отношений»
8. Неисчерпаемость человеческих ресурсов -1 час.
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.
Развивающие процедуры: «Мои желания и возможности», «Ценности».
9. Человек в новых социально-экономических условиях - 1 час.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие сельского хозяйства.
9.1 Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Маркетинг, Менеджмент. Малый бизнес.
Методика «Оценка профессиональных склонностей» Л. Йоваши.
10. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Диагностические процедуры: Определение профессионального типа личности (по Голланду).
10.1Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение) Занятость населения, Безработица.
Мини-конференция «Занятые и безработные»
11. Пути получения профессий- 1 час.
Система профессионально- технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.
Игра с элементами социально-психологического тренинга «Что такое жизненный успех»
12. Моя профессиональная карьера- 1 час.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Игра с элементами социально-психологического тренинга «Карта жизни»
13. Оценка способности школьников к выбору профессии - 1 час.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
Игра с элементами социально-психологического тренинга «Советчик»
Профконсультационные услуги - 1час
Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
Тест »Готов ли ты к выбору профессии?»
Примечание: расчасовка тем является примерной и может быть изменена.
Библиографический список
- Ал иева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г.Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.
- Евтихов О.В. Трепашко Т.В. «Грааль мудрости» СПб «Речь» 2005;
- Леонардо да Винчи «Сказки, легенды, притчи» М. «Амрита-Русь»2007
- Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи...: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996.
- Резапкина Г.В. «Программа предпрофильной подготовки» М. «Генезис»2005
- Тюшев.Ю.В. «Выбор профессии: тренинг для подростков» «Питер»2006.
- Под. редакцией Чистяковой С.Н. Шаповаловой Т.И. учебник «Tвоя профессиональная карьера» Москва «Просвещение» 2005
Самофалова Оксана Алексеевна