12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Палагина Маргарита Николаевна94
Палагина Маргарита Николаевна Педагог-психолог "МБОУ СШ №9 с УИОП" г.Нижневартовск образование высшее, Московский психолого-социальный институт, 2010 год, квалификация: Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нижневартовск

Пояснительная записка

Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс – 17 часов.

Распределение времени на изучение курса является примерным и может изменяться в зависимости от конкретных особенностей региона.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Изучение курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы, демонстрация кино-видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отельных профессий, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.

Большое значение имеют профессиональные пробы. Профессиональная проба - это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Основные задачи программ профессиональных проб – ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства;

Формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении.

В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному обоснованному выбору профессии.

Профессиональные пробы проводятся параллельно с изучением теоретической части курса. В соответствии с календарно - тематическим планом в 9 классах предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек-человек», «человек – техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек-природа».

Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый - подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй – практический, включающий задания по трем направлениям – технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.

Теоретические сведения, сообщаемые учащимися в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций) серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).

В результате ученики 9 классов должны научиться соотносить свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии, сознательно выбирать направление профессиональной деятельности для более углубленного ее изучения.

В 9 классе профессиональные пробы могут осуществляться по одной – трем профессиям. В соответствии с этим варьируется количество занятий. По окончании 9 класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленным изучением общеобразовательных предметов, школу лицей, гимназию и др.).

Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей учащихся. Руководителю важно знать их мнение, пожелания, конструктивные предложения.

Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

Вести курс «Твоя профессиональная карьера» может учитель, прошедший специальную подготовку, школьный психолог или психолог-профконсультант. К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать специалистов предприятий, вузов, а также психологов, социологов, экономистов.

Занятия можно проводить в учебно-методических кабинетах профориентации школ, межшкольных УПК, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации.

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Учебный план 9 класс

п/п

Разделы программы

Количество часов

теория

 

Твоя профессиональная карьера 9 класс

 
 

Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху

7

1.

Способности к запоминанию и быть внимательным.

2

2

Способность оперировать пространственными представлениями

1

3

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.

1

4

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

1

5

Индивидуальные стили кодирования информации

1

6

Индивидуальные стили переработки информации

1

7

Общение и профессия.

2

8

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

1

9

Человек в новых социально-экономических условиях

1

10

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

11

Пути получения профессий

1

12

Моя профессиональная карьера

1

13

Оценка способности школьников к выбору профессии.

1

14

Профконсультационные услуги

1

 

Всего за год

17

9 класс

1. Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

1.1. Способность к запоминанию-1 час.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры: методика «10 слов».

1.2. Способность быть внимательным-1 час.

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Методика Бурдона «Корректурная проба».

2. Способность оперировать пространственными представлениями-1час.

Роль образов в процессе переработки информации. Значение строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Методика «Кубики» Амтхауэра.

3. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.-1 час.

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры: «Сложные ассоциации»

Развивающая процедура: «Способы использования предмета».

4. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.-1 час.

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.

Диагностические процедуры: методика «Решение серии арифметических задач»

5. Индивидуальные стили кодирования информации.-1 час.

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной, чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.

Развивающие процедуры: «На что это похоже?», «Метафоры».

6. Индивидуальные стили переработки информации.-1 час.

Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.

Диагностические процедуры. Тест структуры интеллекта Амтхауэра; «Опросник типа мышления» Г.В.Резапкиной.

7. Общение и профессия-2 часа.

7.1. Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Методика «Потребность в общении».

7.2 .Виды общения. Конфликты, пути их разрешения конфликтных ситуаций.

Методика «Диагностика межличностных отношений»

8. Неисчерпаемость человеческих ресурсов -1 час.

Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.

Развивающие процедуры: «Мои желания и возможности», «Ценности».

9. Человек в новых социально-экономических условиях - 1 час.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие сельского хозяйства.

9.1 Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Маркетинг, Менеджмент. Малый бизнес.

Методика «Оценка профессиональных склонностей» Л. Йоваши.

 

10. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Диагностические процедуры: Определение профессионального типа личности (по Голланду).

10.1Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение) Занятость населения, Безработица.

Мини-конференция «Занятые и безработные»

11. Пути получения профессий- 1 час.

Система профессионально- технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.

Игра с элементами социально-психологического тренинга «Что такое жизненный успех»

12. Моя профессиональная карьера- 1 час.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Игра с элементами социально-психологического тренинга «Карта жизни»

13. Оценка способности школьников к выбору профессии - 1 час.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Игра с элементами социально-психологического тренинга «Советчик»

Профконсультационные услуги - 1час

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

Тест »Готов ли ты к выбору профессии?»

Примечание: расчасовка тем является примерной и может быть изменена.

Библиографический список

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г.Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.
  2. Евтихов О.В. Трепашко Т.В. «Грааль мудрости» СПб «Речь» 2005;
  3. Леонардо да Винчи «Сказки, легенды, притчи» М. «Амрита-Русь»2007
  4. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи...: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996.
  5. Резапкина Г.В. «Программа предпрофильной подготовки» М. «Генезис»2005
  6. Тюшев.Ю.В. «Выбор профессии: тренинг для подростков» «Питер»2006.
  7. Под.редакцией Чистяковой С.Н. Шаповаловой Т.И. учебник «Tвоя профессиональная карьера» Москва «Просвещение» 2005
Опубликовано


Комментарии (1)

Самофалова Оксана Алексеевна, 25.11.16 в 18:44 0Ответить Пожаловаться
Для какой категории детей с ОВЗ предназначена данная программа и в каких коррекционных классах она может быть использована?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.