12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна21530
Педагог-психолог
Россия, Камчатский край, Ключи-1
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

МБОУ "Средняя школа №5 п.Ключи-1"


 


 


 


 


 


 


 

Тренинговое занятие для родителей с использованием арт-терапии

«Люди, которые играют в игры...»

в рамках программы "Родительский университет"


 


 

 

 

 

Составитель: Фролова Елена Николаевна педагог-психолог, классный руководитель.

 

 


 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.г.

Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М.Симона и судебного медика А.Ардье.

Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект. [1].

В данном занятии, мы будем использовать метод "куклотерапии".

Кукол в работе я использую очень часто. Кукла – одна из древнейших игрушек человека, она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка и взрослого. Например, воспитание человеческих чувств, нравственности. В игре с куклой проецируются внутренние переживания. Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Отношение к игрушкам складывается из ощущения материалов, используемых для изготовления. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют к игре,в то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.

Создание своими руками кукол из капрона позволяют реализовать не только художественно-творческое, нравственное развитие, но и чувство юмора и возможность преобразовать свой внутренний мир.

Интеграция образовательных областей: «познание», «художественное творчество», «коммуникация», «социализация».

Цель: Формирование ответственного и позитивного родительства.

Задачи:

- содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;

- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком.

Форма проведения: тренинг.

Возрастная группа: родители учащихся начальной школы.

Продолжительность занятия: 60-100 мин.

Место проведения: кабинет психолога.

Оборудование: проектор, ролевые карточки, стикеры в форме сердец, капрон, синтепон, ткань, нить светлая (мононить), иголка, ножницы, клей(клеевой пистолет), румяна, кисть, пластиковые глазки; душистые травы(можно использовать кофейные зерна).

План занятия:

1. Организационный этап:

Орг.момент;

Погружение;

2. Основной этап:

Информирование;

Кейс-ситуации;

Арт-терапия;

Упражнение -энергизатор;

3. Заключительный этап:

Рефлексия.

Этап

время

Этапы

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

I.

Организационный этап

(1-2  мин.)

Добрый вечер уважаемые родители, я рада, что вы нашли возможность присоединиться к нашему занятию.

Напоминаю правила работы в группе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Словесные

-

2.

Погружение

(2-3  мин.)

И начнем мы сегодняшнюю встречу с просмотра видеоролика. Внимание на экран.

Ролик "Берегите детство" https://ok.ru/video/42112584290

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.

Прием "Эмоционального штурма".

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

- Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

II.

Основной этап

(10-15 мин.)

1.Информирование.

(5-6 мин)

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

[4.1]

Информирование.

-

2.

Кейс-ситуации

(5-10  мин.)

А сейчас мы с вами разделимся на 3 группы. Опустите руку вниз, под сиденьем вашего стула приклеен цветной листок. Поднимите свои листы повыше. Теперь объединитесь в группы по цветовому признаку.

Мы переходим к новому заданию, которое называется "кейс-ситуации". Что же это?

Кейс-ситуации/Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). casus (лат.)– запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Каждой группе выдается свой "кейс" в течении 5-7 минут вам необходимо распределить роли, обыграть ситуацию и принять решение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Ролевая карточная игра "Будь_смелым"

-Распределите роли в группе самостоятельно;

-Какие ощущения у вас вызвала данная игра?

-Что вам показалось самым сложным в вашей роли?

3.

Куклотерапия

(метод арт-терапии)

(20-30 мин.)

Мы переходим к следующему заданию. Я сейчас вам раздам коробочки. Что же находится в них?

Я предлагаю вам сделать подарок для детей своими руками. Мы с вами будем делать куклу-благополучницу. И эта чсть нашей работы пройдет под девизом " Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью.Джон Уолкот

Закройте пожалуйста глаза. Представьте перед собой самого дорогово для вас человека, своего ребенка. Представьте, как лучатся его глаза, когда он рад встречи с вами. Вспомните самые добрые и нежные слова. Вспомните, какие самые значимые поступки совершал ваш ребенок. Мысленно улыбнитесь ему, передайте, как сильно вы его любите.

Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Еще раз. откройте глаза.

Какой самый распространенный символ обозначающий любовь? (сердце). Возьмите из коробки цветные сердечки и напишите на них все самые лучшие качества своего ребенка. Это сердечко и станет центром нашей куклы. В своих коробочках вы найдете мешочки с душистыми травами, их, вместе с сердечками мы вложим в нашу куклу.

И так, приступим.

См. примечание.

За основу взят мастер-класс "Кукла благополучница"(от Е.Лаврентьевой) https://www.liveinternet.ru/users/3893427/post328437931/

 

Визуализация

Эмоциональный настрой

- Расскажите о причине выбора имени своему ребёнку?

- Какие забавные истории приключались с вашими детьми?

-Как бы вы описали своего ребенка?

(во время изготовления "Благополучницы" родителям предоставляется возможность поделиться своими мыслями и эмоциями, заново прочувствовать забытые чувства)

4. Упражнение- энергизатор

"Дотронься до..."

(3-5 мин.)

Мы очень продуктивно сегодня поработали и узнали друг о друге много интересного. Я попрошу вас встать в круг. Мы сыграем в игру «Дотронься до…». И так: дотроньтесь те, у кого есть сын. Дотроньтесь те, у кого есть дочь. Дотроньтесь те, у кого имя дочери    означает "Мудрость"( или другие признаки, о которых мы узнали во время беседы)

Ведущий называет признак, а участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком.

Прием "позитивного завершения"

-Как вы себя чувствуете?

-Вам понравилось упражнение?

-Что лично вам это упражнение дало понять?

III.

Заключительный этап

(6-7мин)

Рефлексия

(2-3  минуты)

.

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Перед вами лежат карточки, я попрошу вас поднять ту карточку, которая в полной мере отражает ваше отношение к сегодняшней встрече. Подумайте и решите для себя, помогло ли наше занятие под другим углом посмотреть на своего ребенка?

Пригодятся ли знания полученные сегодня ?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Спасибо! до новых встреч!

 

- Что лично для себя вы открыли на сегодняшнем занятии?

-Помогло ли занятие вам, чем?

 

ПРИМЕЧАНИЕ.

 

Куклотерапия-частный метод арт-терапии, предусматривающий коррекцию  психологических проблем средствами кукольного театра. Ключевым приемом служит использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя своего ребенка с образом куклы, родитель проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства. кукла выступает промежуточным звеном взаимодействия родителя и ребенка. создавая куклу, родитель передает ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о своих проблемах, страхах, открывая в себе скрытые резервы. Рассказ о выборе имени для своего чада, историй из жизни усиливает этот эффект. в этом и состоит основной принцип куклотерапии-принцип "переноса доминанты".

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Принятие правил (распечатаны, размещены на видном месте в аудитории)

 

Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:


 

Правило участия.

Подразумевает включение в работу всех участников.

Конфиденциальность.

Правило хорошего настроения.

Правило уважения к говорящему.

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая.

Мы не даем друг другу оценок, никого не обсуждаем.


 

Принцип Я.

Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения «я чувствую», «мне кажется»).

Я принимаю участие в играх.


 

Группа принимает правила (соглашается действовать в соответствии с ними). При необходимости в ходе занятия ведущий может обращать внимание отдельных участников на лист с правилами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Группа учеников снимает на фото и видео все, что происходит на перемене. Чтобы было, что снимать, они берут чей-нибудь рюкзак, оставленный в коридоре, выбрасывают его в помойный ящик и ждут, что случится, когда владелец рюкзака начнет его искать. Фото и видео выкладываются в разные социальные сети.

Исполнитель – группа учеников, которые снимают фото и видео

Пострадавший – владелец рюкзака

Несколько известных в Эстонии музыкантов и актеров получили электронное письмо от девочки Тани, которая рассказывает, в какой бедности живет ее семья. Таня просит знаменитостей прислать ей посылкой одежду, электронику или деньги. Она избегает встреч. Выясняется, что Таня лжет о ситуации в своей семье.

Исполнитель – Таня

Пострадавший – знаменитости

Подружки Лиза (10 лет) и Оля (14 лет) очень хотят стать моделями. Они фотографируют друг друга и выкладывают фото в интернет. Однажды Оля получает письмо на английском языке. В нем говорится, что девочек приглашают на конкурс моделей. Лиза и Оля делают требуемые фотографии в купальниках и отправляют их почтой. Конкурсный комитет одобряет фото Лизы и сообщает, что для выхода во второй тур нужно прислать снимки без одежды. Письма с требованием прислать фотографии приходят каждый день, в них говорится, что в противном случае изображения Лизы в купальнике будут доступны всему миру. Оля "гуглит" неизвестное модельное агентство и выясняет, что это - мошенничество.

Исполнитель – неизвестное мошенническое агентство

Пострадавшая – Лиза

Одиннадцатилетний Макс стал обладателем нового телефона. Через неделю он начал получать сообщения и звонки, в которых разные люди требовали от фирмы Икс вернуть долг. Звонили по 30 раз на дню

- утром, вечером, даже ночью. Мальчик пробовал объяснить, что он никому не должен и что номер неправильный, но толку не было. Макс не решался рассказать родителям о происходящем, потому что мама часто говорила, что он уже взрослый мальчик и несет ответственность за свой смартфон, иначе его просто заберут.

Исполнитель – кредиторы фирмы

Пострадавший - Макс

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список литературы:

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога:учебно-методическое пособие.-М.: "Ось-89",2002.-224с.

2. Панина. Т. С., Вавилова Л. Н. «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

3. Психологические игры [Электронный ресурс] – URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya dlyatreningov.html

4. Интернет-ресурсы

4.1. https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/izoterapiya-iscelenie-cherez-tvorchestvo.html

4.2. Ролик "Берегите детство" https://ok.ru/video/42112584290

4.3 Ролевые карточки https://docviewer.yandex.ru/view/127323233/?*=c3ciVsX8o78ejc16gPsYVTqTga97InVybCI6Imh0dHBzOi8vY29uZi5yY29rb2l0LnJ1L2RhdGEvZmlsZXMvMTc1NDgucHJlc2VudGF0aW9uLnBkZiIsInRpdGxlIjoiMTc1NDgucHJlc2VudGF0aW9uLnBkZiIsInVpZCI6IjEyNzMyMzIzMyIsInl1IjoiMzA2NTYzODA4MTUxMz

4.5. Мастер-класс "Кукла благополучница"(от Е.Лаврентьевой) https://www.liveinternet.ru/users/3893427/post328437931/

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (3)

Акатова Ирина Анатольевна, 06.01.20 в 11:06 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!! Интересная подборка!!
Фролова Елена Николаевна, 01.12.20 в 02:27 0Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадиевна, благодарю за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.