Тренинг с элементами арт-терапии «Морское путешествие»

2
0
Материал опубликован 19 February 2023

Тренинг с элементами арт – терапии для детей

старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»

Цель: Способствовать понижению уровня психоэмоционального напряжения; созданию спокойной, доверительной обстановки в группе; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое. Формировать у воспитанников чувства доверия к окружающим.

Ход тренинга:

Ритуал приветствия

Тихо звучит музыка «Шум воды». Дети входят в зал, здороваются. Музыка звучит громче, психолог обращает внимание детей на шум воды, на экране море. (Слайд 1).

Психогимнастика «Мы на море…»

Психолог: Ребята, вы слышите шум, представьте, что мы сейчас находимся на море. Каждого, кто заходит в воду, волны нежно, ласково омывают. Волшебные капли превращают вас в морские волны. Давайте попробуем улыбнуться, как волны, когда они ис­крятся на ярком солнышке. Попробуем двигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они накатыва­ются на камушки на берегу.

А теперь, представим, что мы чайки. Мы летаем. (Дети передвигаются по группе и машут руками, как крыльями). 

А теперь, мы с вами морской ветерок, теплый и нежный (дети поднимают руки вверх и плавно машут ими из стороны в сторону). 

Теперь представьте, что мы морские камушки (дети присаживаются на корточки), мы лежим на пляже и греемся на солнышке, нам очень тепло и уютно, а ветерок нагнал на нас морскую волну, и она окатила нас прохладной морской водой. Почувствовали?  

Сделайте глубокий вдох носом, почувствуйте свежий соленый запах моря, и медленный выдох ртом.

Я предлагаю вам по очереди «искупать­ся» в море.

Игра «Волны»

Психолог раздает детям голубые ленты и предлагает с их помощью изобразить «волны радости», «волны спокойствия», «волны гнева» и др. Затем «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его ленточками, тихонько проговаривают по одному ласковому словечку.

Психолог. Ребята, что вы чувствовали, когда были «волнами», а когда «купальщиками»?

Психолог. Давайте мы с вами сегодня совершим морское путешествие, посмотрим, как живет море, что происходит на дне моря, как живут морские обитатели.

Упражнение «Рисование корабля»

Психолог. Чтобы путешествовать по морю нам нужен … (корабль). Чтобы попасть на корабль, нужно найти себя, раскрасить свою одежду в свой любимый цвет. (Каждый ребенок рисует себя. После рисования дети обсуждают, кто, где будет находиться на корабле, и чем заниматься, какое настроение у каждого перед предстоящим путешествием).

Упражнение «Ветер на море»

Психолог. Мы готовы к путешествию, но ребята, послушайте, ветер усиливается, море начинает волноваться, при сильном ветре бывает шторм, при котором волны поднимаются на высоту многоэтажного дома. (По команде психолога дети при помощи тканевого полотна воспроизводят разные состояния моря.). Иногда волны затапливают часть берега (дети выпрямляют спины, подносят руки с удерживаемой в них тканью к плечам, на поверхности «воды» остаются только головы) иногда волны отступают, и тогда обнажается дно (дети садятся, максимально вытягивают руки вперед, в центр круга).

Упражнение «Рыбки»

Психолог. Сейчас море спокойно. А если заглянуть вглубь моря, то можно увидеть маленьких рыбок. Главное условие игры – абсолютная тишина (дети стоят по периметру полотна, каждый держится за край) сейчас каждый превратится в маленькую красивую рыбку (психолог выбирает ребенка, который первым станет рыбкой) и заберется «вглубь» моря (под полотно). Первая «рыбка» «плавает» в море и выбирает себе «подружек», утягивая за собой под ткань. (Так продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся под тканевым полотном. Затем психолог превращается в «рыбака», который «ловит» «рыбок», поглаживая их по голове. «Пойманные» дети возвращаются на свои места).

Упражнение с лоскутками «Маленькие рыбки»

Психолог. Чтобы в нашем море не было скучно, мы сделаем много красивых рыбок. В упражнениях с лоскутками ребенок учится складывать ткань. (Скручивать, придавая ей нужную форму, объем, завязывать узелки, комбинировать части в целом. Данное упражнение эффективно для развития мелкой моторики).

Каждый ребенок выбирает себе лоскуток желаемого цвета, а психолог показывает, каким образом можно свернуть лоскуток, чтобы получилась рыбка. Дети сворачивают каждый свою рыбку, бросают ее в «море» (на полотно). После этого берутся руками по периметру полотна, начинают качать рыбок на «волнах».

Психогимнастика «Осьминог»

Психолог. Еще в море, в подводной пещере живет осьминог, вместо ног у него щупальца, при помощи которых он передвигается. От своих врагов осьминог защищается чернилами, которые окрашивают воду в синий цвет. Выпустив тёмную жидкость, осьминог успевает скрыться от глаз хищника.

Сейчас мы на время превратимся в одного большого осьминога, станем спинками, образуя голову осьминога, а затем плавно двигаем руками и ногами, словно щупальцами. По моей команде осьминог плывёт вправо, а затем влево. Очень важно, чтобы осьминог не распался, а для этого сильнее прижимайтесь друг к другу спинками.

Психолог. Осьминог живет один в своей пещере, и ему очень скучно и грустно, мы ему поможем, нарисуем ему друзей, а, чтобы успеть нарисовать много осьминожек, мы это сделаем сразу двумя руками (готовые рисунки дети кладут под полотно).

Создание мандалы красоты

Психолог. Осьминог очень обрадовался тому, что у него теперь столько друзей и решил нас поблагодарить. Вот мешочек песка и разноцветные камешки со дна моря. Давайте мы нарисуем наши впечатления, которые остались у нас от путешествия (психолог задает вопросы, что запомнилось, что понравилось, что чувствовали, когда были рыбками, и т.д.) и покажем нашим гостям, они ведь тоже путешествовали с нами. Но сначала мы разделимся.

Игра «Делимся на пары»

Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с частью морской звезды. Задача детей найти вторую часть и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, переходят к выполнению, высыпают песок тонким слоем на круглую форму и выкладывают камешки

Ритуал прощания «Мы тоже»

Психолог. После каждого моего высказывания вы произносите одну фразу «Мы тоже!».

Психолог. «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!» Дети: «Мы тоже!»

Психолог. «Я дарю вам свою улыбку» Дети:  «Мы тоже!»

Психолог. «Я радуюсь каждой новой встречи с вами» Дети: «Мы тоже!»

Психолог. «Я вас всех обнимаю!» Дети: «Мы тоже!»

Все обнимаются в едином кругу.

Психолог. Наше путешествие закончено. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку, гостям тоже.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации