Занятие «Что такое арт-терапия»
Что такое арт-терапия
PPTX / 15.56 Мб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЗАНЯТИЮ.
Данное занятие разработано для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в условиях школы-интерната. Возрастная группа детей 13-14 лет (7 класс).
С 1 класса занималась с воспитанниками творчеством разного плана. Возникла идея познакомить их с арт-терапией и ее видами для общего развития и систематизации знаний. Это занятие является первоначальным в серии занятий по арт-терапии.
Важным фактором для таких детей является формирование способности к полноценному творческому развитию. Необходимо отметить, что в арт-терапевтических видах творческой деятельности не бывает брака, не существует недочетов, практически все идеально. Ребенок вкладывает в «работу» всю свою душу и энергию, он отдается этому процессу полностью. Главное, что результат всегда радует. Следствие этого - снятие психоэмоционального напряжения и удовлетворенность собой.
ЗАНЯТИЕ.
Тема: «Что такое арт-терапия»
Цель: Знакомство с понятием арт-терапия.
Задачи:
Познакомить воспитанников с видами арт-терапии.
Определить значение арт-терапии для здоровья человека.
Развивать умение полно и последовательно излагать свои мысли.
Воспитывать стремление к творчеству, как одной из возможности выхода отрицательных эмоций.
Планируемый результат:
Усвоение понятия арт-терапия и опыта творческой активности.
Оборудование: МО, ручки, листы бумаги, мел, доска, пластилин, коврик, мягкая бумага, апельсиновое масло, ватные шарики, маленькие блюдца.
Ритуал начала занятия.
Дети стоят.
Воспитатель начинает…
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Улыбнитесь (дети улыбаются), потянитесь (дети потягиваются)
На места свои садитесь.
Дети садятся на свои места. .
Введение в тему.
- Сегодня будет очень интересное занятие. Посмотрите на экран. Будут показаны картинки, вы должны сказать, что или кто это, и первую букву записывать на листок бумаги. Таким образом, узнаете тему нашего занятия.
СЛАЙД 1- 3 КЛИКА
СЛАЙД 2 – 6 КЛИКОВ
Дети записывают буквы.
- Что у вас получилось? Зачитайте, пожалуйста!
Дети зачитывают – 3 человека.
- Молодцы. Тема нашего занятия «Что такое арт-терапия».
СЛАЙД 3
Коррекционно-развивающий блок
- Арт – терапия, для вас незнакомое слово. Никогда не говорили об этом. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 4.
- Термин арт-терапия образован от английских слов арт – «искусство, мастерство» и терапия – «лечение».
КЛИК
- Таким образом, арт – терапия – это лечение искусством. Давайте, прочитаем, чтобы лучше запомнить.
Каждый ребенок зачитывают определение.
Воспитатель еще раз после всех зачитывает еще раз.
СЛАЙД 5
- Арт-терапия существует очень давно. Известно, что еще в древнем Китае для исцеления нервных потрясений практиковалось рисование иероглифов.
СЛАЙД 6
Впервые понятие "арт-терапия" использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов 19 ст., описывая свой опыт лечения больных туберкулезом, во время которого он понял, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание. Сейчас, арт – терапия широко используется, как врачами и психологами, так и обычными людьми. Почему, нам предстоит это выяснить.
Занятия арт - терапией прекрасный способ выражения чувств и снятия напряжения, как эмоционального, так и физического. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Арт-терапевтические занятия придают силы, уверенности, могут помочь найти выход из трудной и проблемной ситуации. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и видов в арт-терапии.
Поскольку с творчеством вы сталкиваетесь постоянно, то назовите знакомые вам.
Дети перечисляют.
Воспитатель записывает на доске.
- Молодцы! Давайте, рассмотрим самые основные направления арт – терапии. Некоторые вам знакомы, их обсудим. А некоторые и попробуем. Итак….
СЛАЙД 7
- Изотерапия – это лепка, аппликация и рисование. Благодаря этим видам творчества происходит улучшение психо-эмоционального состояния, уходят страхи и тревожность. Давайте попробуем. Перед вами пластилин разных цветов. Выберите понравившийся цвет.
Дети выбирают.
Теперь возьмите коврик и из кусочка пластилин слепите свое настроение.
Дети работают.
Обсуждение по вопросам:
Ощущения при лепке своего настроения.
Как изменилось настроение.
Каким видом творчества (лепка, аппликация, рисование) вам больше всего нравиться заниматься и почему.
КЛИК
- Музыкотерапия – это мелодии и звуки, которые оказывают положительное и успокаивающее воздействие. Давайте послушаем…..
Дети прослушивают звуки леса и воды.
Обсуждение.
КЛИК
- Библиотерапия – это чтение литературных произведений. Читая, можно найти ответы на свои вопросы, можно увидеть себя со стороны, понять – что хорошо, а что плохо и т.д.
Обсуждение по вопросам:
Что вы любите больше читать – сказки, приключения и др. Почему?
Поделитесь, после чтения как вы себя ощущаете?
КЛИК
- Кинезитерапия – это танцы. Через танец происходит высвобождение отрицательной энергии и на ее место приходит спокойствие, умиротворенность, уверенность. Давайте попробуем… Это будет наша физкультминутка.
Физкультминутка.
Воспитатель включает медленную, потом ритмичную музыку.
Воспитатель может подсказывать движения.
Дети танцуют.
Обсуждение об ощущении в танце и после.
Продолжение занятия.
СЛАЙД 8
- Оригами терапия – это складывание фигурок из бумаги. Занятие оригами улучшает двигательную активность рук, мелкую моторику рук, память и глазомер, снижает тревожность и т.д. В 5-6 классе плотно занимались оригами. Давайте, вспомним, что это нам дало, чему научились и каких успехов добились. Перед вами бумага, сложите те фигурки, которые вам запомнились с занятий по оригами.
Дети складывают фигурки.
Обсуждение по ходу работы.
СЛАЙД 9
- Песочная терапия – это рисование на песке, игра с песком. Давайте посмотрим, как это выглядит…
Просмотр видеоролика.
Обсуждение увиденного.
2 КЛИКА
- Ароматерапия – это лечение ароматами душистых трав, разных масел – апельсинового, пихтового и т.д. Данный вид терапии расслабляет, успокаивает, улучшает сон и т.д. Давайте попробуем…
Воспитатель раздает каждому ватный шарик, смоченный в апельсиновом масле.
Обсуждение ощущений.
СЛАЙД 10
- Любое творчество делает жизнь человека интересной, полноценной и насыщенной. Через творчество человек самовыражается, может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Творя, человек переносит в то, что он делает, свой внутренний мир.
Когда творим, мы становимся солнечным и тихим днем, после грозы….. Вот так…..
Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Сейчас покажу ваши работы, а вы скажете, к какому виду арт-терапии они относятся. Итак, смотрим… СЛАЙД 11, 12, 13.
Обсуждение.
Все направления арт - терапии мы подробно рассмотрим на других занятиях в течение всего учебного года. А теперь, предлагаю вам скатать по 5 маленьких цветных шариков из тех цветов, которые вам нравятся, и создать общую горку радости, мира, тишины и спокойствия.
Дети работают.
Краткое обсуждение.
СЛАЙД 10
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
- Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Рефлексия:
- Что вам больше запомнилось и понравилось на занятии.
Источники:
http://duhovniypoisk.com/psychology/art_terapiya.php.
https://samopoznanie.ru/schools/art-terapiya/