Конспект занатия в 8 классе по теме «Финансовое мошенничество»
КГКОУ ШИ № 10
Конспект занатия в 8 классе по теме "Финансовое мошенничество"
Дульцева М.В., учитель математики
г. Бикин
2020 г.
Цель: сформировать у обучающихся представление о финансовом мошенничестве.
Задачи:
- дать характеристику видам финансового мошенничества;
- выяснить способы защиты от финансовых мошенников.
Оборудование: ватман, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.
Методический прием: проектная задача.
Проектная задача «Финансовый советник» проводится в течение одного урока. Связана с закреплением знаний по теме «Финансовое мошенничество» (о финансовых махинациях, о том, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников, способах защиты своих интересов на финансовом рынке) и умений: извлекать информацию из заданий; сопоставлять ситуацию и выход из неё; ориентироваться в дополнительной информации; договариваться, находить общее решение.
Замысел проектной задачи.
Класс делится на 2 группы. Обучающимся предлагается создать плакаты - памятки «Что нужно делать в случае сомнительных, тревожных телефонных звонков, писем на электронную почту и СМС», «Как защитить в интернете свои персональные данные, реквизиты платежных карт», «Как правильно снимать деньги в банкомате и рассчитываться картой в магазине или кафе».
По завершении работы у каждой группы будет создан «продукт» - плакат.
Описание проектной задачи.
1. Мотивирование обучающихся на деятельность.
Представьте, что вы представители службы безопасности банка. Вам предстоит провести со школьниками информационную беседу о финансовых махинациях и вручить им плакаты с информацией о том, как себя защитить от мошенников.
2. Целеполагание.
- В чем состоит проблема?
- Какую работу нам нужно выполнить?
- Зачем это нужно?
Тема: «Финансовое мошенничество».
Цель: создать плакат – памятку «Как себя защитить от мошенников»
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
Каждая группа получает пакет с материалами: инструкция,
задания, ватман, листы с картинками и фотографиями.
Инструкция.
1. Выполните задание № 1. Подберите заголовок к заданию (приложение1). Заголовок, ситуации и соответствующие рекомендации эксперта наклейте на плакат.
2. Отберите из данных рисунков и фотографий только те, которые относятся к теме задания № 1. Подберите к изображениям надписи (приложение 2). Отобранные картинки наклейте на плакат и подпишите.
3. Выполните задание № 2.
4. При необходимости добавьте свои рисунки, надписи.
Группа № 1.
Задание № 1.
Ситуации и рекомендации перепутались. Вместе с партнером разрежьте карточки. Прочитайте внимательно ситуации и подберите к ним соответствующие рекомендации эксперта (для удобства пронумеруйте).
СИТУАЦИЯ В кафе официант приносит вам POS-терминал, вы расплачиваетесь, но тут официант говорит, что оплата не прошла, и просит повторно ввести ПИН-код вашей карты. Ваши действия? |
ЭКСПЕРТ Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков. Их чаще проверяют и лучше охраняют. Проверьте банкомат: нет ли на нем посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре, а тем более шататься. Когда вводите ПИН-код, всегда прикрывайте клавиатуру свободной рукой, чтобы никто не подсмотрел. Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры — на них невозможно поставить накладную клавиатуру. Также благодаря им сложнее подсмотреть ваш ПИН-код. |
СИТУАЦИЯ Вам нужно снять деньги с карты. На противоположной стороне улицы в стену магазина встроен уличный банкомат. Улица плохо освещена, и возле банкомата стоят какие-то люди. Ваши действия? |
ЭКСПЕРТ Вводя повторно ПИН-код, вы рискуете заплатить дважды. Подключите СМС уведомления о платежах по вашей карте. Обязательно попросите чек с уведомлением о сбое или отказе от операции (POS-терминал всегда печатает такой). |
СИТУАЦИЯ После поездки в переполненном автобусе вы не смогли обнаружить кошелек в своем рюкзаке. Очевидно, что его у вас украли. В кошельке были не только деньги, но и карта. Ваши действия? |
ЭКСПЕРТ Не стоит ссориться, но нужно прикрыть клавиатуру рукой в тот момент, когда вы будете набирать ПИН-код, и постараться закрыть собой монитор банкомата, чтобы никто не видел, какие именно операции вы совершаете по карте. |
СИТУАЦИЯ Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Ваши действия? |
ЭКСПЕРТ Необходимо позвонить в банк и заблокировать карту. Если вы не можете связаться с банком по телефону, зайдите в ближайшее отделение банка и напишите заявление о блокировке. Также вы можете заблокировать карту через онлайн-банк. |
Задание № 2
Выполните тест.
1. Кто такой финансовый мошенник?
⃝⃝ Человек, присвоивший чужое имущество обманом
⃝⃝ Человек, нашедший кошелек на улице
⃝⃝ Человек, выигравший в лотерею
2. Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых
мошенников?
⃝⃝ Из-за излишней доверчивости
⃝⃝ Из-за желания заработать быстро и много
⃝⃝ Все вышеперечисленное
3. Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту
украли?
⃝⃝ Забыть о случившемся
⃝⃝ Заблокировать карту
⃝⃝ Открыть новую карту
4. Вам необходимо снять деньги. В каком банкомате из нижеперечисленных
вы снимете нужную сумму?
⃝⃝ В уличном. Много людей ходит мимо, хотя улица плохо освещена.
⃝⃝ В торговом центре. Не очень удобно, что вокруг банкомата постоянно
много людей, но я сделаю это аккуратно.
⃝⃝ В офисе банка. Там наверняка банкоматы проверяют на наличие устройств
видео фиксации данных карты.
5. Почему рекомендуют при наборе ПИН-кода в банкомате или POS-терминале
прикрывать клавиатуру рукой?
⃝⃝ Так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН-код, который вы набираете на клавиатуре банкомата или POS-терминала.
⃝⃝ Если не прикрывать клавиатуру рукой, то тогда ПИН-код не будет считываться в устройстве.
⃝⃝ Не знаю, я никогда не прикрываю
Группа № 2.
Задание № 1.
Ситуации и рекомендации перепутались. Вместе с партнером разрежьте карточки. Прочитайте внимательно ситуации и подберите к ним соответствующие рекомендации эксперта (для удобства пронумеруйте).
СИТУАЦИЯ Вы хотите продать свой старый телефон через сайт объявлений в интернете. С вами связался заинтересованный покупатель и готов перевести деньги вам на карту. Он просит вас сообщить номер карты, срок действия, имя держателя на английском языке, а также трехзначный код на оборотной стороне карты. Так деньги точно дойдут. Ваши действия? |
ЭКСПЕРТ Перейдя по такой ссылке, вы не найдете работу мечты — разве что компьютерный вирус. Будьте осторожны, получая предложения легкого заработка. |
СИТУАЦИЯ Вам на мобильный телефон звонит человек и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты, ПИН-код, трехзначный код на оборотной стороне карты. |
ЭКСПЕРТ Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС пришло не от вашего банка, а повторное СМС прислал вам злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги. |
СИТУАЦИЯ Вам на мобильный телефон звонит человек и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты, ПИН-код, трехзначный код на оборотной стороне карты. |
ЭКСПЕРТ Получив подобное сообщение, будьте уверены, что аккаунт вашего друга взломан. Постарайтесь связаться с ним и уточнить, действительно ли ему нужна помощь. Предупредите друга, что его аккаунт взломан. Ни в коем случае не переводите деньги в ответ на данное сообщение. |
СИТУАЦИЯ На мобильный телефон / электронную почту вам пришло сообщение: «Добрый день,будущий коллега! Хочу предложить тебе интересную, высокооплачиваемую работу .Я вижу, ты очень активен в социальных сетях, поэтому предлагаю тебе размещать посты о нашей компании в интернете. Работенка непыльная, оплата 1000 долларов США в месяц. Торопись, друг, подобное письмо я направил еще нескольким парням, кто первый из вас перейдет по ссылке ________, тот и получит работу своей мечты!» |
ЭКСПЕРТ Такой подход должен вас насторожить — для перевода денег достаточно знать только номер карты. Если вы передадите основные платежные данные карты, то рискуете остаться без денег. Мошенники смогут расплатиться картой в интернет-магазине. |
СИТУАЦИЯ На ваш мобильный телефон пришло сообщение: «Вам поступил платеж 200 рублей».При этом вы не пополняли счет своего телефона. Вы удивлены. Через 10–15 минут приходит новое сообщение: «Извините, ошибочно перевела 200 рублей на ваш счет. Пожалуйста, верните деньги на мой номер х-ххх-ххх-хх-хх. Лиза». |
ЭКСПЕРТ Сотрудники банка владеют необходимой информацией для блокировки карты. Им незачем спрашивать ее у вас. Не реагируйте на подобный звонок, в случае сомнений перезвоните в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты. |
СИТУАЦИЯ Вы получили сообщение от друга через социальную сеть с просьбой одолжитьденег: «Привет, срочно нужны 500 рублей, перекинь на номер х-ххх-ххх-хх-хх, я все объясню». |
ЭКСПЕРТ Таким образом мошенники пытаются выудить у вас персональные данные (паспорта,банковской карты). Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Не верьте подобной информации, не отправляйте свои данные мошенникам. |
СИТУАЦИЯ На мобильный телефон вам пришло сообщение: «Поздравляем, вы стали тысячным посетителем нашего сайта. Вы выиграли ноутбук! Это не розыгрыш, перешлите на указанный номер х-ххх-ххх-хх-хх фото своего паспорта, номер телефона, мы вам перезвоним для отправки ноутбука». Ваши действия? |
ЭКСПЕРТ Скачав программу, вы рискуете заразить вирусом свой компьютер. Для скачивания программ используйте только проверенные интернет-магазины, интернет-сайты. |
СИТУАЦИЯ На интернет-сайте, посвященном новинкам в области мобильных гаджетов, вы увидели программу, позволяющую бесплатно звонить друзьям. Ее можно скачать на ваш телефон. Вы впервые на данном сайте, предложение скачать программу весьма заманчиво, с таким вы еще не сталкивались. |
ЭКСПЕРТ Мошенники копируют известные сайты, используя похожее название компании и оформление. Например, вы хотите узнать, поступила ли стипендия на вашу карту, вводите логин и пароль на сайте банка, а попадаете на сайт-клон. Если вы введете на таких сайтах свои данные, они попадут в руки злоумышленников. В данном случае о том, что это сайт-клон, говорит нечеткое изображение логотипа. Если попробуете открыть другие страницы сайта, они могут не открываться. |
Задание № 2
Выполните тест.
1. Что вы будете делать, если в социальной сети вам пришло сообщение
от службы безопасности банка с уведомлением о блокировке вашей карты?
⃝⃝ Перейду по ссылке, которую мне указали в сообщении, чтобы разблоки-
ровать карту.
⃝⃝ Не буду ничего делать, так как настоящая служба безопасности банка
не рассылает сообщения через социальные сети.
⃝⃝ Не буду паниковать, но позвоню в банк и заблокирую карту.
2. В социальной сети вам пришло сообщение от лучшего друга с просьбой
срочно перевести 1000 рублей на незнакомый номер. Каковы ваши действия?
⃝⃝ Прежде чем перевести деньги, созвонюсь с другом и уточню, действи-
тельно ли он прислал мне данное сообщение?
⃝⃝Мне ничего не жалко для друга, обязательно переведу.
⃝⃝ Зачем звонить и уточнять, переведу без разговоров, сумма небольшая.
3. Вам пришло СМС с известного сайта с поздравлением с выигрышем, так как
именно вы стали тысячным посетителем. Какая удача! Чтобы получить заветный
выигрыш — телефон, необходимо переслать на указанный в СМС адрес копию
всех страниц своего паспорта. Как вы поступите?
⃝⃝ Ура, я выиграл новый телефон! Конечно, перешлю копию паспорта.
⃝⃝ Копия паспорта нужна, иначе как доказать, что я победитель? Не очень
хочется пересылать, но телефон стоит того.
⃝⃝ Пересылать копию паспорта не буду. Просто так новые телефоны никому
не раздают. А паспортными данными могут воспользоваться мошенники.
4. Вам пришло сообщение на мобильный телефон об ошибочном зачислении
200 рублей. Просят вернуть на указанный номер. Ваши действия?
⃝⃝ Я честный, верну без разговоров.
⃝⃝ А почему не было СМС от сотового оператора о зачислении средств?
Нет, явно деньги мне не поступали, свои отдавать не собираюсь.
⃝⃝ Подумаю, но, скорее, верну. Вдруг я попаду в подобную ситуацию?
5. Вы решили проверить баланс своей карты через интернет. Зашли на стра-
ницу сайта банка, но на первый взгляд показалось, что сайт выглядит необычно:
расплывчатый логотип, в строке браузера указано не название банка, а какое-то
другое слово, не все ссылки открываются. Будете ли вы вводить логин и пароль
для входа в систему?
⃝⃝ Не буду, так как есть риск отправить свои данные мошенникам.
⃝⃝ Введу, просто интернет барахлит.
⃝⃝ Возможно, на сайте банка ведутся работы, ничего страшного, введу
и логин, и пароль.
4. Презентация «продуктов».
5. Рефлексия и оценивание.
Приложение 1
«Что нужно делать в случае сомнительных, тревожных телефонных звонков, писем на электронную почту и СМС»
«Как защитить в интернете свои персональные данные, реквизиты платежных карт»
«Как правильно снимать деньги в банкомате и рассчитываться картой в магазине или кафе».
Приложение 2
Осторожно: мошенники!
Не дай себя обмануть!
Интернет – мошенники
Телефонные мошенники
Клавиатура не должна шататься
Мошенники – покупатели.
Мошенники выманивают деньги через интернет, с помощью звонков и СМС.
На картоприемнике не должно быть посторонних предметов.
Приложение 3
Литература:
1. Сборник методических материалов «Финансовое мошенничество», Банк России.
2. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России, национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружим с финансами»
3. Фотографии, рисунки - интернет ресурсы.