Технологическая карта внеурочного занятия на тему «Мошенничество» (6–8 классы)
Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства
педагогов финансовой грамотности
номинация:
Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности
урочная деятельность (разработка и методическое обеспечение занятий, мероприятий и практических кейсов по финансовой грамотности):
«Урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности»
тема: Мошенничество
автор: Г.Я.Щелева, учитель истории
МБОУ «Карсинская СОШ»
Троицкий район Челябинская область
Внеурочное занятие на тему «Мошенничество» для подростков 12-14 лет рассматривает виды и способы мошенничества, а также меры, которые может предпринять человек, чтобы не стать жертвой мошенничества. Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью. Большое количество людей ежедневно становятся жертвами мошенников. Наша задача – помочь молодым людям уберечь себя от опасности быть обманутыми. Важно формировать у подростков сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности, учить находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть их и по возможности избегать. Необходимо с помощью различных дидактических способов развивать умение видеть опасности и уметь быстро реагировать на них, а также воспитывать самоконтроль и самообладание в трудных жизненных ситуациях. Форма проведения занятия основана на изучении теории и использовании интерактивных элементов практикума. Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер с доступом в Интернет, проектор, экран), карточки с раздаточным материалом.
Идеи темы:
Учащиеся должны распознавать различные виды мошенничества и уметь действовать, для чего необходимо формировать не только знания, но и умения.
Учащиеся должны понимать, что такое секретная информация и к чему может привести ее утечка.
Учащимся необходимо показать правила безопасности относительно распространения своей персональной информации.
Цели занятия: повышение информированности по данной теме; развитие критического мышления.
Предметные задачи:
• рассмотреть некоторые виды мошенничества;
• изучить способы самозащиты от мошенников.
Метапредметные:
• развитие навыков командной работы, ведения дискуссии, принимать решение, отстаивать свою точку зрения;
• способность обобщать полученные знания.
Личностные:
•Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении темы;
• понимание негативного влияния мошенничества, умение распознавать мошенничество и умение избежать рисков, связанных с ним в жизни;
• развитие кругозора в области финансовой грамотности, формирование познавательного интереса к изучению курса.
Образовательные результаты:
Понимать, что такое мошенничество (в чем его опасность).
Знать некоторые распространенные виды мошенничества.
Знать приемы психологического воздействия (манипулирование, внушение, обман), используемые мошенниками.
Уметь распознавать приемы психологического воздействия, используемые мошенниками.
Знать признаки мошеннических действий или намерений (необычайно выгодное предложение, необходимость принять решение/совершить какие-то действия незамедлительно и т.п.)
Уметь распознавать признаки мошеннических действий или намерений (необычайно выгодное предложение, необходимость принять решение/совершить какие-то действия незамедлительно и т.п.).
Знать и уметь применять правильный порядок действий при столкновении с потенциальными мошенниками (не предпринимать поспешных действий: не оставлять информацию о себе, не передавать деньги, искать дополнительную информацию и т.д.).
Продолжительность занятия 45 минут. Класс и возраст детей: 5-8класс, 12-14 лет.
Технологическая карта занятия
Формат и краткое описание | Образовательные результаты | Необходимые пояснения и дополнительные вопросы | время |
Приветствие и анонс мероприятия | Приветствие, презентация темы мероприятия, ее значимости для современного человека, настрой на получение теоретических знаний и формирование умений для практического применения | «Часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным». Эзоп «Ах, обмануть меня не трудно! А.С. Пушкин Как вы понимаете фразу «Слепое доверие открывает глаза обманам»? | 5 мин. |
Теоретическая часть, знакомство учащихся с новой информацией | 1.Понимать, что такое мошенничество (в чем его опасность). 2.Знать некоторые распространенные виды мошенничества. 3.Знать приемы психологического воздействия (манипулирование, внушение, обман), используемые мошенниками. Знать признаки мошеннических действий или намерений (необычайно выгодное предложение, необходимость принять решение/совершить какие-то действия незамедлительно и т.п.) | Слово «мошенник» является производным от существительного «мошна», означающего «сума, кошелек». По происхождению слово «мошенник» славянское и используется в русском языке с XVI в., мошенником называют «жулика», «нечестного человека». Мошенник – это тот, кто обманывает других в корыстных целях. Обычно это довольно образованный человек, который, будучи отличным психологом, является знатоком человеческой натуры и способов отъёма денежных накоплений. Как правило обман строится на выстраивании доверительных отношений, умении убедить, и на жадности граждан, которые часто забывают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Мошенники были, есть и будут во все времена, от этого не уйти. Мошенничество может принимать много разных форм. Наиболее распространенные из них: 1. Совершение сделки от чужого имени (любые ситуации, когда произошла кража данных и мошенник пытается совершить сделку от вашего имени – от заключения кредитного договора до пользования вашей банковской картой); 2. Обман (намеренная попытка дать неверную информацию – сокрытие любой информации, дополнительных взносов, скрытых процентов; «Нигерийское письмо» https://encyclopedia.kaspersky.ru/knowledge/nigerian-letters/ , «Финансовые пирамиды» https://gazprombank.investments/blog/education/pyramid-scheme/ ; 3.Манипуляция (давление на «больные места» ради достижения цели – фальшивая благотворительность, звонки и сообщения с просьбой собрать деньги на операцию маме, просто давление на собеседника и попытка заставить быстро принять решение). Появляющиеся новые технологии призваны обезопасить потребителя, но часто мошенники оказываются впереди планеты всей и придумывают методы злого умысла сразу, как только новая технология входит в нашу жизнь. И, пожалуй, самая опасная и часто встречающаяся цель мошенников – это кража личной информации в сети Интернет. Как это может произойти: -Сообщения в социальных сетях с подозрительными ссылками (могут перенаправлять на фишинговые или иные подозрительные сайты (фишинг- вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям). - Просьба проголосовать за человека в каком-нибудь конкурсе. Вы нажимаете на ссылку, переходите на поддельный сайт, и там вас просят войти в свой аккаунт в социальной сети для голосования. Таким образом, происходит кража личной информации, и злоумышленники могут распоряжаться вашим аккаунтом (например, просить деньги от вашего лица у ваших подписчиков и прочее). - Предложение скачать файл или предложение получить какой-то интересный файл (видеоролик, книгу, чек-лист и т.д.). При открытии ссылки для скачивания могут попросить оставить номер мобильного телефона. Тем самым подключить абонента к платному контенту без его ведома. Схема действует так, что вы ставите где-нибудь «галочку», что согласны с условиями голосования (пользовательского соглашения или прочего) а условия, как правило, не читаете. Либо же вам приходит смс на телефон с кодом подтверждения, а на сайте написано, что для продолжения скачивания нужно ввести этот код (таким образом происходит подтверждение подключения услуги). В итоге у вас есть подписка на прогноз погоды, музыкальную композицию вместо гудка или рассылку материалов. Вы в замешательстве, так как не понимаете, как это подключили и на каком ресурсе. Помочь отключить услугу вам смогут в салонах связи (если говорим про мобильные устройства) или представители вашего сотового оператора по телефону. - Сообщение в социальных сетях и мессенджерах, которые содержат в себе различный обман и манипуляции. Это могут быть просьбы дать в долг на пару дней, просьба помочь средствами в сложной жизненной ситуации (проблемы со здоровьем, ДТП, пожар, грабеж и т.д.). - Вирусные атаки. Как правило, это возникает, если ваш компьютер или телефон подвергся атаке вредоносного программного обеспечения. Например, вы могли зайти на какой-то подозрительный сайт или нажать на подозрительную ссылку, что запустит действие вируса на вашем устройстве. Обычно подобные мошеннические схемы работают так, что у вас появляется «окно» на весь экран с какой-то неприятной или неприличной информацией. Окно не закрывается, не дает возможность пользоваться компьютером, и в целом, смущает пользователя. Как правило, в этом окне есть сообщение - «заплатите нам какую-то сумму денег», «отправьте смс на номер» и прочее. Смущенный пользователь отправляет сообщения или свои средства, и окно пропадает. Справиться с этой неприятной ситуацией можно иными способами – не пользоваться подозрительными сайтами, иметь антивирусную активную систему на устройствах. -Розыгрыши и аукционы. Сообщения на различных сайтах, похожие на «Получи классный телефон всего за 500 рублей. Участвуй в нашем конкурсе». Работает это так – вы оплачиваете свой конкурсный билет и ждете розыгрыша, которого не существует. Другой вариант, когда формат аукциона требует каждый «шаг» вносить небольшую сумму денег, но в итоге, за время аукциона вы вкладываете больше средств, чем стоит приз. И, как правило, не выигрываете его. «Розыгрыш» завершился, вы стали «победителем» - именно такая информация вам может прийти на почту или в мессенджер. Что бы получить несуществующий приз нужно дать данные, куда его нужно отправить или заплатить за пересылку приза. Это могут быть и ФИО, и домашний адрес, и паспортные данные, и номер телефона. Приза никакого нет, и мошенники просто выманили у вас личную информацию, либо деньги на доставку. - Анкеты, приложения, регистрации. Еще один формат мошенничества в сети интернет, это подробное заполнение анкет и полей регистрации на подозрительных сайтах. Какую-то информацию про регистрации оставлять не опасно – например, адрес электронный почты. Но бывают случаи, когда вам обещают какое-то вознаграждение, если вы подробно заполните анкету на сайте. Например, дополнительные бонусы или игровые деньги. Или же вам обещают большие деньги за заполнение анкеты, но в финале просят оплатить небольшую сумму за пересылку приза/оформление денежного приза и т.п. Также подробную информацию у вас могут попросить различные приложения, которые вы можете устанавливать на свои устройства. Например, популярно такое приложение, которое показывает, как ваш номер телефона записан у других пользователей. Это очень любопытно. Но есть один неприятный момент, когда вы нажимаете галочку, что согласны с пользовательским соглашением, вы передаете право обрабатывать вашу базу контактов приложению. И как ей распорядятся разработчики вам доподлинно неизвестно. Давайте разберемся, как мошенники выбирают своих жертв? Большая часть действий мошенников рассчитана на то, что жертва не готова оказать сопротивление: не знает своих прав и не понимает своих интересов. Поэтому риски мошенничества можно существенно снизить, если знать порядок действий в таких ситуациях. Мошенники не готовы к неожиданной реакции/вопросам (предпочитают в таких случаях бросить жертву и начать искать новую). Они боятся затягивания взаимодействия (это не только трата времени, но и резкое возрастание риска поимки). Знание и соблюдение простых правил безопасности и стандартных приемов мошенников резко снижает этот тип рисков без больших затрат времени/денег. Можно выделить несколько самых важных защитных приемов против мошенников: 1.спрашивать документы, подтверждение места работы, договор, гарантийный талон, лицензию и т.д.; перепроверять информацию (звонить в банк, найти в интернете сайт компании и т.д.) – особенно в тех случаях, когда человек утверждает, что действует от имени финансовой организации; вместо немедленного заключения сделки брать время «на подумать» и контакты для обращения в ближайшем будущем; в случае давления никогда не оправдываться, вместо этого самому задавать вопросы. | 10 мин. |
Практическая часть, использование интерактивных элементов | 1.Уметь распознавать приемы психологического воздействия, используемые мошенниками. Уметь распознавать признаки мошеннических действий или намерений (необычайно выгодное предложение, необходимость принять решение/совершить какие-то действия незамедлительно и т.п.). Знать и уметь применять правильный порядок действий при столкновении с потенциальными мошенниками (не предпринимать поспешных действий: не оставлять информацию о себе, не передавать деньги, искать дополнительную информацию и т.д.). | Игра «Верю – не верю». https://banktestov.ru/test/80914 . Учащиеся отвечают на вопросы для определения благонадежности человека, который представился сотрудником службы безопасности банка. Диалоговый разбор ситуаций «У меня зазвонил телефон». Часто мошенники по телефону представляются не посредником, а родственником, рассчитывая на то, что если жертву с первых же слов шокировать информацией, то она не обратит внимания на несовпадение голоса. К сожалению, мошенникам часто удаются их уловки. Так как же происходят подобные преступления? Довольно распространенная ситуация, когда вам звонят на сотовый телефон и сообщают, что ваш родственник попал в беду. Переговоры выстраивают таким образом, что вы сразу же, не задумываясь, соглашаетесь на оплату услуг «доброго» посредника. Всё выглядит очень правдоподобно, ведь к вам обращаются по имени и фамилии (задумайтесь: эти данные легко узнать по номеру телефона). Вы пугаетесь, начинаете нервничать, теряете контроль над ситуацией и готовы сразу же передать деньги. Причём мало кто из жертв, от неожиданности не сумев сохранить хладнокровие и абстрагироваться от ситуации, решает позвонить «задержанному» родственнику и уточнить его местонахождение. Ещё один вариант телефонного мошенничества рассчитан на менее крупный улов. Мошенник звонит по случайно набранному номеру и взволнованным голосом сообщает, что с родственником или другом абонента случилось несчастье. Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся) и приходится звонить с чужого. Предстоит ещё очень много звонков, поэтому человеку необходимо пополнить баланс. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди часто легко соглашаются помочь. | 20 мин. |
Подведение итогов и рефлексия | Понимание учащимися полезности занятия и получения полезного навыка, который формирует ответственное финансовое поведение. | Что было самым интересным и полезным на занятии. Что было понятно, а что – нет? Кто такие мошенники? В чем секрет взаимодействия с мошенниками? Как не попасть в лапы мошенников? О чем всегда нужно помнить при общении с мошенниками? Вывод: Мошенничество считается уголовным преступлением и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Общие финансовые потери в мире, связанные с мошенничеством, измерить невозможно. Очевидно одно — они значительны. Ответственное финансовое поведение, основанное на знаниях по данной теме, позволит современному человеку успешно противостоять действиям мошенников. | 10 мин. |
Список литературы
1. Личные финансы // Методическое пособие для учителя 9-11 классов. https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/project/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/
2.Макаров С., Смирнова Н., Дедова В., Блискавка Е., Васильева А.«Банковская карта: инструкция по безопасному и эффективномуприменению» // Брошюра Института Финансового Планирования. https://vashifinancy.ru/materials/broshiura-bankovskaia-karta-instruktciia-po-bezopasnomu-i-effektivnomu-primeneniiu/
3.Игра «Мошенничество: верю – не верю» https://banktestov.ru/test/80914
4.Интернет-портал Национального агентства финансовых исследований. https://finuslugi.ru/glossariy/nacionalnoe_agentstvo_finansovyh_issledovanij
5. Методические рекомендации по подготовке и проведению Всероссийского тематического урока на тему «Финансовая безопасность https://evrika41.ru/2021/Binder1.pdf
6.Информационно-просветительский ресурс Центрального банка РФ «Финансовая культура» https://www.b17.ru/blog/ostorozhno-fin-lekci-provodat-moshenniki/
Практикум «Совершенно секретно» для 7-8 класса
https://edu.pacc.ru/individualevent/articles/Treningi/#prazdnovanie
Приложение 1.
Памятка для обучающихся
Как защитить себя от финансового мошенничества
Защищай личную информацию!
Проявляй бдительность при обращении с личными документами и документами родителей (паспортами, водительскими правами, кредитными картами и др.).
Ни в коем случае не сообщай информацию о себе либо о своем финансовом положении тем людям, у которых нет оснований располагать подобной информацией. В особенности это касается номеров кредитных карт и информации о банковских счетах. Помни, что сотрудники банка не будут звонить и спрашивать данные кредитной карты твоих родителей!
Проявляй осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных. Ограничь доступ незнакомых людей к информации в социальных сетях, потенциально интересной для мошенников.
Правильно обращайся с кредитной картой!
Если ты снимаешь деньги в банкомате, при вводе ПИН-кода нужно прикрывать рукой клавиатуру. Храни ПИН-код отдельно от банковской карты, никому не сообщай свой ПИН-код. В случае утери кредитной карты, нужно срочно ее блокировать, сообщив в банк.
Помни о возможности кибермошенничества! В твоем компьютере должен быть установлена антивирусная программа, чтобы мошенники не могли похитить твои персональные данные.
Не сообщай пароль доступа к своему электронному кошельку через интернет; используй надежные пароли. Простые пароли легко взламываются! Не забывай выходить из своей учетной записи. Не отвечай на электронные сообщения с запросом об изменениях в параметрах защиты .Все финансовые операции, которые ты совершаешь в сети Интернет, должны осуществляться только на защищенных web-сайтах ("замочек" или буква s). Проявляй осторожность при выходе на сайт, где ты собираешься совершить платежную операцию. Перепроверяй адрес сайта - нет ли там лишних слов или букв.
Помни о поговорке, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
Защити себя сам от финансового мошенничества - не надейся на государство или полицию!
Приложение 2.
Проверь себя!
тест «Моя защищенность от мошенников»
1.Кто такой финансовый мошенник?
а) человек, присвивший чужое имущество обманом
б) человек, нашедший кошелёк на улице
в) человек, выигравший в лотерею
2. Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников?
а) Из излишней доверчивости
б) Из желания заработать быстро и много
в) Всё выше перечисленное
3. Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли?
а) Забыть о случившемся
б) Заблокировать карту
в) Открыть новую карту
4. Почему рекомендуется при наборе ПИН-кода в банкомате или POS-терминале прикрывать клавиатуру рукой?
а) так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН-код, который вы набираете на клавиатуре банкомата или POS -терминале.
б) Если не прикрывать клавиатуру рукой, то ПИН-код не будет считываться на устройстве
в) Не знаю, я никогда не прикрываю
5. В социальной сети вам пришло сообщение от лучшего друга с просьбой срочно перевести 1000 рублей на незнакомый номер. Каковы ваши действия?
а) Прежде чем перевести деньги, созвонюсь с другом и уточню, действительно ли он прислал мне данное сообщение
б) Мне ничего не жалко для друга, обязательно переведу
в) Зачем звонить и уточнять, переведу без разговоров, сумма небольшая
6. Вам пришло сообщение на мобильный телефон об ошибочном зачислении 200 рублей. Просят вернуть на указанный номер. Ваши действия.
а) Я честный, верну без разговоров
б) А почему не было СМС от сотового оператора о зачислении средств?
в) Нет, явно деньги мне не поступали, свои отдавать не собираюсь
г) Подумаю, но, скорее верну. Вдруг я попаду в подобную ситуацию?
7. Вам прищло СМС с известного сайта с поздравление с выигрышем, так как вы стали тысячным посетителем. Какая удача! Чтобы получить заветный выигрыш – телефон, необходимо переслать на указанный в СМС адрес, копию всех страниц своего паспорта. Как вы поступите?
а) Ура, я выиграл новый телефон! Конечно, перешлю копию паспорта
б) Копия паспорта нужна, иначе как доказать, что я победитель? Не очень хочется пересылать, но телефон стоит того
в) Пересылать копию паспорта не буду. Просто так новые телефоны никому не раздают. А паспортными данными могут воспользоваться мошенники.
Приложение 3.
Пословицы и поговорки по теме:
Шило в мешке не утаишь
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
На обмане далеко не уедешь.
Один раз обманешь — другой не поверят.
Ошибку можно простить, обман — никогда.
Птицу кормом, а человека словом обманывают.
Всем доверяться — можно обмануться.
Не опирайся на лед и не доверяйся неприятелю.