Занятие педагога-психолога с детьми средней группы «Дружная семья»
Технологическая карта занятия педагога-психолога
Ф.И.О.: Передкова Елена Анатольевна.
Должность: педагог-психолог.
Квалификационная категория: без категории.
Тема: «Дружная семья».
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: средняя группа.
Длительность: 20 минут.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: расширение представлений о любви и согласии в семье, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнять и обогащать знания детей об эмоциях людей;
- формировать умение выкладывать эмоции из плоскостных геометрических фигур;
- учить находить пути выхода из сложной ситуации;
- показать значимость положительных взаимоотношений в семье;
- закреплять знания о домашних и диких животных;
- актуализировать позитивный эмоциональный опыт.
Развивающие:
- развивать навыки общения;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи;
- воспитывать заботу и любовь к животным;
- воспитывать желание находить выход из сложной ситуации, активность.
Материалы и оборудование: интерактивная доска «Proptimax», проектор, ноутбук, видео и презентация по теме занятия, интерактивная песочница «iSandBOX», набор «Дары Фребеля» (дары №8, 9, 10), нейроковер со следами «Ножки», стол «Меловой», мел, почтовый ящик «Почта доверия», письмо, образные игрушки «Конь», «Крокодил», «Змея», «Обезьяна».
Предварительная работа:
- беседа с детьми об эмоциях людей;
- чтение книг о семье;
- беседа и просмотр презентации о домашних и диких животных;
- дидактические игры с использованием «Даров Фребеля»;
- мимические игры;
- упражнения на нейроковре психолога.
Ход:
№ |
Этап
|
Задачи этапа |
Методы, формы, приемы |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат (ожидаемый) |
1. |
Вводно-организационный. Открытый вход в деятельность
|
Создать положительный эмоциональный настрой, установить контакт друг с другом и педагогом. |
Сюрпризный момент, беседа.
Коммуникативная игра «Поделись настроением». |
Вносит сюрприз – письмо от мальчика, задает эмоциональный настрой на занятие. Психолог: Здравствуйте, ребята! Что-то я давно не заглядывала в наш почтовый ящик! Давайте вместе посмотрим, вдруг нам кто-то прислал письмо! Ой, ребята, посмотрите, а вот и письмо. Давайте вместе его прочитаем? «Здравствуйте, ребята, меня зовут Ваня. У меня большая семья: мама, папа, сестра и я. Мы все любим друг друга и делимся друг с другом хорошим настроением...». Ребята, а как можно поделиться хорошим настроением? Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, улыбнусь, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. И вы сделайте то же самое, тогда у нас всех появится хорошее настроение. |
Приветствуют друг друга улыбками, приятными словами. |
Положительный эмоциональный настрой. |
2. |
Мотивационно-побудительный |
Побудить детей к действию, вызвать интерес к изучаемой теме. Уточнить и обогатить знания детей об эмоциях, формировать умение выражать эмоциональные состояния в мимике, развивать умение понимать эмоциональное состояние – свое и других людей. |
Просмотр мультфильма «Птичий рынок». Беседа. Дидактическая игра «Собери мамину эмоцию». |
Показывает мультфильм, включает детей в деятельность. Психолог: Ребята, послушайте, что еще пишет нам Ваня: «А еще мы очень любим животных. Однажды мы решили съездить на рынок и купить себе птичку щегла. Посмотрите, что из этого вышло!». Психолог: Ребята, садитесь перед экраном и давайте посмотрим эту интересную историю, о которой нам сказал Ваня. Дети, вам понравилась эта история? А чем она закончилась? Как вы думаете, почему мама не пустила своих детей и папу домой, хоть она их любит? Как вы думаете, какую эмоцию испытала мама, когда увидела их всех в дверном глазке? Выберете на доске лицо мамы и покажите эту эмоцию сами. Предлагаю вам сложить эмоцию мамы из фигур. |
Смотрят мультфильм, включаются в деятельность, выбирают на доске эмоцию мамы, показывают с помощи мимики, выкладывают на столе из геометрических фигур. |
Каждый ребенок активно участвует в деятельности и проявляет интерес к изучаемой теме. |
3. |
Основной, деятельностный |
Побудить детей к нахождению путей выхода из проблемной ситуации, привить желание помогать людям и животным. Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику. Снять эмоциональное напряжение, помочь испытать радость от помощи другим. Обеспечить смену видов деятельности. |
Создание проблемной ситуации по теме занятия. Игровое упражнение «Выбери дикое животное». Упражнения на координацию движений «Пройди парами», «Пропрыгай по схеме». Игровое упражнение в песочнице «Река». Игра «Сложи радость».
|
Создает проблемную ситуацию. Вместе с детьми решает ее. Психолог: ребята, что же делать нашему мальчику Ване, как решить эту проблему? Что бы вы сделали на его месте? Какие животные не могут жить в квартире? (Дети выбирают изображение животных на доске, берут соответствующую игрушку). Психолог: А где они живут? Давайте поможем Ване и выпустим их на волю! Для этого пройдем по волшебной тропинке и окажемся в саванне, где и сможем отпустить наших питомцев. (Дети проходят парами по нейроковру, подходят к песочнице). Психолог: Вот мы и очутились в саванне. Давайте сделаем водоем для наших животных, чтобы им было уютно и комфортно на воле. (Дети играют в песочнице: делают речку, выпускают игрушечных животных). Психолог: Молодцы ребята, я думаю, что животным очень понравится на воле! А нам пора возвращаться в детский сад. Для этого снова пройдем по волшебной тропе. (Дети вытирают руки от песка салфеткой, проходят (прыжками) по нейроковру). Психолог: Ребята, как вы думаете, теперь мама пустит своих родных домой? А какая эмоция на ее лице при этом будет? Конечно радость! Посмотрите на доску и сложите из фигурок эмоцию мамы. (Дети складывают на столе эмоцию радость из фигур). Мама, папа и дети очень рады, что они снова вместе, они весело улыбаются! Думаю, мальчик Ваня очень рад, что мы помогли его семье. |
Предлагают пути решения сложной ситуации, проходят по нейроковру, выполняют коллективное упражнение в песочнице (строят речку вместе), играют с фигурками животных, складывают эмоцию радость на столе. |
Дети предлагают пути решения проблемы, проявляют инициативу, познавательный интерес, активно участвуют в играх, отвечают на вопросы, объединяются парами, работают вместе, дружно. |
4. |
Динамическая пауза |
Обеспечить двигательную активность |
Игровой прием «Повтори»
|
Организует динамическую паузу: Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Молодцы!
|
Участвуют в разминке |
Дети выполняют движения, соответствующе тексту. |
5. |
Рефлексия Открытый выход из деятельности
|
Организовать осмысление деятельности детей на занятии. Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки. |
Обсуждение результатов. Аутотренинг. |
Организует рисование на меловом столе. Задает вопросы, направленные на осмысление деятельности детей на занятии. Психолог: Ребята! Я предлагаю вам подойти к нашему меловому столику и нарисовать эмоцию, которую вы сегодня испытали на нашем занятии. Если вам понравилось, нарисуйте улыбку, если не понравилось, грусть. (Дети встают в круг). Вы все сегодня молодцы, были активные, старались вместе решить проблемы и помочь нашим героям. Что вам понравилось сегодня на занятии?
Умным станешь ты тогда! |
Рисуют свою эмоцию, отвечают на вопросы, делятся ощущениями, впечатлениями от занятия.
|
Воспитанники отвечают на вопросы, способны к рефлексии. |