Занятие по художественной росписи: «Выполнение мезенских мотивов»
План - конспект занятия.
Тема занятия.
«Выполнение мезенских мотивов».
Вид занятия.
Практический.
Цели занятия:
а) образовательные: познакомить обучающихся с работами мастеров, с особенностями выполнения мезенской росписи, закрепить знания детей о народном промысле. б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о росписи, истории ее возникновения, мотивах; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на заготовке; формировать графические навыки обучающихся через использование разнообразных приемов росписи; развивать мышление обучающихся; учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для данного промысла мотивы и цветовую гамму; развивать чувство ритма. в) воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям; развивать эстетические чувства посредством изучения мезенской росписи. Задачи занятия. Познакомить с мотивами мезенской росписи, расписать деревянную лопаточку.Методы обучения. Словесные (объяснительно - иллюстративный), наглядные, практические, применение ИКТ (презентация).
Организационные формы : индивидуальная, фронтальная.
Планируемые результаты.
Предметные:
- развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;
-развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- освоение мезенских мотивов;
- приобретение опыта работы художественными материалами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Межпредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению мезенской росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование ответственного отношения к своей творческой работе;
-формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
Оборудование занятия.
Для преподавателя:зрительный ряд: изделия, образцы мезенской росписи, презентация. Деревянная лопаточка, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, салфетка.
Для обучающихся:деревянная лопаточка, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, салфетка.
Структура занятия.
1.Организационный момент (1-2 мин.).
2.Постановка целей и задач занятия (1-2мин.).
3.Теоретический блок - объяснение материала (10-15 мин.).
4.Практический блок – выполнение изделия (25 мин.).
5.Итоги занятия (1-2 мин.).
6.Окончание занятия (1 мин.).
Содержание занятия.
1.Организационный момент.
Деятельность преподавателя.
Приветствие (Здравствуйте!), проверка готовности обучающихся к занятию.Создание эмоционального настроя на занятие и активизацию внимания.
Деятельность обучающихся.
Взаимное приветствие.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД: способность эффективно организовывать рабочее пространство.
Коммуникативные УУД: умение отвечать за себя и сверстников.
2.Постановка целей и задач занятия.
Преподаватель: Сегодня на занятии выполним мезенские мотивы на кухонной лопаточке.
Личностные УУД: нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: соотношение того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритм), прогнозирование результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
3.Теоретический блок - объяснение материала.
Мезенская роспись появилась в н. XIX века в Архангельской области.
Свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась.
Мезенской роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени.
Мезень- северная река, протекающая по территории Республики Коми и по Архангельской области. Сливается с рекой Вашкой, где находится город Мезень. Однако название дал не город, а река.
В энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Особенности мезенской росписи: графичность, многоярусность, два цвета.
Вопрос.
Какие цвета в мезенской росписи?
Ответ.
В мезенской росписи красный и чёрный цвет.
В старину красную краску делали из красно-коричневой береговой глины (мергель), разведенной на смоле лиственницы. Черную краску для контура делали из сажи, растертой на смоле лиственницы. Эти смеси упаривали. Краска становилась такой прочной, что ею даже расписывали наружные части домов. С конца XIX века стали применять промышленную краску сурик.
Деревянную поверхность оставляли натуральной.
Красно-коричневую краску наносили мазками на поверхность палочкой –«тиской», а затем пером (глухаря, тетерева) , кисточкой из человеческого волоса наводили черный контур. Сверху покрывали олифой. Ее делали из конопляного или льняного семени путем отжима масла, которое потом уваривали. Олифа при высыхании образовывала защитную пленку, придавая поверхности дерева приятный золотистый оттенок, смягчала контур между фоном и росписью.
Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.
Вопрос.
Что обозначают цвета?
Ответ.
Красный обозначает жизнь, радость.
Черный - земля, печаль.
Вопрос.
Что украшали мезенской росписью?
Ответ.
Росписью украшали предметы быта и посуду.
Узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса). Это символизирует три мира:
- нижний (подземный, скрытый);
- средний (наземный);
- верхний (небесный мир богов).
Верхний уровень предназначен для птиц. На среднем и нижнем уровнях изображаются кони или олени.
Между мирами изображали промежуточные полосы.
Структура мезенской росписи ярусная, ленточная, построчная, фризовая.
Роспись читается сверху вниз.
Основные мотивы мезенской росписи:
Красные кони - символ богатства, а также восхода Солнца.
Лось - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Олени - дарят жизнь всему живому на Земле. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником.
Уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
Елочки - олицетворение мужской силы.
Волнообразные линии, зигзаг – знаки неба, воды и дождя.
Квадраты, треугольники, ромбы - знаки земли и растений, символизирующие распаханные и засеянные поля, заливные луга и т. п.
Бердо - в мезенской росписи прямоугольная решетка, состоящая из ряда клеток. Это символ поля, пашни.
Изображаемые семена, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия.
Солнце, дающее все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя.
Мелкие элементы мезенской росписи: точка, штрих, капельки, скобка, кружок, ромбик, жгутики, косы, зигзаг, волна, витушка, спиралька, коловорот, солярный знак, стихийка, перышко, звездочки, крестики, веретенце, птах, елочка.
Мы познакомились с историей и основными мотивами мезенской росписи.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
4.Практический блок – выполнение изделия.
Сейчас выполним мезенские мотивы на деревянной лопаточке.Для этого нам понадобится: деревянная лопаточка, кисти, краска - красная и черная, палитра, салфетка.
1.Лопаточку делим на ярусы. Выполняем восемь горизонтальных полос (красная краска).
2. В широкой части лопаточки выполняем элемент – плодородие (изобилие).
- вначале выполняем – ромб (символ земли) (черная краска).
- делим ромб на четыре части – распахали землю (символ распаханного поля) (черная краска).
- в каждой получившейся части ставим точку – засеяли распаханное поле (красная краска).
- от каждого угла ромба (земли) вправо и влево выполняем элемент – завиток - проросшие семена (черная краска).
3. Вверху от мотива плодородие выполняем мотив – дождь. Орнамент в косой полосе (черная и красная краска).
4. Внизу от мотива плодородие выполняем мотив – земля, пропитанная водой (черная и красная краска).
На ручке лопаточки выполняем мотивы:
5. солнце (черна краска);
6. ветер (красная и черная краска);
7. пожелание блага (завиток) – (черная краска);
8. птица (красная и черная краска),
9. небо с облаками (красная краска).
10.Оформляем лопаточку окантовкой (красная краска).
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
5. Рефлексия. Итоги занятия.
Молодцы! У вас получились замечательные изделия.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
6.Окончание занятия.
На этом занятие закончено.
Наводим порядок на своем рабочем месте.
Наталья
Кашина Олеся Николаевна