Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание» (8–14 лет)
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества г. Черемхово»
Дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Художественное вязание"
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы:
Коноплева Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Черемхово, 2018 г
Содержание программы
Пояснительная записка …………………………………………. 2-6
Содержание программы 1 года обучения (144 часа) …………..6-8
Планируемые результаты первого года обучения …………….. 8
Учебный план 1 года обучения (144 часа)…………………….. 9-10
Календарно-учебный график первого года обучения…………. 10-11
Содержание программы 2 года обучения (216 часов)…………11- 13
Планируемые результаты второго года обучения ……………... 13-14
Учебный план 2 года обучения (216 часов)…………………….14-15
Календарно-учебный график второго года обучения…………... 15-16
Оценочные материалы…………………………………………….16-27
Методические материалы…………………………………………27
Условия реализации программы………………………………….28
Список литературы для педагога и обучающихся …………….28-29
Перечень используемых мультимедийных презентаций для реализации программы …………………………………………………………. 29
Создание данной программы очень своевременно, необходимо и актуально, так как это связано с проблемой сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно - прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Но современный рынок труда требует профессионально-мобильных, самостоятельных и компетентных специалистов, которые умеют творчески решать поставленные задачи, самостоятельно находить оригинальные решения и реализовывать их на практике. Поэтому, считаю, что именно декоративно-прикладное искусство сможет помочь в создании условий для развития социально развитой, адаптированной в обществе творчески мыслящей личности, способной реализовывать творческие замыслы не только в данном виде искусства, но и в практической деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Художественное вязание» направлена на освоение не только техники вязания на спицах, крючком, гобеленом, но и на развитие творческих способностей учащихся, умение работать в коллективе, создавать творческие проекты. Содержание программы расширяет возможности в развитии креативных возможностей детей, стимулирует их познавательную деятельность в области декоративно - прикладного искусства, а так же в ее практической направленности.
Новизна программы заключается в том, что в содержание программы включены темы, раскрывающие историю развития художественного вязания, что позволяет учащимся познакомиться с национальными культурными традициями своей малой Родины. Кроме этого, большое внимание в программе уделяется знакомству учащихся с разнообразными материалами и выполнению творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию творческой фантазии детей и формированию интереса к декоративно - прикладному искусству в целом. Предусмотрено активное участие учащихся в конкурсной и выставочной деятельности, формирующей активную жизненную позицию ребенка, понимание значимости собственной творческой деятельности и ее ценности.
Ведь именно художественное вязание является не только древним видом искусства, но остается популярным видом рукоделия и по сей день. Оно приносит не только огромное удовольствие, но и дает возможность украсить интерьер дома, себя, приготовить подарки для друзей и близких, создавать неповторимые шедевры.
Считаю педагогически целесообразным возможность позитивно воздействовать на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данного вида рукоделия. Осваивая содержание программы, учащиеся не только учатся вязать, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид рукоделия, развивают художественный вкус, чувство цвета, формы, пропорции, способности мыслить, фантазировать.
В преддверии 275-летия со дня образования Черемховского поселения в программу внесены темы по изготовлению творческих работ, посвященных истории родного города.
Одной из задач экологического воспитания детей является - воспитание у школьников бережного отношения и гражданской ответственности за сохранение окружающей природы. Чтобы внести свой вклад в дело сохранения редких растений и животных, в программу внесены темы по изготовлению творческих работ на тему экологии.
Цель программы: создание условий для усвоения и практического закрепления специальных компетенций учащихся в области декоративно - прикладного искусства средствами вязания крючком для 1 года обучения и средствами вязания спицами, крючком и техникой изготовления гобелена для 2 года обучения.
Задачи программы 1 года обучения:
Образовательные:
-познакомить с историей и развитием художественного вязания;
-познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
-учить основным приемам вязания крючком, чтению схем;
-научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
-развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
-развивать мотивацию познавательной и творческой активности;
-развивать навыки групповой и самостоятельной практической деятельности;
-развивать умения и навыки самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
-развивать проективные навыки учащихся;
-развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику (согласованность в работе глаз и рук).
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
-воспитывать художественно - эстетический вкус;
-воспитывать позитивные личностные качества учащихся: целеустремленность, ответственность, терпение, коммуникативную культуру, внимание;
-приучать к самостоятельности при решении технологических и творческих заданий;
-прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
Задачи программы 2 года обучения:
Образовательные:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания на спицах;
- познакомить с историей и развитием гобелена;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- учить основным приемам вязания на спицах, чтению схем;
- учить изготавливать гобелен;
- учить сочетать вязаную часть работы с различными материалами (кожа, нитки, ткань) в готовом изделии.
Развивающие:
-развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- развивать умения и навыки самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
-способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
-развивать чувство цвета, пропорции;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
-прививать основы культуры труда;
-приучать к самостоятельности при решении технологических и творческих заданий.
Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на комплексный подход к содержанию, объединение известных и малоизвестных приемов и способов при изготовлении изделий декоративно - прикладного искусства, повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность, формирование у учащихся специальных знаний в области вязания, необходимых для осуществления инновационных процессов в декоративно - прикладном творчестве, организацию образовательного процесса. На основе деятельностного подхода осуществляется индивидуальная проектная и творческая работа, формируются специальные компетенции учащихся в области декоративно-прикладного искусства. Особенностью программы является то, что она является комплексной, так как объединяет 3 вида декоративно - прикладного искусства: вязание на спицах, крючком и технику гобелен.
Межпредметные связи: в процессе обучения педагог опирается на знания и умения, полученные учащимися на занятиях технологии, математики, рисования, окружающего мира в общеобразовательной школе.
Программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей детей от 7 до 14 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Наполняемость учебных групп составляет: 1 год обучения - до 20 человек, 2 год обучения – до 17 человек. В учебные группы принимаются все желающие дети, младшего и среднего школьного возраста, без специального отбора, набор учащихся в группы первого года обучения свободный, допускается набор в группы последующих годов обучения детей с соответствующим уровнем подготовки. Занятия в объединении проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.
Состав групп постоянный.
Режим занятий в соответствии с СанПиН: на первый год обучения отводится 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 1 час 40 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 45 минут занятия.
На второй год обучения предусмотрено 216 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность одного занятия 2 часа 35 минут, с учётом 10 минутного перерыва после каждых 45 минут занятия.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»». Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса в объединении является учебное занятие.
Учебные занятия ведутся как на базе МУДО «ДДЮ», так и на базе общеобразовательных учреждений города Черемхово на основе договоров о сотрудничестве.
Обучение по общеразвивающей программе «Художественное вязание» ведется на русском языке.
Форма обучения – очная.
Общеразвивающая программа «Художественное вязание» разработана с учетом Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, «Конвенции о правах ребенка», типовой программы для общеобразовательных учебных учреждений «Художественное вязание» (составители: Н.Г. Коваленко, К.Н. Ахметова) и является модифицированной работой автора в направлении развития творческого потенциала детей в процессе овладения техникой художественного вязания.
Вводное занятие: Знакомство обучающихся с целями и задачами образовательной программы «Художественное вязание». Техника безопасности при выполнении ручных работ. Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации в случае возникновения пожара. Правила дорожного движения. Режим работы объединения. Правила внутреннего распорядка в объединении. Правила поведения учащимися.
Практическое занятие: выставочный просмотр декоративно-прикладных работ обучающихся, фотоальбома с изделиями, выполненными обучающимися объединения. Познавательная игра «Дорога, транспорт, пешеход».
Раздел I. Первые шаги мастерицы.
Тема 1.1. «История ниток и их использование. Материаловедение. История возникновения художественного вязания»
Основные сведения о пряже, история возникновения вязания. Ознакомление с основными правилами работы, соблюдение техники безопасности при работе с крючками, иглами, ножницами. Познавательная беседа «История возникновения вязания».
Практическое занятие: определение прочности ниток из различных материалов, подбор ниток к крючку.
Тема 2. 1. «Изучение основных техник вязания крючком» Основные техники вязания крючком. Знакомство с терминами: столбики, воздушная петля, столбик без накида, с накидом, с 2-мя, 3-мя накидами, полустолбик и их обозначениями. Знакомство с понятиями: кромка, начальный ряд, пышный столбик, вытянутая петля.
Практическое занятие: показ трудовых приемов педагогом (вязание цепочки, столбики с накидом, столбики без накидов, столбики с 2-мя, 3-мя накидами, вязание вытянутых петель - «мех»), выполнение приемов вязания детьми, запись обозначений в тетрадь, индивидуальный инструктаж, практическая работа, задание на дом: повторить выполнение петель изученных на занятиях.
Тема 3. 1. «Вязаные сувениры»
Сведения об истории сувенира и его назначении. Объяснение, показ схемы и ее разбор.
Практическое занятие: вязание различных сувениров (карандашницы, игольницы, прихватки разной формы)
Раздел II. Мастерская
Тема 2. 1. «Изготовление новогодних сувениров»
Краткие сведения о приближающемся новогоднем празднике. Основные материалы, инструменты, приспособления для изготовления и оформления новогодних украшений. Показ образцов, обсуждение, последовательное объяснение работы.
Практическое занятие: работа по этапам. Первый этап – выбор образцов изделий. Второй этап – подбор материала, необходимый для создания выбранного изделия. Третий этап – изготовление выбранной поделки (вязаные бусы, шары, снеговик, Дед мороз, снежинки).
Тема 2.2. Проект «Изготовление фоторамки «Мой город»
Этапы выполнения творческого проекта. Последовательное изготовление фоторамки. Самостоятельное оформление творческого проекта.
Практическое занятие: самостоятельное оформление творческого проекта. Выбор ниток для вязания рамки. Работа по этапам. Первый этап – выбор способа изготовления. Второй этап – подбор материала, необходимый для создания выбранного изделия. Изготовление поделки выбранным видом техники. Украшение рамки бисером, пайетками.
Тема 2.3. «Изготовление декоративных изделий»
Беседа «Уют в доме». Последовательное вязание декоративной корзинки и декоративной тапочки. Украшение готовых изделий цветами, ягодками, завитушками и т.д.
Практическое занятие: индивидуальное изготовление изделий.
Тема 2.4. «Вязаное кружево»
Ознакомление с историей возникновения салфеток.
Последовательное выполнение вязания салфеток. Условные обозначения.
Работа по схемам.
Практическое занятие: Работа по схемам. Выбор модели. Вязание салфетки. Накрахмаливание салфетки.
Тема 2.5. «Вязаные вещи»
Беседа «Роль цвета в нашей жизни». Методика расчета для вывязывания простых полотен, трикотажные швы, обработка и украшение готовых изделий.
Практическое занятие: вязание варежек, модельной шапочки, топа, повязки на голову, шали.
Раздел III. Изготовление панно из вязаных цветов.
Тема 3.1. «Вязание полотен разной формы»
Последовательное вязание круга, овала, квадрата, многоугольника, вывязывание кромки. Убавление и прибавление столбиков. Подбор нитей в соответствии толщиной крючка, чтобы изделие было ровной, не вытянутой формы.
Практическое занятие: набор воздушных петель, вязание столбиков, прибавление и убавление петель, смена нити, вязание полотен разной формы.
Тема 3. 2. «Вязание цветов. Композиция «Цветочное дерево».
Этапы выполнения творческой работы. Подбор нитей, крючка, поэтапное объяснение изготовления лепестков и листьев. Подбор уже изготовленных элементов: цветов, листьев, подбор пряжи по цвету, согласовывая сочетания цветов. Раскладка связанных элементов, составление композиции на связанных полотнах.
Практическое занятие: Вязание лепестков, листьев разными способами. Правильное прибавление и убавление петель в ряду. Последовательное соединение готовых элементов деталей, формирование веточек для дальнейшего объединения вязаных элементов в композицию. Соединение полотен, оформление. Декорирование. Последовательность выполнения работы, правильность выполнения работы во время вышивки и украшения изделия. Самостоятельная работа над композицией.
Раздел IV. «В мире прекрасного»
Тема 4.1. « Встреча с мастерицами».
Обмен профессиональными творческими секретами.
Тема 4.2. « Итоговая выставка»
Подготовка работ к выставке. Изготовление рекламы, объявлений, приглашение гостей, родителей на выставку. Обмен мнениями по поводу представленных работ. Награждение грамотами авторов лучших работ.
К концу освоения программы первого года обучения учащиеся должны приобрести результаты:
предметные:
-знать общие сведения из истории вязания;
-знать виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления;
-знать правила безопасной работы;
-иметь представление о пропорции, цветовом решении изделий;
-знать условные обозначения, используемые при вязании крючком;
-знать последовательность технологических операций при вязании изделий крючком;
- знать правила ухода за вязаными изделиями.
метапредметные:
-подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями
для вязания изделий;
-рассчитывать количество пряжи для изготовления изделия;
-вязать простые изделия крючком;
-выполнять творческие работы с использованием разных техник вязания;
-пользоваться схемами и другими описаниями для выполнения изделий;
-выполнять окончательную отделку и мелкий ремонт вязаных изделий;
-соблюдать правила безопасной работы.
Виды контроля:
-текущий контроль (оценка начального уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса по программе) - в начале учебного года с 15 по 20 сентября;
-текущий контроль (изучение динамики освоения детьми программы) - в середине учебного года с 15 по 25 декабря;
-промежуточная аттестация (проверка освоения детьми программы)- в конце учебного года с 15 по 25 мая.
Контроль проводится в следующих формах:
-собеседование;
-тестирование;
-конкурсы, выставки.
Методы контроля:
-опрос;
-наблюдение;
-практическая работа;
-творческая работа.
По итогам промежуточной аттестации педагогом составляется протокол о результатах промежуточной аттестации.
Учебный план 1 года обучения (144 часа)
№ п/п
|
Название раздела, темы |
Всего кол-во часов |
В том числе |
Формы аттестации/ текущего контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Раздел 1. Первые шаги мастерицы |
44 |
14 |
30 |
собеседование |
2 |
1.Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
2. История ниток и их использование. Материаловедение. История возникновения художественного вязания. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
3. Изучение основных техник вязания крючком. |
6 |
3 |
3 |
|
5 |
4. Вязаные сувениры. |
34 |
9 |
25 |
|
6 |
Раздел 2. Мастерская |
82 |
28 |
54 |
устный опрос |
7 |
1. Изготовление новогодних сувениров. |
16 |
5 |
11 |
|
8 |
2. Проект «Изготовление фоторамки». |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
3 Изготовление декоративных изделий. |
18 |
7 |
11 |
|
10 |
4.Вязаное кружево. |
16 |
6 |
10 |
|
11 |
5. Вязаные вещи. |
30 |
9 |
21 |
|
12 |
Раздел 3. Изготовление панно из вязаных цветов |
14 |
4 |
10 |
|
13 |
1. Вязание полотен разной формы. |
7 |
2 |
5 |
|
14 |
2. Вязание цветов. Композиция «Цветочное дерево». |
7 |
2 |
5 |
|
15 |
Раздел 4. «В мире прекрасного» |
4 |
1 |
3 |
тестирование, выставка творческих работ |
16 |
1. Встреча с мастерицами. |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.Итоговая выставка. |
2 |
- |
2 |
|
|
Итого: |
144 |
47 |
97 |
|
Календарно-учебный график
1 год обучения
Разделы программы |
месяцы |
|
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
итого |
|
Первые шаги мастерицы |
12 |
18 |
14 |
|
|
|
|
|
|
44 |
Мастерская |
|
|
2 |
18 |
14 |
14 |
16 |
18 |
|
82 |
Изготовление панно из вязаных цветов |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
14 |
«В мире прекрасного» |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестиро-вание, выставка творческих работ |
Итого: |
12 ч. |
18 ч. |
16 ч. |
18 ч. |
14 ч. |
14 ч. |
16 ч. |
18ч. |
18 ч. |
144ч |
Содержание программы 2 года обучения (216 часов)
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с целями и задачами образовательной программы. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Правила пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара). Правила дорожного движения. Режим работы объединения. Правила поведения учащимися.
Раздел I. «Декоративное вязание на спицах»
Тема 1.1. Основные приемы набора петель начального ряда. Основные виды петель. Виды вязки на основе лицевой и изнаночной петель.
Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Кромочная петля. Понятие и роль образца вязки. Изнаночная петля. Закрепление петель последнего ряда. Чулочное вязание.
Практическое занятие: виды пряжи, набор петель начального ряда, вязание образцов платочной, изнаночной гладью, прибавление и убавление петель, запись в тетрадь условных обозначений, практическая работа по схемам, вязание образцов резинки, закрепление петель.
Тема 1.2. «Стили вязаных изделий». Беседа педагога «Стили вязаных изделий».
Практическое занятие: распределить модели по стилям.
Тема 1.3. «Схемы вязания и условные обозначения»
Изучение условных обозначений, запись их в тетрадь, работа со схемами.
Практическое занятие: зарисовка схемы в тетрадь, вязание образца по схеме.
Тема 1.4. «Вывязывание орнаментов. Орнаменты Сибири»
История фольклора Сибири. Анализ образцов, разбор схем. Освоение приемов вывязывания орнамента. Подбор ниток, спиц. Цветовое решение. Зарисовка схем
Практическое занятие: самостоятельная творческая работа (выбор орнамента, узора, составление цветовой гаммы, вывязывание орнамента на спицах или крючком).
Тема 1.5. «Ажурные узоры». Понятие «накид», работа со схемами.
Практическое занятие: вывязывание образцов ажурными узорами по схемам.
Тема 1.6. «Оформление стенда образцами узоров».
Работа со схемами, подбор пряжи, составление цветовой гаммы.
Практическое занятие: вывязывание орнаментов, ажурных узоров, оформление стенда образцами.
Раздел II. Мастерская.
Тема 2.1. «Новогодние игрушки».
Последовательное объяснение вязание игрушек «Дед Мороз» и «Снегурочка».
Практическое занятие: выполнение деталей игрушек на основе изученных приемов. Соединение частей в готовое изделие и оформление игрушек.
Тема 2.2. «Изготовление рождественских сувениров».
Последовательное объяснение вязания игрушки «ангел».
Практическое занятие: выполнение деталей игрушек на основе изученных приемов. Соединение частей в готовое изделие и оформление игрушек.
Раздел III. Вяжем для себя.
Тема 3.1. «Вязание изделий небольшой сложности».
Последовательное вязание варежек, шарфа, тапочек, носков, шапочки.
Практическое занятие: выбор модели, подбор пряжи, работа со схемами, вязание изделия.
Тема 3.2. «Вязание сложных изделий»
Выбор изделия. Выбор материала. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем, практическая работа.
Практическое занятие: вяжем сумочку, ажурную кофточку, топик, грелку на чайник.
Раздел IV. Нетканый гобелен
Тема 4.1. «Изготовление нетканого гобелена «Родной край»
Рассматривание образцов. Проектирование процесса изготовления. Выбор рисунка. Цветовое решение. Основные приемы и материалы, применяемые для работы.
Практическое занятие: самостоятельная работа. Нанесение рисунка на ткань, подбор пряжи по цвету, проработка мелких деталей, изготовление гобелена специальной иглой.
Тема 4.2. «Оформление гобелена в рамку»
Последовательное объяснение вязания рамки для гобелена.
Практическое занятие: художественное оформление гобелена (бахрома, кисти, обвязка).
Раздел V. Мягкие игрушки.
Тема 5.3. «Игрушки сувениры».
Последовательное объяснение вязания игрушек (клоун, рыбка, попугай). Работа со схемами. Беседа педагога о возникновении игрушек.
Практическое занятие: вязание игрушек по схемам или описанию. Соединение отдельно связанных элементов в изделие.
Тема 5.4. «Игрушки-подушки»
Сведения об истории вязания и об истории игрушки. Последовательное объяснение вязания подушки «Черепаха». Подбор пряжи по цвету и фактуре.
Практическое занятие: вязание игрушек по схемам или описанию. Соединение отдельно связанных элементов в изделие.
Раздел VI. «В мире прекрасного»
Тема 6.1. «Встреча с мастерицами»
Посещение выставки «Создаем красоту своими руками». Встреча с мастерицами. Обмен опытом. Формирование художественного вкуса, эстетического восприятия у обучающихся в области декоративно - прикладного искусства, воспитание культуры общения.
Тема 6.3. «Итоговая выставка»
Подготовка работ к выставке. Изготовление рекламы, объявлений, приглашение гостей, родителей на выставку. Награждение грамотами авторов лучших работ.
Планируемые результаты второго года обучения
К концу освоения программы второго года обучения учащиеся должны приобрести результаты:
предметные:
-основные технологические приемы работы с нитками;
-информационную культуру (правильно читать схемы, записи узоров);
-иметь представление об основе композиции и цветоведения;
-знать правила организации рабочего места;
-знать условные обозначения, используемые при вязании спицами;
-знать последовательность технологических операций при вязании изделий спицами;
-знать последовательность изготовления гобелена в технике «ковровая вышивка»;
-знать инструкцию по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, крючком, спицами.
метапредметные:
-уметь пользоваться различными технологическими картами (схемы, орнаменты, узоры) и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- выполнять индивидуальные творческие работы;
- анализировать, контролировать, организовывать свою работу;
-бережно, аккуратно работать с материалами и инструментами;
-изготавливать изделия по своему замыслу, создавая авторские работы, начиная от эскиза до конечного результата;
-уметь изготавливать гобелен в технике «ковровая вышивка»;
-вязать простые изделия крючком;
-работать в группе и самостоятельно.
Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся проводится 3 раза в год.
Виды контроля:
-текущий контроль (оценка начального уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса по программе) - в начале учебного года с 15 по 20 сентября;
-текущий контроль (содержание изученного текущего программного материала; изучение динамики освоения детьми программы) - в середине учебного года с 15 по 25 декабря;
-промежуточная аттестация (проверка освоения детьми программы)- в конце учебного года с 15 по 25 мая.
Контроль проводится в следующих формах:
-собеседование;
-тестирование;
-конкурсы, выставки.
Методы контроля:
-опрос;
-наблюдение;
-практическая работа;
-творческая работа.
По итогам промежуточной диагностики педагогом составляется протокол о результатах промежуточной аттестации.
Учебный план 2 года обучения (216 часов)
№ п/п |
Разделы/темы
|
Общее кол-во часов |
В том числе
|
Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Раздел 1. Декоративное вязание на спицах |
63 |
24 |
39 |
собеседование |
2 |
1. Вводное занятие |
3 |
3 |
- |
|
3 |
2. Основные приемы набора петель начального ряда. Основные виды петель. Виды вязки на основе лицевой и изнаночной петель. |
12
|
4
|
8
|
|
4 |
3. Стили вязаных изделий. |
3 |
1 |
2 |
|
5 |
4. Схемы вязания и условные обозначения |
18 |
6 |
12 |
|
6 |
5.Вывязывание орнаментов. Орнаменты Сибири. |
6 |
2 |
4 |
|
7 |
6. Ажурные узоры (группа легких узоров). |
6 |
3 |
3 |
|
8 |
7. Оформление стендов образцами узоров. |
6 |
3 |
3 |
|
9 |
Раздел 2. Мастерская |
15 |
5 |
10 |
|
10 |
1. Изготовление новогодних игрушек. |
9 |
3 |
6 |
|
11 |
2. Рождественские сувениры. |
6 |
2 |
4 |
|
12 |
Раздел 3. Вяжем для себя |
72 |
23 |
49 |
устный опрос |
13 |
1. Вязание изделий небольшой сложности (тапочки, носки, шапочки, варежки, шарфик). |
33 |
11 |
22 |
|
14 |
2. Вязание сложных изделий (сумочки, кофты, топы, сумочки, грелки на чайник). |
60 |
22 |
38 |
|
15 |
Раздел 4. Нетканый гобелен |
27 |
9 |
18 |
|
16 |
1. Изготовление гобелена разной формы. |
18 |
6 |
12 |
|
17 |
2. Оформление гобелена в рамку. |
6 |
2 |
4 |
|
18 |
Раздел 5. Мягкие игрушки |
33 |
11 |
22 |
|
19 |
1.Игрушки-сувениры. |
12 |
4 |
8 |
|
20 |
2.Игрушки-подушки. |
9 |
3 |
6 |
|
21 |
Раздел 6. «В мире прекрасного» |
6 |
1 |
5 |
тестирование, выставка творческих работ |
22 |
1. Встреча с мастерицами. |
3 |
1 |
2 |
|
23 |
2. Итоговая выставка. |
3 |
- |
3 |
|
|
Итого: |
216 |
73 |
143 |
|
Календарно-учебный график
2 год обучения
Разделы программы |
месяцы |
|
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
итого |
|
Декоративное вязание на спицах |
18 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
54 |
Мастерская |
|
|
15 |
9 |
|
|
|
|
|
24 |
Вяжем для себя |
|
|
|
21 |
18 |
21
|
12 |
|
|
72 |
Нетканый гобелен |
|
|
|
|
|
|
15 |
12 |
|
27 |
Мягкие игрушки |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
18 |
33 |
«В мире прекрасного» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
промежуточнаяаттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование, выставка творческих работ |
Итого: |
18 ч. |
27 ч. |
24 ч. |
30 ч. |
18 ч. |
21 ч. |
27 ч. |
27 ч. |
24 ч. |
216 ч. |
«Художественное вязание»
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля образовательной деятельности учащихся и установления уровня освоения общеразвивающей программы «Художественное вязание» по итогам промежуточной аттестации.
Оценка результатов текущего контроля образовательной деятельности учащихся проводится дважды в год (в сентябре и декабре) в форме тестирования или собеседования.
Установление уровня освоения общеразвивающей программы проводится в мае каждого учебного года и является промежуточной аттестацией учащихся. Проводится в форме тестирования и выставки творческих работ.
Текущий контроль и промежуточная аттестация позволяет отслеживать результаты усвоения учащимися программного материала, выявлять проблемы и корректировать содержание программы.
Усвоения учебной программы оценивается по следующей системе:
9 баллов (высокий уровень) ставится при правильном выполнении 80-100%
100% ребенок верно формирует ответы на вопросы, владеет понятийным аппаратом, понимает практическую задачу, четко выполняет ее, при выполнении работы руководствуется собственной фантазией, а не по образцу.
90% ребенок владеет понятийным аппаратом, понимает суть вопросов, четко формулирует ответ, понимает практическую задачу, точно выполняет ее, применяя собственное видение работы лишь в мелких деталях.
80% ребенок владеет необходимым понятием, но не может точно сформулировать ответ, понимает практическую задачу, технологично выполняет ее.
6 баллов (средний уровень) ставится при правильном выполнении на 50-70 %
70% ребенок может дать ответы на большинство из предложенных вопросов, но не четко их формулирует, выполняет практические задания без излишней аккуратности.
60% - ребенок дает односложные, не сформулированные ответы на 2-3 предложенных вопросов, выполняет все практические задания, но работа выполнена не аккуратно.
50% - ребенок дает верные ответы на половину предложенных вопросов, выполняет все практические задания не аккуратно.
3 балла (ниже среднего уровня) ставится при правильном выполнении на 40 - 30 %
40% ребенок отвечает на половину предложенных вопросов, но дает односложные, не ясные формулировки, выполняет большинство практических заданий, но не аккуратно.
30% ребенок отвечает меньше, чем на половину предложенных вопросов, дает односложные, не ясные формулировки, выполняет большинство практических заданий, но не аккуратно.
1 балл (не освоение программы) ставится при выполнении на 20-10% заданий-
20% - ребенок дает верный односложный ответ на 2-3 вопроса, выполняет практическое задание неаккуратно.
10% - ребенок верно отвечает лишь на 1 вопрос, с трудом выполняет 1-2 практических задания.
«Стоимость» каждого правильного ответа на вопрос - 10 %.
Вопросы
для текущего контроля образовательного уровня обучающихся
первого года обучения
сентябрь
1. Назовите инструменты и материалы, используемые при вязании?
2. Какие виды пряжи и ниток, вы знаете?
3. С чего начинается вязание любого изделия?
4. Назовите виды женского рукоделия?
5. На какие три главных элемента «опирается» вся техника вязания крючком?
6. Зарисуйте основные условные обозначения, используемые при вязании крючком?
7. Опишите строение крючка.
8. Как правильно подобрать крючок для вязания?
9. Как вы думаете, для чего нужны условные обозначения?
10. Какой крючок вы выберите для вязания ажурной салфетки, а какой - для вязания теплого шарфа?
Ответы на вопросы:
1. Спицы, крючок, пряжа.
2. Натуральные и искусственные.
3. С набора петель.
4. Вязание, вышивка, макраме, шитье.
5. Воздушная петля, столбик, накид.
6. +,- .
7. Ручка, головка крючка.
8. Крючок должен соответствовать толщине нити.
9. Условные обозначения нужны для чтения схем.
10. Тонкий, толстый.
Вопросы
для текущего контроля образовательного уровня обучающихся
первого года обучения
декабрь
1. С чего начинается любое вязание?
2. Назовите три главных приема при вязании крючком.
3. Для чего нужна петля поворота или подъема?
4. Во сколько раз крючок должен быть толще пряжи?
5. Как производят убавление столбиков?
6. Как можно осуществить прибавление столбиков в ряду?
7. Что вызывает волнистость края круга?
8. Какая ошибка при вязании круга вызывает объемную форму в виде шляпки гриба?
9. Как называются части петли основания?
10. Зарисуйте основные условные обозначения, используемые при вязании крючком?
Ответы на вопросы:
1. С набора петель.
2. Воздушная петля, столбик, накид.
3. Для того, чтобы края изделия были ровными.
4. В 2 раза.
5. Убавление столбиков происходит за счет пропуска одной петли.
6. Для того, чтобы прибавить столбики, нужно из одной петли провязать два столбика.
7. Волнистость края круга вызывает частое прибавление столбиков.
8. Недостаточное прибавление столбиков при вязании круга вызывает объемную форму в виде шляпки гриба.
9. Передняя и задняя стенка петли.
10. +,- .
Тест «Вязание крючком»
с выбором одного правильного ответа
и с требуемым текстовым заполнением
для промежуточной аттестации
образовательного уровня обучающихся
первого года обучения
май
1. С чего начинается любое вязание? Напишите.
______________________________________
2. Чему должен соответствовать крючок?
а) толщине пряжи;
б) длине нити;
в) качеству пряжи;
г) цвету пряжи.
3. Крючок должен быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза;
г) в 0,5 раза.
4. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли;
в) те, которые образуют последний ряд;
г) те, которые убавляют или прибавляют в процессе работы.
5. Если вязать изделие из толстой пряжи или тонким крючком, то изделие получится:
а) жестким;
б) мягким;
в) неэластичным;
г) рыхлым.
6. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют –
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными;
г) комбинированными.
7. Когда зародилось вязание?
а) в 20 веке;
б) в 18 веке;
в) в 16 веке;
г) задолго до нашей эры.
8. Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка называют:
а) пропорцией;
б) раппортом;
в) схемой;
г) приемом.
9. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера;
г) Сирена.
10. Напишите наиболее распространенный вид пряжи:
_________________________________________________
11. Каких видов ниток не существует?
а) растительного происхождения;
б) животного происхождения;
в) полученных химическим путем;
г) металлических.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) шитые иглой;
в) плетенные челноком;
г) вязаные крючком.
13. Условные обозначения петель – это
а) рисунок;
б) схема;
в) описание;
г) образец.
14. Напишите, что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия:
____________________________________________________
15. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля;
г) пышный столбик.
Ответы на вопросы теста с требуемым заполнением:
1. С набора петель.
10. Шерсть.
14. Петля.
Ключ к тесту:
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
13 |
15 |
а |
а |
б |
а |
в |
г |
б |
а |
г |
г |
б |
в |
Вопросы
для текущего контроля образовательного уровня обучающихся
второго года обучения
сентябрь
1.Когда человек научился вязать?
2. На какие три главных элемента «опирается» вся техника вязания крючком и спицами?
3. Как правильно подобрать спицы для вязания?
4. Как можно прибавить петли при вязании спицами?
5. Как можно убавить петли при вязании спицами?
6. С помощью чего можно связать ажурные узоры?
7. Какие петли называют кромочными?
8. Что такое раппорт узора?
9. Какие виды петель, вы знаете?
10. Какие виды пряжи и ниток, вы знаете?
Ответы на вопросы:
1. Задолго до нашей эры.
2. Воздушная петля, столбик, накид.
Лицевая петля, изнаночная петля, накид.
3. По толщине нити.
4. Из одной петли вывязать две петли.
5. Провязать две петли вместе.
6. Ажурные узоры вяжутся с помощь накидов.
7. Кромочные петли – это крайние петли изделия.
8. В схемах некоторое количество петель постоянно повторяется. Таким повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется раппортом узора.
9. Лицевая, изнаночная, воздушная.
10. Натуральные и искусственные.
Вопросы
для текущего контроля образовательного уровня обучающихся
второго года обучения
декабрь
1. С чего начинается любое вязание?
2. Назовите три главных элемента при вязании спицами? Крючком?
3. Чему должны соответствовать спицы?
4. Назовите виды пряжи, ниток
5. Как называют повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка?
6. Назовите стили вязаных изделий.
7. Какие инструменты нужны для изготовления нетканого гобелена?
8. Что делают с первой петлей при вязании спицами?
9. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
10. Для чего нужны условные обозначения?
Ответы на вопросы:
1. С набора петель.
2. Лицевая петля, изнаночная петля, накид.
Воздушная петля, столбик, накид.
3. Спицы должны соответствовать толщине нити.
4. Натуральные и искусственные.
5. Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка называют раппортом.
6. Романтический, спортивный, молодежный, фольклорный.
7. Специальная игла, проволока для вдевания нитки в иглу, подрамник.
8. При вязании спицами первую петлю снимают не провязанной.
9. Для вязания носков, варежек нужно 5 спиц.
10. Условные обозначения нужны для чтения схемы.
Тест «Приемы вязания спицами»
с выбором одного правильного ответа
и с требуемым текстовым заполнением
для промежуточной аттестации
образовательного уровня обучающихся
второго года обучения
май
1. С чего начинается любое вязание? Напишите.
_______________________________________________________
2. Чему должны соответствовать спицы?
а) толщине пряжи;
б) длине нити;
в) качеству пряжи;
г) цвету пряжи.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза;
г) в 0,5 раза.
4. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли;
в) те, которые образуют последний ряд;
г) те, которые убавляют или прибавляют в процессе работы.
5. Если вязать изделие из толстой пряжи тонкими спицами или тонким крючком, то изделие получится:
а) жестким;
б) мягким;
в) неэластичным;
г) рыхлым.
6. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают так же, как и остальные петли;
б) снимают не провязанными;
в) провязывают изнаночными петлями;
г) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
7. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей;
г) вяжут лицевой скрещенной.
8. Провязывание накидов в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) чулочное вязание;
г) платочное вязание.
9. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) платочной вязкой;
б) резинкой;
в) чулочной вязкой;
г) ажурной вязкой.
10. Вязание по схеме всегда начинают:
а) с левого нижнего угла;
б) с правого нижнего угла;
в) с середины ряда
г) сверху вниз.
11. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
г) чередованием изнаночных петель и накидов.
12. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами? Напишите.
_______________________________________________________
13. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют –
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными;
г) комбинированными.
14. Когда зародилось вязание?
а) в 20 веке;
б) в 18 веке;
в) в 16 веке;
г) задолго до нашей эры.
15. Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка называют:
а) пропорцией;
б) раппортом;
в) схемой;
г) приемом.
16. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера;
г) Сирена.
17. Назовите и напишите наиболее распространенный вид пряжи:
_________________________________________________
18. Каких видов ниток не существует?
а) растительного происхождения;
б) животного происхождения;
в) полученных химическим путем;
г) металлических.
19. Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком? Напишите.
__________________________________________________
20. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) шитые иглой;
в) плетенные челноком;
г) вязаные крючком.
21. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3
б) 5
в) 2
г) 6
22. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы;
г) французы.
23. Условные обозначения петель – это
а) рисунок;
б) схема;
в) описание;
г) образец
24. Напишите, что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия:
_____________________________________________________
25. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля;
г) пышный столбик.
Ответы на вопросы теста с требуемым заполнением:
1. С набора петель.
12. Крючком.
17. Шерсть.
19. Помпоны, кисти, шнуры.
24. Петля.
Ключ к тесту:
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
21 |
22 |
23 |
25 |
а |
а |
б |
а |
г |
б |
б |
б |
б |
а |
в |
г |
б |
б |
г |
г |
б |
б |
б |
в |
По итогам промежуточной аттестации на каждую группу оформляются оценочные листы и протоколы по форме:
Оценочный лист
для анализа творческих работ учащихся
детского объединения «Волшебный клубок»
в рамках промежуточной аттестации
1-го года и 2-го года обучения
Творческие работы учащихся оцениваются по 9-балльной системе.
9 баллов – ребенок владеет умениями и навыками по вязанию в полной мере - высокий уровень
6 баллов ребенок владеет умениями и навыками по вязанию достаточно, но допускает ошибки - средний уровень
3 балла ребенок владеет умениями и навыками по вязанию на минимально допустимом уровне - ниже среднего уровня
0 баллов - ребенок не владеет умениями и навыками по вязанию - не освоение программы
учебная группа № (…) школа №(…), (…) год обучения
п/п |
Ф.И. обучающегося |
качество изделия (аккуратность, ровность вязания) |
умение изготавливать гобелен |
цветовое решение и соблюдение пропорций |
умения использовать приемы по вязанию |
умение составлять композицию |
оригинальность исполнения идеи |
общее кол-во баллов |
% |
итоговая оценка |
|
владеет умениями и навыками в полной мере – 9 б владеет достаточно, допускает ошибки – 6 б владеет на минимально допустимом уровне – 3 б не владеет умениями и навыками согласно стандартным требованиям – 0 б
|
|||||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочный лист
для анализа собеседования, устного опроса и тестирования учащихся
детского объединения «Волшебный клубок»
в рамка текущего контроля и промежуточной аттестации
учебная группа № (…) школа №(…), (…) год обучения
№ п/п |
Ф.И.О. |
Вопросы |
Общее количество баллов |
Уровень |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|
|||||||||
|
|
% выполненных заданий |
|
|
Протокол результатов
20____/20_____учебный год
промежуточной аттестации обучающихся
Название объединения______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога____________________________________________
Дата проведения___________________________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результаты промежуточной аттестации
учебная группа № (…) школа №(…), (…) год обучения
п/п |
фамилия и имя ребенка |
итоговый балл/уровень |
динамика достижения планируемых результатов |
|
тестирование |
выставка творческих работ |
|||
1. |
|
|
|
+ |
2. |
|
|
|
- |
--- |
|
|
|
0 |
Всего аттестовано обучающихся. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень __________ чел.
средний уровень __________ чел.
низкий уровень ___________ чел.
+ - повышение уровня достижения планируемых результатов;
- - понижение уровня достижения планируемых результатов;
0 – уровень достижения планируемых результатов не изменился.
Подпись педагога ___________
Количество баллов, набранных учащимися и уровень усвоения программного материала фиксируются в соответствующей графе журнала учета рабочего времени педагога дополнительного образования.
Методические материалы
Методическое обеспечение:
- оценочные материалы образовательной деятельности;
- перечень используемых мультимедийных презентаций для реализации программы.
Дидактическое обеспечение:
- образцы вязаных изделий;
- раздаточный материал;
- инструкционные карты;
- таблица условных знаков при вязании крючком;
- технологические карты.
Условия реализации программы
Для успешного освоения программы необходимы следующие условия:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил. Помещение для занятий не требует специального оборудования. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса обучающихся. В кабинете 15 посадочных мест.
Материально - технические:
- наличие инструментов и приспособлений для выполнения изделий (крючки, ножницы, спицы, пяльцы, рамы, иглы для сшивания изделий, иглы для ковровой техники);
- ноутбук.
Информационные ресурсы:
- электронный каталог выставочных работ, выполненных обучающимися в технике вязания и гобелена.
- дидактический интернет-сайт: stranamasterov.ru
- международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» http://ped-kopilka.ru
- сетевое издание для воспитателей и учителей Pedrazvitie.ru http://pedrazvitie.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie_new?str=7
- фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/outdoors
Список литературы для педагога
Булгар Е. Азбука вязания.- Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2006.
Гурбина Е.А. Поурочные планы по разделу «Вязание».- Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.
Жадаева А.В., Пяткова А.В. Творческие проекты. -Изд-во Учитель, 2011.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность.- М.: Изд-во Третий Рим, 2009.
Сынкова К.В. Шарфы, шапки, шали.- М.:Изд-во Сталкер, 2007.
Капранова Е.Г. Вязание крючком.- М.: Изд-во Астрель, 2009.
Максимова М. В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. – М.:Изд-во Эксмо, 2003.
Рааб С. Мягкие игрушки – М.:Изд-во Академия развития, 2007.
Свеженцева Н. Вязание. Модели на все времена года.- М.: Изд-во Феникс, 2006.
Стародуб К., Ткаченко Т. Мягкая игрушка. -Изд-во Рипол Классик, 2004.
Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005
Францороли И.В. Вяжем цветы крючком.- М.: Изд-во Контэкт, 2009.
Список литературы для обучающихся
Галанова Т. Игрушки из помпонов. – М.: Изд-во АСТ-ПРЕСС,2010.
Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra
Максимова М. В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. – М.:Изд-во Эксмо, 2003.
Рааб С. Мягкие игрушки – М.:Изд-во Академия развития, 2007.
Столярова А.М. Вязаные игрушки.- М.: Изд-во Культура и традиции, 2004
Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Изд-во Мой мир, 2005.
Перечень используемых мультимедийных презентаций
для реализации программы
1 год обучения
Раздел 1 «Первые шаги мастерицы»
Презентация «Азы вязания крючком»
Презентация «Азы вязания спицами»
Презентация «История возникновения вязания»
Презентация «Вязание - волшебное искусство»
Раздел 2 « Мастерская»
Презентация «Конкурсная программа «Золотой крючок»
Мастер-класс «Вязание розы»
Мастер-класс «Изготовление фоторамки»
Мастер-класс «Изготовление настенного панно»
Мастер-класс «Топиарий из вязаных цветов»
Раздел 3 «Изготовление панно»
Мастер-класс «Топиарий из вязаных цветов»
Мастер-класс «Изготовление розочки в технике «вязание крючком»
Мастер-класс «Вязание фиалки крючком»
2 год обучения
Раздел 1 «Декоративное вязание на спицах»
Презентация «Азы вязания спицами»
Презентация «История возникновения вязания»
Презентация «Вязание - волшебное искусство»
Раздел 2 «Мастерская»
Вязаная декоративная корзинка. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Раздел 3 «Вяжем для себя»
Презентация «Вязание варежки»
Мастер-класс «Вязания ажурного шарфа»
Мастер-класс «Вязание ажурной шапочки»
Раздел 4 «Нетканый гобелен»
1. Презентация «Картины в технике «ковровая вышивка»
2. Мастер-класс с пошаговыми фото. Гобелен «Родные просторы» в технике «ковровая вышивка».
Раздел 5 «Мягкие игрушки»
Презентация «Игрушки - сувениры»
Презентация «Вязаные новогодние игрушки»