Доклад на тему: «Обучение традиционной художественной росписи»
Название росписи |
Городецкая |
Полхов-Майданская |
Пермогорская |
Мезенская |
Хохломская |
Возникла |
Берег реки Узола близ Городца. |
Нижегородская область село Полхов Майдан. |
Архангельская губерния. |
Село Палащелье Мезенского района Архангельской области. |
Лесное заволжье. |
Вторая пол. 19 века. |
Пер. четверть 20 века. |
С 18 века. |
В 60-х годах 20 века. |
Вторая пол. 17 начало 18 века. |
|
Мастера |
Л.Мельников, Г.Л.Поляков, Краснояров, И.К.Лебедев,И.А.Мазин. |
П.Полин |
И.Билибин, Е.М.Ярыгин, братья Мишарины, братья Хрипуновы. |
Новиковы, Аксеновы, Федотовы, Кузьмины и Шишовы. |
С.П.Веселов, С.С.Юзиков -учитель Веселого, О.П.Лушина |
Основные цвета |
Красный, зеленый, голубой, синий, белый, черный. |
Желтый, зеленый, красный, черный. |
Красный, зеленый, желтый. |
Красно-коричневый, красный, черный. |
Черный, желтый, золотой, красный, зеленый. |
Основные элементы |
Листья, розан, ромашка, купавка, бутон, городецкая роза, птицы, лошадка, фигуры людей. |
Листья, веточки, ягоды, бутоны, цветы, майданская роза, птички, храмы, мельницы, дома. |
Бордюры, углы, приписки, цветы, трилистник, древо, птицы, птица Сирин. |
Спирали, волны, ромбики, птицы, лошадки, олени, лоси. |
Цветы, плоды, листья, кустики. |
Композиция |
Букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, сюжетная, венок. |
Цветочная, нейзажная. |
Фризовая, в круге, сюжетная. |
В квадрате, полосе, круге. |
В круге, квадрате, «древо», по схеме: «ветвь», «спираль», «венок». |
Изделия |
Сундучки, шкатулки, панно, прялки. |
Миски, плошки, поставцы, матрешки, |
Ковши, чаши, блюда, люльки, санки, хлебницы. |
Лукошки, шкатулки, панно. |
Ложки, миски, чашки, мебель. |
Занятия по изучение художественной росписи ориентированы на работу с обучающимися разного школьного возраста. Начинать занятия можно уже с 7 лет. В среднем продолжительность занятия может быть около 2-3 часов. Более длительные могут привести к утомлению и снижению темпа работы, нарушению координации движений. Перерывы в работе лучше делать скользящие, т. е. для каждого ученика свой перерыв. Поскольку работа, как правило, идет увлеченно, индивидуальные перерывы не отвлекают остальных от дела. Вопросам охраны и гигиены труда, правилам техники безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять особое внимание. Преподаватель обязан ознакомить обучающихся с правилами техники безопасности. Изучение работы других преподавателей и личный опыт показывают, что наиболее успешно идут занятия с детьми в составе 8-10 человек. Если желающих больше, лучше организовать другие группы. Работа на занятиях должна носить больше практический характер. На теорию рекомендуется отводить не более 25% времени. Теоретические знания должны незаметно входить в процесс работы. Исторические факты, различного рода технологические правила, приемы и режимы работы лучше сообщать по ходу занятия, а не в качестве лекций. Даже вводные занятия нужно планировать так, чтобы они содержали практическую работу - мастер-класс. Обучающиеся идут на занятия с настроением поработать, сразу начать делать что-то интересное, красивое, хотя и не имеют достаточных навыков. Перед преподавателем стоит сложная задача,- не загасив естественного порыва учеников, постепенно прививать им навыки выполнения росписи. Обучение должно идти в процессе творчества. Некоторые обучающиеся сначала делают работы, как правило, не характерные для традиционной художественной росписи. Однако в них будет ощущаться живая заинтересованность и эмоциональность восприятия окружающего мира. В этом их основная ценность. Знания и навыки придут с опытом, но непосредственность, индивидуальность произведений будут сохраняться. Сохранение этих качеств - главная методическая задача работы преподавателя. Преподаватель должен определить - с чего начать занятия, какие упражнения дать на первых занятиях, как наращивать сложность заданий. От этого решения будет зависеть успех на занятиях. Чаще всего дети хотят побыстрее начать работу в материале. Поэтому их то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести. Преподаватель должен направлять процесс отбора возможных композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. Вместе с профессиональными навыками они будут приобретать художественный вкус. В работе по художественной росписи большое значение имеет организация рабочего места. Правильная организация рабочего места и наличие всех необходимых инструментов - залог успеха работы над художественной росписью. В идеале лучшим местом для работы является обыкновенный стол. Наличие личного ящика для материалов и инструментов позволяет содержать рабочее место и окружающее пространство в порядке, а также гарантирует, что все необходимое в процессе работы будет под рукой. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Стол необходимо поставить таким образом, чтобы в дневное время на него с левой стороны падал рассеянный свет. Для работы в темное время суток потребуется дополнительное освещение. Кроме того, если не позаботиться о выработке привычки класть инструменты на одно и то же место, на рабочем месте воцарится хаос, что, естественно, скажется на качестве работы, потому что возрастет количество погрешностей, а сама работа будет выполнена небрежно. Детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, обучающиеся с увлечением включаются в роспись изделий. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду. Для плодотворной организации занятий надо знать инструменты и материалы. Кисть - важнейший рабочий инструмент, от которого во многом зависит качество, свойство и результат конечной работы. Следовательно, на кистях не стоит экономить. Использование дешевой кисти не принесет желаемого результата, плохо держит краску и быстро лохматится. Но не каждая, даже дорогостоящая, кисть годится для кистевой росписи. Для кисти очень важна форма. Круглая кисть, смоченная в воде, должна формировать острый кончик. Для росписи желательно иметь кисти: белка №1, №3, №5; колонок №1, №3. Чтобы кисти долго служили, нужно за ними правильно ухаживать: не оставляйте кисть в воде ворсом вниз; не ставьте сушить мокрую кисть ворсом вверх, дайте время, чтобы кисть высохла в горизонтальном положении; мыть кисти надо сразу после завершения работы. Грамотное обращение надолго продлит время службы кистей. Для выполнения основных элементов и росписи изделий лучше использовать гуашь, так как кистевая роспись многослойная, а гуашь быстро сохнет, можно накладывать один слой краски на другой. Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов. Чтобы получить цветовую гамму, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить новые цвета: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую. В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на мизинец, слегка касаясь им изделия. Работая над эскизом композиции будущего изделия, надо помнить о том, что главное - это стилевое единство орнамента и изделия. Орнамент - это украшение, узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначается для украшения различных предметов. Состоит из сочетания геометрических, растительных или зооморфных элементов. Основные элементы художественной росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Важно понять разницу между понятиями «узор» и «орнамент». Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину. Необходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов. Преподаватель вместе с детьми составляет композицию, подсказывая им, какого размера необходимо выполнять элементы, чтобы выдержать пропорции. Необходимо предостеречь обучающихся от выполнения композиции по частям. Иногда пытаются прорисовывать отдельные элементы орнамента и только потом пристроить их друг к другу, как бы заполняя пустые места. Сосредоточиваясь на деталях, обучающиеся не видят, как орнамент соотносится с другими элементами композиции. Ученикам можно предложить сделать несколько вариантов композиционного построения на одном и том же изделии. Это поможет им выбрать лучший из них. После того, как найдено место расположения орнамента, выделяем композиционный центр, находим цветовое решение композиции. Часто дети, увидев многокрасочность росписи, думают, что могут использовать весь набор красок. Но, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветоведения, они приходят к выводу, что раскладка локальных цветовых пятен подчиняется только одному - общей гамме. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением. Мастера уделяют этому большое внимание, так как рамка украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом (чаще алым), так и несколькими. При выполнении эскиза в натуральную величину, перед обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить обучающихся с ее основными свойствами, которые следует учитывать при росписи. Перед росписью выбранную заготовку следует обработать. Ее шлифуют шлифовальной шкуркой (по длине волокна), а затем покрывают клеем ПВА, разведенным водой. Грунтовать клеем ПВА нужно обязательно и обратную сторону заготовки, иначе ее поведет после высыхания. После того, как поверхность высохнет, заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой. Если эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность изделия нужно затонировать необходимым цветом. Чаще всего для фона используют светлую охру. Для выполнения фона лучше всего использовать плоские кисти №5 или №8, чтобы краска легла более ровным слоем. После того как роспись изделия закончена, ее покрывают лаком. Лак необходимо разводить растворителем (1:1). Наносить каждый следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего. Чем больше слоев лака, тем больше времени требуется для просушки между каждым покрытием. После каждого покрытия поверхность изделия обрабатывается мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей преподавателя является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Развитие самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются на занятиях по художественной росписи. Художественно-творческая деятельность организуется так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Задания по художественной росписи должны требовать от обучающихся не любых, а совершенно определенных действий, направленных на реализацию конкретных задач. Это могут быть задания, связанные с усовершенствованием функциональной роли изделия в целом или отдельных его деталей. Направленные на усиление внешней выразительности изделия, а также задачи, требующие поиска более рационального приема работы, экономии времени, материалов. Они должны быть конкретны и целенаправленны, не требовать от детей пустого и беспредметного «фантазирования». Важное место в структуре учебной деятельности занимают действия контроля и оценки, которые позволяют обучающимся тщательно прослеживать выполнения указанных учебных действий, а затем выявить и оценить успешность решения поставленной задачи. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы обучающихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которая поможет учитывать особенности характера при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности обучающихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению материала. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход в обучении художественной росписи. Применяются основные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично - поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения. Объяснительно - иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель всеми возможными средствами организует осознанное восприятие обучающимися учебного материала через рассказ, наглядность, включая демонстрацию учебных плакатов или таблиц. Репродуктивный метод. Он обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки. На занятиях по художественной росписи этот метод наиболее эффективен для овладения элементами росписи, изучения технологических приемов. При частично - поисковом (эвристическом) методе преподаватель ставит проблему, создает проблемную ситуацию, а ученики решают ее самостоятельно или с помощью преподавателя. При исследовательском методе преподаватель дает творческое задание, а ученик самостоятельно его выполняет, вычленяя проблему, формирует задачу и ища пути ее реализации. Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности. Универсальные учебные действия направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов: 1.Предметные универсальные учебные действия лежат в основе изучения самого предмета: опыт получения, преобразования и применения предметных знаний, которые формируются при выполнении заданий на закрепление изученного материала, является основополагающим. 2.Метапредметные универсальные действия. Центральной составляющей является формирование умения у обучающихся работать с информацией: извлекать её, анализировать, воспринимать. Эти действия формируются при самостоятельной работе. 3.Личностные универсальные учебные действия. Эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности. Данные качества оптимально формируются при ознакомлении обучающихся с различными видами художественной росписи. Формирование универсальных учебных действий во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия преподавателя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. В процессе занятий по художественной росписи на основе разработки системы заданий, использование разновидных форм, методов и приемов. При обучении будут формироваться личностные, регулятивные, научные и коммуникативные универсальные учебные действия - как основа умения учиться. Художественная роспись развивает в детях смелую, свободную манеру работы, раскрывает красоту и обаяние, учит видеть мир разнообразным и объединяет прошлое и настоящее. Дети любуются звонкими сочетаниями красок, забавными сюжетами сцен из жизни. Изящные кони, сказочные птицы вызывают у них восхищение, будят воображение, учат видеть необычное в окружающем мире, дорожить традициями своей семьи, школы, своего народа, а также творить красоту своими руками. Занятия по художественной росписи способствуют обогащению познавательных интересов, формируют художественно-эстетическую культуру, выступают фактором развития мировоззрения обучающихся. Обучение художественной росписи в условиях дополнительного образования очень важно. Для успешной организации занятий необходимо научно-методическое обеспечение учебного процесса.
Традиционные художественные росписи - богатая кладовая нашего народа, нашей истории, наших традиций. Изучая изделия русской промысловой старины, можно прочитать летопись нашей страны, многое узнать о духе мастера. Орнамент и рисунки оставшихся предметов способны рассказать больше, чем печатные книги и устные предания. Вот почему так нужно и важно поддерживать и развивать наши промыслы, беречь их секреты, передавать из поколения в поколение тайны ремесел.