Занятие по теме «Наша родина - Россия»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Наша родина - Россия.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: познакомить с процессом формирования древнерусской государственности, приобщение к мировому художественному наследию.
Задачи урока:
Обучить основам работы с иллюстративным материалом как историческим источником.
Определить степень первичных знаний класса по Отечественной истории, провести диагностику.
Определить опыт использования иллюстративного материала как источника знаний.
Выявить основные вехи истории Древней Руси и истории России, в сравнительном обобщении со Всеобщей историей.
Сформировать навыки умений делать выводы, обобщать полученные знания.
Результаты обучения:
Личностные:
Формирование гражданской идентичности, гуманного отношения к людям, бережного отношения к историческому наследию, в том числе в виде объектов искусства.
Формирование понимания ценности государства как результата социогенеза.
Предметные:
Проанализировать географические и климатические условия на территории современной России.
На примере иллюстраций выделить основные исторические периоды развития Древнерусского государства и истории России.
Формировать умения применять полученные знания для обобщения и формулирования выводов по предложенной теме.
Межпредметные:
Познавательные
Формирование умений по поиску информации в иллюстративном, образно-наглядном материале.
Формирование умений обобщать и выделять основное, строить выводы, приводить доказательства.
Регулятивные
Умение определять цель поисковой деятельности на уроке, определять первостепенные и второстепенные задачи.
Формирование умения разбивать достижения поставленной цели на учебные этапы, сравнивать полученное знание с целью и осуществлять самоконтроль своей учебной деятельности.
Формирование умения оценивать уже имеющийся уровень собственных знаний и понимание объема необходимой информации для достижения поставленной задачи.
Коммуникативные
Умение выдвигать гипотезу, предлагать и формулировать аргументы, подтверждающие собственную гипотезу и выстраивать дискуссию.
Формирование умения групповой работы над общими задачами.
Формирование умения строить и задавать существенные вопросы.
Формирование умения слушать одноклассников и учителя.
Основные понятия: страна, государство, народ, исторический источник, равнина, Восточная Европа.
Оборудование: Карта мира в начале нашей эры, учебник «История России», ч. I, авторы ОН.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С, Стефанович, А.Я. Токарева М., «Просвещение», 2019.
Технологическая карта урока.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационно-целевой | «Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией» Жозе Мануэл Баррозу Председатель Еврокомиссии - Давайте обсудим эту цитату и выясним чем и как будем сегодня заниматься на уроке, с учетом нашей сегодняшней темы урока. | Коллективное обсуждение по форме: Россия – это … История Россия это Россия принесла миру…. Наша природа отличается … Наша территория расположена …. | Личностные (определение отношения к самой сути государственности и Российскому цивилизационному наследию), Познавательные (определить имеющийся уровень знаний), Регулятивные (определить цель и задачи урока, с помощью учителя), Коммуникативные (построить пути решения поставленных задач) |
2.Поисково-исследовательский | Учитель демонстрирует иллюстративный материал на презентации. На электронном экране карта. Ребята ваша учебная задача, используя эту информацию и ваши знания, поставить существенные вопросы, отражающие задание к иллюстрациям. Работа проходит в парах. Класс делится на 3 команды. | Работают в парах, анализируют иллюстративный материал, создают вопросы к каждому этапу. | Коммуникативные (выстраивается тактика работы между двумя участниками в паре, затем в команде, группе, умение взаимодействовать ради общего результата). Регулятивные (анализ ответов других команд на, умение выделить не достающую информацию). Познавательные (выписать в тетрадь опорную информацию урока по задачам урока и сформулировать проект ответа на цель урока) Личностные (определить отношение к возможности образования государственности и определить позицию в отношении своевременности появления государственности в Восточной Европы) Предметные (сущность влияния географических факторов на образование государственности и расселения человека на территории России, этапах истории России) |
3.Практико-ориентированный | Обсуждение задач урока и их понимание учениками, с элементами игры «Что? Где? Когда?» по каждому этапу урока | Ученики отвечают тезисно на вопросы по командам, команда давшая наиболее краткие и полные ответы получает большее количество очков. Ответы тезисно записываются в тетрадь как классная работа. | Коммуникативные (Умение слушать оппонентов, формулировать ответ) Регулятивные (Понимать степень правильности ответа своего и других учеников, оценивать степень личного участия). Познавательные (вести свои записи в классной работе, составить проект ответа на главный вопрос урока). Личностные (Понимание причин осложнявших расселение человека и зарождение государственности). Предметные (закрепление полученных знанию по трем задачам урока) |
4. Контрольно-оценочный | Ребята, какой вывод мы можем сделать на основе пройденного и изученного урока? (дискуссия) Давайте теперь обратимся к цели нашего урока и попробуем оценить степень полноты нашего ответа. На сколько полно мы ответили? Что еще стоить изучить что бы ответить полнее и лучше понять эту тему? (мозговой штурм) | Учащиеся формулируют вывод по рядам, от каждой команды, частично повторяя предыдущий ответ. Учащиеся определяют на сколько полно ответили по алгоритму: Мы узнали …. Мы поняли …. Основные этапы истории России … Основные этапы истории Древней Руси… | Коммуникативные (Умение взаимодействия с одноклассниками при дискуссии, строить продуктивное вербальное общение внутри группы) Регулятивные (Организация самоконтроля полученного знания). Познавательные (Продолжить формирование умения делать выводы в контексте исторической эпохи, с опорой на приобретенные знания). Личностные (Понимать значение природных условий в жизни населения определенной местности). Предметные (Закрепить полученные выводы, записать вывод урока – основные факторы, влияющие на расселение человека и формирование государственности на территории современной России). |
5. Рефлексивно-обобщающий | Итогом урока является понимание степени ответа на поставленную цель урока. Оцените пожалуйста результативность нашей работы на уроке по схеме: Мы выяснили, что… Хочу узнать еще о … Необходимо выяснить … Выставление оценок и объяснение домашнего задания Домашнее задание: прочесть с. 6-8. Проанализировать высказывание, сравнить высказывания, аргументировать свое мнение: «Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей» Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель «Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан» Герцен Александр Иванович (1812-1870) – русский писатель, публицист, философ | Ответы учащихся по схеме: Мы выяснили, что… Хочу узнать еще о … Необходимо выяснить … Записывают домашнее задание | Коммуникативные (Формирование умения общения с партнерами по уроку для выполнения общей задачи) Регулятивные (Формирование умений и навыков по обобщению накопленного опыта, соотнесения с эталонным образцом, определить способ выполнения домашнего задания) Познавательные (Формирование умения оценивать собственные лакуны знаний и их восполнение). Личностные (Определить результат усвоения материала и закрепить создавшийся психико-этический образ урока) Предметные (Определить объем знаний, необходимых для усвоения в ходе работы с домашним заданием). |