Занятие «Русские народные музыкальные инструменты» для детей подготовительной группы
Конспект занятия с мультимедийным сопровождением
«Русские народные музыкальные инструменты»
для детей подготовительной группы
Цель: Ознакомление детей с русскими народными музыкальными инструментами
Задачи: Закрепить знания о русских народных деревянных музыкальных инструментах
Учить игре на двух ложках приёмом «Удар по ладони»
Закреплять умение играть на блок-флейте звук «ля»
Продолжать учить играть в оркестре, соблюдая общую динамику и темп
Развивать музыкально-ритмический слух, певческие навыки
Развивать способность ориентироваться в пространстве зала
Материал: мини-музей русских народных деревянных музыкальных инструментов, оформленный в чемодане
Карточки с загадками
Деревянные ложки, ложки с бубенцами
Блок-флейты в мешочках
Большая корзина
Бубен
Картинки для раскрашивания, карандаши, фломастеры
Содержание занятия
Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале, приветствует их, просит стать полукругом напротив экрана.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня нас ожидает встреча с экспонатами маленького музея, который находится в чемодане. Но прежде мне хочется рассказать историю создания этого музея.
Слайд 2. Старый чемодан. Преобразование чемодана.
Музыкальный руководитель: Однажды мне знакомая предложила забрать у неё чемодан. Что с ним делать, во что его преобразовать? После раздумий я решила использовать чемодан для маленького музея музыкальных инструментов.
Слайд 2. Мини-музей в чемодане.
Музыкальный руководитель: И вот мини-музей готов.
С этим музеем мы уже знакомились. Кто назовёт название этого музея? (Музей русских народных деревянных музыкальных инструментов).
Музыкальный руководитель просит детей подойти к столу, на котором стоит чемодан.
Музыкальный руководитель: А вот название каждого инструмента, который является экспонатом музея, попробуйте отгадать. Слушайте загадки.
Дети отгадывают загадки
Этот инструмент клали на колени и перебирали струны пальцами.
(гусли)
Под гусли звончатые,
Русские старинные.
Песни исполнял гусляр,
Древние, былинные.
Инструмент народный русский,
В нём всего лишь три струны.
А как только заиграет –
Льются песни старины.
(балалайка)
Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (дудочка)
Инструмент такой простой,
Деревянный, небольшой.
А работает он в паре,
Вы, ребята, угадали?
(ложки)
Это что за разговор,
То ли ссора, то ли спор?
Как сороки затрещали,
Инструмент такой узнали?
(трещотка)
Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают.
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит.
(бубен)
Это старинный инструмент,
Ему уже немало лет.
Сторож по двору ходил
И в него он колотил.
Злых людей он отгонял
И порядок сохранял.
Шарик бьёт и его стук
Разлетается вокруг.
(колотушка)
В нашем мире современном
Она из глины иль полена,
Лишь тихонько посвистят
И забава у ребят!
(свистулька)
Слайд 3. Интерактивная игра «Расставляем экспонаты музея»
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы вспомнили названия русских народных инструментов. А сейчас я предлагаю посмотреть, каким образом можно расположить экспонаты в чемодане.
Дети садятся на стулья перед экраном.
Проводится интерактивная игра «Расставляем экспонаты музея»
Слайд 4. Схема музыкального зала
Музыкальный руководитель: Настало время поиска инструментов, на которых мы будем с вами играть. Я предлагаю вам найти музыкальные инструменты в соответствии со схемой музыкального зала. Как только все инструменты будут найдены, красные звёздочки на схеме поменяют цвет, станут жёлтыми.
Поиск спрятанных музыкальных инструментов
Примечание: Дети находят пару деревянных ложек, одна ложка с бубенцами и яркий мешочек. Мешочки детей просят не развязывать, а на некоторое время сложить в корзину. Дети с ложками садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Сегодня мне очень хочется научить вас играть на двух ложках, держа их в одной руке. Посмотрите, держим ложки вот таким образом (музыкальный руководитель объясняет положение ложек в руке: ложки держат в правой (левой) руке тыльной стороной друг ко другу, ручка одной ложки между 1-ым и 2=ым пальцами, ручка другой ложки между 2-ым и 3-им пальцами).
Показ игры на двух ложках, ложка с бубенцами находится сверху
Слайд 5. Оркестр ложкарей
Музыкальный руководитель: Сейчас мы посмотрим, как играют на ложках дети, постарше вас, вы можете подыгрывать им, ударяя ложками по ладони.
Дети и музыкальный руководитель играют вместе с музыкантами
Музыкальный руководитель: Задорная русская мелодия! Так и хочется играть и играть! Мы продолжим учиться такой игре на следующем занятии.
Примечание: ложки дети самостоятельно складывают в яркую коробку.
Музыкальный руководитель: Много среди русских людей мастеров, которые изготавливали музыкальные инструменты. Это и ударные музыкальные инструменты, назовите их (ложки, коробочка, колотушка), ударно-самозвучащие (ложки с бубенцами, бубен), а ещё духовые инструменты. Умелец Владимир познакомит с народными русскими духовыми инструментами.
Слайд 6. Видеофрагмент. Знакомство с русскими народными духовыми инструментами
Просмотр видеофрагмента по ознакомлению с духовыми инструментами
Музыкальный руководитель: Много про музыкальные инструменты сочинено и песен, мы знаем песенку про дудочку, предлагаю исполнить первый куплет этой весёлой песенки.
Исполняется 1-ый куплет песни «Савка и Гришка» (бел нар песня)
Примечание: Песня исполняется в ре-мажоре, при оркестровке дети на блок-флейте играют звук «ля». Нижнее отверстие на стволе заклеено бумажным скотчем.
Музыкальный руководитель: Дети, а сейчас вы догадались, что лежит в мешочках? Разбирайте свои мешочки и не спеша развязывайте их, чтобы дудочки (блок-флейты) не упали на пол. Вспомним правила игры на них.
Слайд 7. Правила игры на блок-флейте
Слайд 8. Картинка по содержанию песни «Савка и Гришка»
Музыкальный руководитель: Я предлагаю повторить оркестровку песни «Савка и Гришка». Напоминаю, что мы указательным и средним пальцами закрываем первое и второе отверстие на стволе блок-флейты.
Исполняется песня «Савка и Гришка» и оркестровка
Музыкальный руководитель: Как я рада, что вы все старались, на следующем занятии у вас получится ещё лучше. А сейчас, детвора, для вас весёлая игра. Игра с русским народным инструментом – бубном!
Примечание: Дети самостоятельно складывают блок-флейты в корзину.
Проводится игра «Игра с бубном»
Содержание игры: Дети образуют круг, в центре круга водящий с бубном. На первую часть музыки дети поскоком движутся по кругу, свободно размахивая руками. Водящий стоит в центре и ритмично играет на бубне. На вторую часть музыки дети стоят по кругу и ритмично хлопают в ладоши, водящий с бубном бежит поскоком внутри круга. С окончанием музыки он протягивает бубен между двумя детьми, около которых остановился, причём бубен не опускает, а держит на вытянутой руке. Эти дети без музыкального сопровождения бегут в разных направлениях вокруг детей, стоящих по кругу. Ребёнок, который обежал круг первым, легко бьёт по бубну и становится новым ведущим. Игра повторяется ещё раз.
Музыкальный руководитель хвалит детей и просит выбрать картинки для раскрашивания, на которых изображено то, что больше всего им понравилось на занятии. Каждой картинки должно быть несколько экземпляров.
Слайд 8. Примерные картинки: чемодан, дудочка и ложки, бубен, Савка и Гришка, свистулька, ребёнок и дудочка, ложки с бубенцами.
Дети выбирают картинки и по желанию приступают к раскрашиванию.
PPTX / 4.31 Мб