Конспект занятия в средней группе на тему «Русские народные музыкальные инструменты»
Конспект занятия в средней группе.
Тема «Русские народные музыкальные инструменты»
Цель урока:
Познакомить детей с народными музыкальными инструментами, показать их роль (место) в жизни русского человека, познакомить с понятием «Оркестр народных инструментов».
Задачи:
Обучающие
1.Знакомить детей с народными музыкальными инструментами, запоминать их названия.
2. Познакомить детей с оркестром народных инструментов.
3. Обучать навыкам исполнения музыки, используя народные шумовые и музыкальные инструменты (Деревянные ложки, трещотка, рубель, бубен, колокольчик)
4. Откликаться на изменение характера музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах, музыкально - ритмические движения, ритмическая импровизация).
Развивающие
1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2. Развивать речь детей.
3. Развивать осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
4. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип занятия:
Продолжение изучения материала и объяснение нового материала.
Форма урока:
Урок-сказка.
Используемые методы:
Частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).
Педагогические технологии:
ИКТ; Технологии детского музицирования; Технологии здоровьесбережения детей, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; Технологии формирования певческой культуры детей; Технологии становления ассоциативно-образного мышления детей.
Примечание:
Занятие сопровождает презентация, выполненная музыкальным руководителем в формате Power Point.
Оборудование к занятию: ноутбук, фортепиано, проектор, экран,
русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, бубен, рубель, дудочка, колокольчики)
Новые понятия:
Оркестр русских народных инструментов.
Этапы занятия:
1.Организационный. Актуализация знаний.
1. (Дети входят в зал парами, звучит русская народная песня “Сударушка”, садятся на стулья)
Музыкальный руководитель: (поёт)
Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Рассаживайтесь поудобнее. Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов.
А чтобы попасть туда, вы должны разгадать загадки.
1. Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это …(ложка).
2. Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень.
(трещотка).
3. Голова об шапку — бом!
И на всю округу — гром!
(Бубен).
4. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
(Маракас)
5. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его- молчит.
Стоит только в руки взять,
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон,
Динь-дон-дон, динь - дин-дон. (Колокольчик)
5. Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна.
(Дудочка)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки! Сейчас мы смело можем отправиться в путешествие.
Сначала мы послушаем, как звучат народные музыкальные инструменты. И определим, какое настроение у музыкального произведения? (Звучит русская народная песня “ Светит месяц”)
А поможет нам красивый цветочек, вы будете передавать цветочек друг другу и называть слова, которые передают настроение этой музыки.
(Музыкальный руководитель передаёт цветочек детям, дети отвечают)
“Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем в ложки”.
Я попрошу наших танцоров взять ложки и исполнить «Танец с ложками».
Спасибо, ребята, рассаживайтесь поудобнее, мы продолжаем наше путешествие, которое перенесёт нас в сказку.
2. Объяснение нового материала.
«Сказку про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».
Примечание:
Музыкальный руководитель рассказывает, детям сказку, сопровождая свой рассказ показом презентации.
Слайд 1
Музыкальный руководитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд 2
Музыкальный руководитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Слайды 3
Музыкальный руководитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Музыкальный руководитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Слайды 4
О них мы поговорим на следующем занятии.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам немного отдохнуть. Хочу я вам, ребятки, загадать музыкальную загадку!
Примечание. М.Р. наигрывает мелодию р.н.п. «Как на тоненький ледок».
Музыкальный руководитель: Знакома ли вам эта мелодия?
Дети: Да, это русская народная песня «Как на тоненький ледок».
Музыкальный руководитель: Какое настроение в музыке?
Дети: Весёлое, радостное.
Музыкальный руководитель: Исполните, пожалуйста, нашу знакомую песню весело, радостно, передавая настроение в песне и движениях. (Исполнение р.н.п. «Как на тоненький ледок».)
Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо исполнили русскую народную песню «Как на тоненький ледок».
Рассаживаются по местам.
Музыкальный руководитель: А мы продолжаем слушать сказку.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Слайд 5.
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Тут в разговор вступили гусли.
Слайд 6. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой, людям радость приносим!».
«Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить».
«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка.
Слайд 7. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд 8. Слайд оркестр народных инструментов.
3. Практический этап.
Слайд с изображением деревянные ложки, рубель, рожок, трещотки, гусли, балалайка.
Музыкальный руководитель: Какие инструменты русского оркестра изображены на картинке?
Дети: деревянные ложки, рубель, рожок, трещотки, гусли, балалайка.
Музыкальный руководитель: А как называется большая дружная семья музыкальных инструментов?
Дети: Оркестр народных инструментов.
Музыкальный руководитель: А что ещё бывает народным?
(ответы детей).
Музыкальный руководитель: Дети, я приглашаю вас попробовать сыграть в оркестре. Сейчас я вам исполню р.н. мелодию «Ах, вы сени», вы внимательно её послушаете и скажете мне, одинаково ли звучала музыка?
Примечание. Учитель играет музыку в 2 регистрах.
Дети: Нет. Сначала музыка звучала высоко, а потом пониже.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Вы уже знаете о том, что звуки бывают низкие и высокие.
Я приглашаю вас исполнить эту мелодию в оркестре, когда музыка будет звучать высоко, будут играть только колокольчики, а когда музыка зазвучит пониже, в среднем регистре, вступят остальные инструменты. Будьте внимательны!
Примечание. Дети играют в оркестре русскую народную мелодию «Ах, вы сени».
4.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Предлагаю вам показать свои знания в игре «Где мы были, мы не скажем». С помощью жестов вы будете изображать игру на любом инструменте русского оркестра, а затейник должен угадать: на каком народном инструменте русского оркестра мы играем.
Примечание: Участвует вся группа. Игра повторяется несколько раз.
По считалке выбирается водящий, который выходит за дверь. Дети договариваются, игру на каком инструменте они будут изображать (водящий меняется с каждой игрой). Затем водящий заходит и говорит: «Здравствуйте, ребята, где вы были, что делали?». Дети отвечают: « Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
5.Заключительный этап.
Музыкальный руководитель: Вам спасибо всем за уменье и знания.
Вы сегодня заслужили похвалу и признание!
(Поёт) До свиданья, ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки! До свидания! Дети (поют) До свидания.(Дети парами уходят под любую русскую народную музыку)