Занятие "Семейный бюджет А.С. Пушкина"
викторинаPPTX / 5.06 Мб
презентация к занятиюPPTX / 11.42 Мб
кейсDOCX / 21.3 Кб
Классы: 7 - 9 классы
Оборудование: компьютер, презентация, кейсы для команд, жетоны, призы командам.
Цель мероприятия: создание условий для формирования финансовой грамотности, обобщение и систематизация знаний о личном семейном бюджете, развитие общеинтеллектуальных умений по теме на представленном материале, с формированием навыков саморазвития.
Задачи:
Формирование:
- финансовой, читательской, математической грамотности;
- базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к личным, семейным, общественным финансовым и физическим ресурсам; осознание ценности семьи и ее хозяйственной основы;
- умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые;
Формирование УУД:
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания;
регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач;
личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Методы и приемы, используемые для проведения мероприятия: эвристическая беседа, интерактивная игра, решение кейса.
Ход занятия
Вступительная часть:
Организационный этап, самоопределение к деятельности
Здравствуйте! 6 июня 2024 года весь мир будет отмечать 225-летие со дня рождения А.С. Пушкина. В 1997 году вышел указ Президента России об установлении Пушкинского дня – с тех пор писателя и поэта ежегодно чествуют в день его рождения, 6 июня. Этот выдающийся поэт жил и работал более двухсот лет назад. Поэта уже нет на земле, но, продолжают жить его произведения. Пушкина считают самым лучшим поэтом всех времен. Литературное наследие А.С. Пушкина является неоценимым вкладом в мировую культуру.
А какие произведения А.С. Пушкина являются вашими любимыми?
Ответы обучающихся.
Конечно, мы прежде всего вспоминаем сказки А.С. Пушкина, в которых отражается его любовь к традициям и творчеству русского народа. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», – писал он.
Мы знаем и любим его сказки, помним наизусть стихотворения. Читали его прозу.
Постановка проблемы
Но Пушкин – это не только поэт, не только «классик» - это живой человек, со своими страстями, привычками, недостатками. Это не только поэт, но и муж, отец семейства. И сегодня мы с вами познакомимся с неизвестным нам Пушкиным, посмотрим на его жизнь и его творчество с финансовой точки зрения.
Делимся на команды.
Говоря о наследии Пушкина вы прежде всего вспомнили сказки.
А сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?
Ответы обучающихся.
На каждый ответ открывается новое название. Две последние сказки открывает учитель.
Как это не удивительно, сказок он написал всего 7! Причем трагические сказки «Жених» и «Медведица» практически неизвестны нам, а сказка «Медведица» вообще осталась не дописанной.
Постановка целей и задач.
Все мы с детства знаем строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о Золотом петушке» «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.». Сказки учат нас честности, порядочности, правилам поведения, в том числе, правилам финансового поведения. Ответственности за условия заключенного договора («Сказка о золотом петушке»,), обязанности платить налоги («Сказка о попе и о работнике его Балде») и т.д.
На предыдущих занятиях по финансовой грамотности мы с вами познакомились с тем, что такое семейный бюджет, как образуются доходы и на что осуществляются расходы; познакомились с видами бюджета.
2. Основная часть
а) Актуализация знаний
Сейчас мы с вами вспомним некоторые произведения А.С. Пушкина, и те уроки финансовой грамотности, которые в них заложены
Право первого хода получит та команда, у которой больше жетонов за вопрос о сказках Пушкина.
б) Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
Правила игры достаточно просты: команда выбирает ответ на вопрос. Если команда правильно отвечает на вопрос, цвет ответа изменяется на зеленый и открывается слайд с цитатой из произведения, содержащей ответ, а команда оона получает жетон за правильный ответ. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
в) решение кейса
Каждая команда получает текст кейса. По тексту организуется обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Из чего складывались доходы и расходы типичного помещика первой половины XIX века, который живёт в столице и обращается в высшем свете?
Ответы обучающихся.
Конечно, доходы помещиков, прежде всего, складывались из доходов от собственности, от имения. А вот расходы помимо содержания своего имения должны были предусматривать расходы на наряды и драгоценности, приемы и балы, квартиры и кареты.
Что такое личный бюджет? Зачем он нужен?
Ответы обучающихся.
Да, вы правы, личный бюджет, прежде сего, нужен для соотнесения доходов и расходов, для того, чтобы понимать, чем может распоряжаться семья.
Какие бывают виды бюджета?
Ответы обучающихся.
Вы абсолютно правы. Бюджет может быть сбалансированным – когда доходы равны расходам, профицитным, если доходов больше, чем расходов, и самая плохая ситуация – дефицит бюджета, когда расходы превышают доходы.
Какие причины дефицита семейного бюджета Пушкиных описаны в тексте? В какой степени на его финансовом положении сказались объективные факторы (например, род занятий и принадлежность к определённому сословию), а в какой — особенности личности поэта?
Ответы обучающихся.
Да, действительно, самой большой проблемой оказалась личность Пушкина, его склонность к карточным играм (унаследованная от отца, именно поэтому имение не приносило дохода, оно было заложено), любовь к женщинам (в том числе и к жене, бесприданнице, которая принесла ему только двух своих сестер, ревность, и, в конечно итоге, смерть) и любовь к поэзии. Он был очень непрактичным, нерасчетливым человеком.
Какие уроки можно извлечь из истории личных финансов Пушкина?
Ответы обучающихся.
Самый главный урок – «по одежке протягивать ножки», не играть в азартные игры, и не потакать прихотям женщин, даже горячо любимых.
г) рещение кейса
Заполнение таблиц кейса. Команды озвучивают свои ответы, отмечают «+» совпадающие варианты и жетоны получают команды, за каждый недублированный вариант.
3. Заключительная часть:
а) Подведение итогов.
Подсчет жетонов, полученных командами, определение победителей. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Вручение призов.
б) Рефлексия.
в) Прощание.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ольга Юрьевна Мазанова
Тоцкая Ольга Викторовна
Ольга Юрьевна Мазанова