Занятие в средней группе на тему «День народного единства»
Цель :Формировать знания об истории праздника «День народного единства»,понятие о России, как многонациональном государстве которое, проживает в дружбе и согласии между собой .
Задачи:
- расширение представлений детей о государственных праздниках, о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;
- закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России;
- воспитание уважения к другим народам и культурам;
продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения при выполнении коллективной работы.
Предварительная работа:
Чтение стихов о Родине, заучивание стиха о Флаге . Беседы о нашей Родине, её защитниках.
Просмотр тематических папок "Моя Родина", "Москва-столица Российской федерации".
Оборудование к занятию:
аудиозапись гимна России
глобус;
символика России - флаг, герб, гимн;
куклы в национальных костюмах
вырезанные из бумаги человечки разной национальности.
Способы:
- чтение стихотворения «Родина» (Татьяна Бокова);
- вопросы к детям;
-беседа о празднике «День народного единства»;
-рассматривание флага и герба России;
-прослушивание гимна России;
- физкультминутка «Что мы Родиной зовем »;
-экспериментирование.
Ход НОД:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой - надел халат.
Один- рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один - кумыс готовит,
Другой - готовит мед.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Родина. (автор Татьяна Бокова)
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: Дети, а какие праздники вы знаете? Назовите их.
Дети: 8 Марта, Новый год, День защитника Отечества, день матери.
Воспитатель: Ребята, а ещё в России есть государственный праздник, его название - День народного единства. Отмечается он 4 ноября и считается выходным днём. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Россия - великая страна и в ней проживает много людей разных национальностей. На территории России очень много лесов, полей, морей, рек, озёр, гор и равнин. Россия очень богатая страна, и очень часто на нее нападали враги, которые хотели завладеть её просторами и богатствами. Русским воинам не раз приходилось сражаться с захватчиками Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. В Москве на Красной площади, в честь объединения всех народов и земель России, в честь победы над врагами, установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому и простому воину Кузьме Минину (демонстрация фото)
Воспитатель:
- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)
Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.
Физкультминутка "Что мы Родиной зовем "
Что мы Родиной зовем?(хором ,ходьба на месте, взявшись за руки )
Дом в котором мы живем (руки перед собой, пальцы правой и левой руки прижаты друг к другу)
Солнце в небе голубом (поднимают руки вверх)
И душистый ,золотистый, хлеб за праздничным столом (руки выставляем вперед ,ладошками вверх)
И березки вдоль которых, рядом с мамой мы идем (руками машем над головой )
Что мы Родиной зовем, все что в сердце бережем (руки прикладываем к сердцу)
- Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны?(Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)
- Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка? (Гимн) Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.
- Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей).
Воспитатель показывает изображение герба и читает стихотворение
Герб России
Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди …
(М.Шереметьев )
- Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.
- А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит (называют).
Воспитатель:
Ребята, а кто знает стихотворение про флаг ?
Ребенок рассказывает:
Флаг России
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.
Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны.
Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
Воспитатель читает стихотворение:
Российский герб и флаг державный
Отчизны гордый символ он
В истории России славной
Наш флаг ни кем не побежден!
Дидактическая игра "Найди флаг России".
Воспитатель: Ребята, а кто мне поможет вспомнить пословицы и поговорки о Родине.
Дети поочерёдно называют;
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона .
В своем дому и стены помогают.
Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха.
На родной стороне и камешек знаком.
Тот герой, кто за Родину горой.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Родина любимая-мать родимая .
Жить — родине служить.
Родина – мать ,умей за нее постоять .
Береги землю родимую, как мать любимую
Одна мать родна, и Родина одна.
Воспитатель:
- Только ли русские живут в России? (нет)
- Какие народы населяют нашу страну? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какая национальность лучше? (ответы детей)
- Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.
Я предлагаю вам ребята, познакомиться с национальными костюмами разных народностей
Воспитатель: А теперь, дети, предлагаю вам вокруг изображения карты России наклеить вырезанные из бумаги человечков разной национальности.
Работа за столами.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомились с историей праздника Дня народного единства. Узнали, что в нашей стране, в России, проживает в мире и согласии много разных народностей. Все народы живут в нашей стране в мире и согласии, уважают друг друга. В единстве наша сила!