Занятие «Я знаю свои права и обязанности» (1–3 класс)
Тема занятия: «Я знаю свои права и обязанности»
Цель занятия: формирование основ правового сознания воспитанников. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и обязанностей. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Время проведения: 45 минут
Возраст: 6 – 9 лет
Оборудование: наглядный и раздаточный материал, конспект занятия.
Ход занятия
Организационный момент
Проверка готовности воспитанников к занятию
Объявление темы и целей занятия
Работа по теме занятия
Вступительное слово педагога
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей.
Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим. Что же в нём находится.
Приглашается воспитанник и из сундучка достаёт документ – СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ
Ребята, что это за документ?
О каком праве он напоминает? (О праве на имя, отчество и фамилию)
Зачем нам нужно имя?
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Ребята, скажите, пожалуйста, а какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств»
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.
Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
Верно, право на семью.
Ребята, что вы знаете об этом праве? (у каждого человека должны быть мама и папа)
Заранее подготовленный воспитанник читает стихотворение.
Я свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова.
Бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра.
Молодцы! Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать? (право на отдых)
Ребята, расскажите, а как вы любите отдыхать (ответы воспитанников). Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых – поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем» (динамическая пауза)
Ход динамической паузы
Приглашается ребёнок, который будет отгадывать – человек Рассеянный.
Дети: Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!
Ребёнок: А что вы умеете делать?
Дети: Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют действие (мытьё посуды, стирка белья, уборка дома и т.д.).
Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет? (право на образование)
Ребята, а какая обязанность есть у вас всех в школе? (посещение уроков, выполнение домашнего задания)
Ребята, а где можно получить образование? (в детском саду, в школе, в училище, в институте)
А зачем нужно учиться? (чтобы получить знания, в дальнейшем профессию)
Я предлагаю вам игру «В мире профессий»
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает ….
(продавец)
Учит вежливости нас,
Прочитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня…
(воспитатель)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь –
Как лечиться знает….
(врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель –
Проведёт урок…
(учитель)
Ребята, а вот следующая картинка. Только вот беда, она рассыпалась. Давайте её соберём (воспитанники собирают картинку из частей).
Кто изображён на картинке (врач) ?
О каком праве она нам напоминает (о праве на медицинский уход)?
А как вы следите за своим здоровьем (одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить и так далее).
Я предлагаю вам игру «Всё будет хорошо»
Дети встают в круг, делают 2 – 3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
3. Итог занятия
Ребята, полезным ли сегодня было для вас занятие? У вас на столах лежат листочки. Сейчас мы будем коллективно читать стихотворение (по строчкам друг за другом)
1. Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва
2. У него уже с пелёнок веские права!
3. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
4. Иметь просторный, добрый дом
5. Видеть тихий мирный сон.
6. Врачей помощь получать,
7. Обучаться, отдыхать,
8. Быть весёлым и здоровым,
9. Восхищаться чем – то новым
10. И любить, и быть любимым!
11. Он на свете не один!!!