Занятие-тренинг на тему «Подготовка к школе детей с ЗПР»
Занятие-тренинг на тему:
«Подготовка к школе детей с ЗПР»
Это занятие - одно из цикла годовых занятий подготовки детей с ЗПР к школе.
Цели и задачи занятия:
Помочь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
Научиться реагировать на звонок и выполнять последовательные действия;
Развивать позитивную самооценку, уверенность в себе у детей;
Развивать внимание, память, речь;
Формировать умение обобщать предметы по признаку и исключать лишний предмет, развивать логическое мышление;
Формировать рефлексивное мышление (оценивать свои действия);
Формировать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, сплочение группы.
Материалы:
Колокольчик, бланки с заданиями на внимание (корректурные пробы), цветные карточки на каждого ребенка, карта путешествия, знаки-правила поведения на уроках, мяч, карандаши, рисунки бабочек, рисунки-автопортреты детей с их именами.
Ход занятия
Ритуал начало. Дети, стоя в кругу, сложив руки «лодочкой», должны передать друг другу по кругу «Здравствуй…(имя ребенка)» (3 мин.). Психолог приглашает детей отправиться в путешествие. Показывает карту – там остановки-1. Роща незнакомцев, 2. Лес тишины, 3. Деревня подсказка, 4. Остров дружбы, 5. Школа.
Остановка «Роща незнакомцев». На этой остановке детям предлагается представиться, лучше познакомиться. Психолог достает рисунки-автопортреты детей, которые нарисованы на прошлых занятиях, дети садятся на ковер в круг, психолог просит по очереди показать ребенку рисунок-автопортрет, называя свое имя сказать, что они больше всего любят, начиная с психолога (5 мин.).
Остановка «Лес тишины» - звенит звонок, дети садятся за парты, на них лежат бланки с заданиями. Сначала напоминаются правила поведения, далее Самостоятельная работа на листах (7 мин.):
Остановка «Деревня подсказка» - упражнение «Урок или переменка». Психолог предлагает детям встать полукругом и говорит: «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене». Психолог называет действия и бросает мяч по очереди разным детям: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д. «Очень хорошо, какие вы молодцы» (5 минут)
Остановка «Остров дружбы» - Упражнение «Бабочки». Психолог объясняет, что играть надо вдвоем, просит объединиться в пары соседей по парте. Дается один набор карандашей на двоих, лист с рисунком бабочки. «Перед каждым из вас лежит рисунок бабочки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эту бабочку. Каждый из вас будет раскрашивать свое крыло у бабочки, но узоры двух крыльев должны получиться красивые и одинаковые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать» По окончании выполнения задания психолог просит каждую пару поднять бабочку или выйти, повернувшись к другим ребятам. Ребята рассматривают, какие у кого получились бабочки. Психолог хвалит детей за красивые бабочки, обращая внимания на те, где узоры получились особенно похожие и интересные. (10 минут).
Остановка «Школа» - рефлексия - Психолог предлагает каждому ребенку оценить как он занимался сегодня на занятии, как себя вел. Если ребенок считает, что хорошо себя вел и занимался, то берет квадратик желтого цвета и приносит психологу, если считает что плохо - то коричневого цвета. Обсуждение выбора детей. (3 минут) звенит звоночек, дети встают.
Ритуал прощания упражнение «Доброе животное» дети берутся за руки, встают в круг с психологом: «Мы с вами одно большое доброе животное, которое умеет дышать» (на вдох входим в круг, делаем шаг вперед, на выдох - выходим из круга) (3 минуты)
-
Задание 4-й лишний. На парте у каждого из детей по 1 карточке с 4-мя картинками. Ребенок должен определить лишний предмет, который не подходит к остальным предметам, и объяснить почему.
Корректурная проба «Зачеркни все елочки».
Литература
Бойко Т.В. /Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 100 с.
Журбина О.А. /Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. – Ростов на Дону: УЦ Феникс, 2007. – 157 с.
Карцева Т.В., Ротарь Н.В. /Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.
Катаева Л.И. /Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.
Куражева Н.Ю. / «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников. – СПб.: Речь, 2014. – 208 с. + Куражева Н.Ю. / Приключения будущих первоклассников.120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет - СПб.: Речь, 2013. – 96 с.
Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. /Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 64 с.
Шевченко С.Г. /Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
/data/files/h1525327699.docx (КАРТА)
Педагог-психолог
Сидорович А.В.