Зарисовка птицы на ветке

1
2
Материал опубликован 3 December

Открытый урок по учебному предмету «Графическая композиция»

Преподаватель высшей категории МАУДО Детская художественная школа №1 г. Набережные Челны РТ

Тема занятия:  зарисовка «Птицы на ветке»

Класс: 1 «В-Ж» (учащиеся 7-8 лет)

Продолжительность занятия: 2 урока - 1.20 мин

Цель: выполнение тональной зарисовки  птиц с использованием мягкого графического материала.

Задачи: 1. Обучить художественным и техническим приемам работы углем и пастелью,  познакомить с особенностями материала.

2.Способствовать развитию творческих способностей обучающихся, способностей видения градаций светотени на мягких, пушистых предметах.

3.Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении знаний о видах графики и технических средствах их достижений; привить аккуратность в работе мягкими графическими материалами.

Оборудование:

для учителя: работы обучающихся прежних лет; компьютер; методические пособия;

презентация в виде таблиц-рисунков, показывающих последовательность ведения работы.

для обучающихся: тонированная бумага, уголь, белая пастель или соус, ластик, бумажный скотч, мелок, кусочек мягкой ткани или войлока.

Ключевые понятия: графика, мягкий материал, тон, осевая линия, форма, светотень, целостность.

План урока

Организационный момент –

3мин

Проверка полной готовности класса.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Объяснение новой темы -

10 мин

Самостоятельная работа обучающихся

25мин

Закрепление знаний.

Подведение итогов 1 урока -

5мин

Ход урока

Организационный момент.

Педагог приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку: размещение за мольбертами, наличие материалов и оборудования.

Все обучающиеся размещены за мольбертами таким образом, что им хорошо видны наглядные пособия, демонстрируемые преподавателем при объяснении.

Преподаватель: - Здравствуйте ребята. Проверим готовность к уроку и отметим отсутствующих.

Преподаватель: - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Тема нашего урока: «Зарисовка птицы на ветке»

Цель нашего урока: выполнение  тонального рисунка птицы с использованием нового для вас мягкого графического материала - уголь и уже известным – пастель.

Объяснение новой темы

Преподаватель: - На уроках рисунка вы работаете в основном карандашом и уже владеете определенными приемами. Но существуют и другие материалы, которые использует художник-график, давайте вспомним.

(Ответы обучающихся)

- А какие из названных вами материалов являются мягкими и почему? (Ответы обучающихся)
Изучая техники работы разными материалами, вы расширите свои знания и навыки в области рисунка. Посмотрите на работы художников и наших учеников?(ответы учащихся)

Да, ребята,сегодня мы будем учиться работе углем, пастелью. Этим несложным материалом издавна пользовались художники. Рассмотрим несколько примеров.
Просмотр презентации «Рисунок мягкими материалами» с примерами работ великих художников в различных жанрах и таблиц-рисунков в виде таблиц показывающих последовательность ведения работы.

Вопросы по презентации

Преподаватель:

- Приведенные примеры показывают, какими большими пластическими возможностями обладает уголь, красивый живописный материал с богатством оттенков, с глубоким бархатистым тоном.

1)Изготовление. Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев, а также прессуется из угольного порошка, смешанного с растительным клеем. Первый называется углем рисовальным, второй – прессованным, как раз такими угольными карандашами мы и будем рисовать. А вы знаете, что уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутиков высокую консервную банку, в которую ставят прутики вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.

Мел – мягкий природный камень, из очищенного порошка которого изготавливают мелки для школы, более высокого качества мелки пастели и художественный мел, его применяют в строительстве и даже в медицине.

Пастель – мягкие мелки выполненные из цветного пигмента, мела и клеевого раствора, пигмент порошка смешивают с клеевым раствором и раскладывают в формы, после высыхания получаются мелки для рисования.

2) Основа, дополнительные инструменты. Углем рисуют на разных основах– бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом. Поскольку уголь имеет порошкообразную структуру, лучше всего им рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка и придаст вашему рисунку больше выразительности.

Бумагу для рисования можно использовать разных тонов и оттенков. Цвет основы используется как объединяющий основной тон. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне. Наша бумага называется крафтовая.

Для работы нужно иметь мягкую тряпку, резинку, ватные палочки, тряпочка для вытирания рук(с одной стороны она должна быть влажная, с другой сухая), фиксатив для закрепления изображения.

Резинкой надо пользоваться в крайних случаях и желательно в конце рисования, так как она нарушает структуру бумаги и уголь ложится неровно. Тряпкой можно стирать, но лучше стряхивать угольную пыль с листа (не сдувать), можно стряхнуть или удалить часть угля жесткой кистью – щетинкой. Пользуясь тряпкой, вы слегка тонируете бумагу, после чего резинкой, пастелью или мелом можно «вынимать» освещенные места и уплотнять в глубинах, лепить форму.

При работе углем применяют и растушевку, в качестве которой мы будем использовать синтетическую кисть, ватные палочки, можно растушевывать пальцем, тогда уголь будет лучше закрепляться на бумаге, он как бы въедается в бумагу, в ее поры.

3) Закрепление рисунка углем. Чтобы готовый рисунок не осыпался, его фиксируют в горизонтальном положении. Впервые этот способ закрепления применили в Италии: изображения на проклеенной бумаге обрабатывали водяным паром. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке.

Фиксировать необходимо осторожно, в несколько приемов с расстояния одного метра. При длительном рисовании фиксируют в процессе работы несколько раз.

Уголь позволяет быстро, не останавливаясь вначале на мелких деталях, выявлять в работе большие тональные отношения и светотеневые контрасты.

Выполнение упражнений

- Прежде чем вы приступите самостоятельной работе, я вам приоткрою некоторые тайны рисования углем, и вы вместе со мной выполните несложные упражнения на небольшом листочке бумаги, который находится рядом с вашей работой.

В зависимости от характера заточки угля им можно проводить и тонкие, четкие линии и закрывать целые поверхности, поэтому техника работы углем разнообразна. Она может носить и графический, и живописный характер.

Рисунок кончиком уголька. Провести разные типы линий с разным нажимом.

Штриховка в разных направлениях.

Рисование боковой частью уголька.

Растирание, растушевка.

Далее преподаватель дает установку на восприятие натуры с целью анализа ее пропорций и конструкции формы.

При выполнении педагогического рисунка напоминается о компоновке, визуальном измерении, о приемах работы углем.

Преподаватель: - Вы уже знаете, что условно работу над рисунком можно разделить на этапы.

1 этап – компоновка

2 этап – построение с учетом пропорции, передачи характера

3 этап – выявление общего объема предмета посредством светотени

4 этап – обобщение, проработка деталей и завершение работы

Демонстрация учебно-методического материала - педагогический рисунок

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе. Необходимо правильно выбрать размер и расположить предмет в пределах данного формата. Берем уголек и сначала намечаем крайние точки будущего изображения птицы сверху, справа, снизу, слева. Они не должны касаться краев листа бумаги, но и свободного пространства слишком много быть не должно. Намечаем горизонтальную плоскость. Общими овалами намечаем будущие очертания, затем общий характер формы в пространстве, далее пропорции головы, туловища, лап, не забываем, что объект-птица находится на ветке, для нее мы тоже должны оставить место – закомпоновать на листе.

Намечаем границы собственной и падающей теней. Боковой стороной угольной палочки прокладываем теневые участки. Используем для растушевки пальчики, кисть и мягкую ткань, ватные палочки. Выявляем форму предмета и работаем тональными отношениями. Продвигаемся в работе от общего к частному, а затем наоборот. Затем уже рисунок приводим к целостности в соответствии с общим зрительным впечатлением.

Используем для передачи материальности перьев различные приемы: и растушевку, и штриховку. Усиливаем тени с помощью штриха. Ставим там, где это необходимо, акценты, используя как тонкий уголек, так и белый пастельный мелок для выявления света, бликов.

t1733209929aa.jpgt1733209929ab.jpgt1733209929ac.jpgt1733209929ad.gif

Преподаватель:

- Приступим к практической части нашего урока и

выполнению зарисовки. Но, прежде чем приступить к работе, мы должны с вами вспомнить технику безопасности: уголь растирается на мелкие частицы, легко сдувается, может попасть в носоглотку, чтобы этого не произошло, нужно не сдувать излишки угля, а убирать их тряпочкой мягкой кистью или мехом, а так же закреплять рисунок после выполнения работы.

Обучающиеся начинают работать над заданием. Преподаватель ведет индивидуальную работу, делая фронтальные замечания; если есть необходимость, корректирует рисунки, поясняя свои действия.

Анализ и оценка работ.

Обучающиеся выставляют выполненные работы на мольбертах для общего просмотра.

Проводится анализ работ совместно с обучающимися, обращается внимание как на ошибки, так и на удачные моменты в рисунках. Выявляются работы, соответствующие поставленным задачам, указывается, как достигнута выразительность рисунка.

Примерные вопросы обучающимся:

- Понравилось ли работать углем? С каким материалом работа углем схожа в работе?

- Какие испытали трудности в работе?

- Можно ли полученные знания этого урока применять в дальнейшем? (Делать быстрые зарисовки)

Завершение урока.

Преподаватель отмечает то, как обучающиеся справились с поставленной целью, выставляет оценки.

Обучающиеся убирают за собой рабочее место.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это чужая работа https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/plan--konspekt-uroka-zarisovka-chuchela-.9232244/

3 December

Списывать нехорошо! https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/10/11/hudozhestvennye-tehniki-ugol-sangina-sous

3 December