Заседание школьного киноклуба «Мы вместе!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703;ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД 0301001
ул.40 лет Победы,9, с.Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: shkola.rodnikovskaya@mail.ru
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Инновационные технологии обучения школьным предметам»
Заседание школьного киноклуба
«Мы вместе!»
с просмотром и обсуждением короткометражного фильма «Женек»
(Россия, 2017; режиссер Р. Рахимова)
Бондарчук Анжелина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Симферопольский район-2019
ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка содержит конспект заседания школьного киноклуба «Мы вместе!», апробированный несколько раз: с учащимися и родителями МБОУ «Родниковская школа-гимназия» на заседании киноклуба (ноябрь 2018 года), с учителями на педсовете в МБОУ «Родниковская школа-гимназия», проведенного в форме киноклуба (март 2019), на встрече с представителями РДШ в Алуште (октябрь 2018 года) - и является обобщением практического опыта организации и проведения анализа кинофильмов и предлагает перечень наиболее уместных, на наш взгляд, видов работы со зрителями.
Методическая разработка посвящена актуальной проблеме – конфликту отцов и детей, прекрасной современной иллюстрацией к которой является короткометражный фильм «Женек» современного российского режиссера Раушании Рахимовой (Россия, 2017).
Апробированный нами материал предлагает оригинальный эффективный способ оптимизации педагогического процесса (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) для создания условий поддержания диалога между родителями и детьми, а также приобщения школьников к базовым духовно-нравственным ценностям при непосредственном участии родителей. Заседание школьного киноклуба позволяет вовлечь родителей и детей в проведение активного позитивного досуга, развитие культуры общения, популяризации семейных ценностей, как важнейших составляющих в жизни человека.
Преимущества такой формы воспитательной работы в создании нестандартной ситуации общения между родителями и учащимися посредством экранного искусства, позволяющего мотивировать участников заседания киноклуба к живому общению и приобретению опыта в процессе просмотра и обсуждения кинофильма.
РАЗРАБОТКА ЗАСЕДАНИЯ ШКОЛЬНОГО КИНОКЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!»
Цель: способствовать воспитанию взаимного уважительного отношения родителей и подростков друг к другу.
Задачи:
выявление причин возникновения конфликтов между родителями и детьми;
расширение представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о семейных ценностях;
раскрытие значимости семейного очага для каждого человека;
развитие стремления к созданию доброжелательных отношений в семье;
воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи;
мотивация родителей и подростков к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию;
развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, концентрации, переключения внимания, развитие речи, способности к обобщению.
Участники: подростки (14-16 лет), их родители (36-48 лет)
Длительность: +-2 часа
Материал для работы: короткометражный фильм «Женек»(Россия, 2017; реж. Р. Рахимова)
Одинокий отец, милиционер, растит 15-летнюю дочь и воспитывает ее в строгости. Дочь его взглядов не разделяет, что порождает извечный конфликт отцов и детей. Но могут ли быть в нем победители?
Используемые педагогические технологии:
Медиаобразовательные
Технология критического мышления
Здоровьесберегающие
Оборудование: ноутбук, проектор, флип-чарт, бумага формата А-1, маркеры, раздаточный материал.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент. Мотивирующее начало.
Подготовительная работа перед просмотром фильма
Просмотр фильма
Обсуждение увиденного
Подведение итогов
ХОД ЗАСЕДАНИЯ ШКОЛЬНОГО КИНОКЛУБА
Приветственное слово модератора (5 мин)
Мотивация деятельности участников, определение целей и задач (10 мин)
Задание для родителей: прочитать цитату из аллегорической повести-сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…» и прокомментировать ее.
Задание для подростков: прочитать цитату из Библии «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».…» и прокомментировать ее.
Подводя итог комментированию цитат модератор просит участников высказать предположение о том, обсуждению какой проблемы будет посвящено заседание киноклуба. Опыт показывает, что и подростки, и их родители легко определяют тему встречи – отношения взрослых и детей, конфликт отцов и детей.
Прогнозирование (10 мин)
Задание: прочитав название «Женек», предположить, о чем фильм.
Ответы записываем на флип-чарте и после просмотра фильма возвращаемся к ним.
Вступительное слово модератора к фильму (5 мин)
Информация об авторе, съемочной группе, исполнителях ролей, призах и наградах (можно представить на отдельных листах или слайдах презентации)
Таблица 1. Информация о съемочной группе фильма «Женек», исполнителях ролей
Съемочная группа |
|
Сценарий |
Раушания Рахимова, Валерия Задереева |
Вторые режиссёры |
Мария Рогальская, Маргарита Закамская |
Оператор |
Дмитрий Шебунин |
Второй оператор |
Роман Кожевников |
Художник |
Анна Чернова |
Художник-декоратор |
Наталья Данилова |
В ролях |
|
Женя |
Ника Здорик |
Отец |
Сергей Шнырев |
Денис |
Евгений Попович |
Работодатель |
Сергей Ланбамин |
Учительница |
Ксения Кастор |
Лейтенант |
Владимир Лукьянчиков |
Хозяйка квартиры |
Ян Гэ |
Призы и награды:
VI Московский фестиваль российского кино «Будем жить» (Москва, 2017)
Диплом «За лучшую женскую роль» актриса Ника Здорик
Leiden International Short Film Experience
Международный фестиваль дебютного кино «Scenecs» (Нидерланды 2017)
Фестиваль короткометражного кино «Короче» (Калининград 2017)
Кинофестиваль «Новый горизонт» (Воронеж 2017)
Просмотр фильма (15 мин)
Обсуждение фильма (50 мин)
Вопросы модератора (вопросы общего характера, позволяющие оценить общие впечатления зрителей и помогающие определить дальнейший ход анализа):
- Понравился ли вам фильм?
- Что не понравилось в фильме и почему?
- Почему авторы назвали фильм «Женек»? Можно ли предположить, что название неслучайно?
- На сколько смысловых частей и какие можно разделить фильм?
-Кто, на ваш взгляд, создал конфликтную ситуацию в начале фильма?
- Какой эпизод фильма вы назвали бы кульминацией? Почему?
«Мозговой штурм»
Задание: участники выбирают лист с вопросом и дают аргументированный ответ на него (вопросы заранее распечатаны на листах и разложены на отдельном столе, эти вопросы носят более детальный характер и мотивируют участников дать нравственную оценку происходящему и поступкам героев).
- Можно ли считать Женю типичным представителем современной молодежи?
- Чем Женя напоминает вас или вашего ребенка?
- Все ли в поступках Жени вы принимаете, с чем не соглашаетесь?
- Можно ли оправдать опоздание Жени домой после серьезного разговора с отцом?
- Правильно ли сделала Женя, бросив школу?
- Какие положительные и отрицательные черты мы увидели в главной героине фильма?
- Почему Женя не уходит на день рождения подруги в конце фильма?
- Как вы охарактеризуете отца героини?
- С какими методами воспитания отца Жени вы согласитесь? Что считаете неприемлемым?
- Прав ли отец Жени, поставив жесткое условие дочери в начале фильма?
- Как вы думаете, чего хотел добиться отец Жени, продержав ее сутки в полицейском участке?
- Смог ли отец такими жесткими мерами повлиять на поведение дочери?
- Какой эпизод фильма доказывает, что главный герой очень любит свою дочь?
- Какой эпизод фильма доказывает, что главная героиня очень любит своего отца и осознает свою вину?
- О каких семейных ценностях забыли главные герои?
- Как вы думаете, как сложились судьбы героев после случившейся трагедии? Изменились ли Женя и ее отец?
и др. вопросы, которые составляются модератором в зависимости от уровня подготовки аудитории и хода анализа фильма.
Работа в группах. Создание «Карт персонажей»
(Целесообразнее сформировать несколько групп родителей и подростков. Это дает возможность услышать разные мнения зрителей в зависимости от возраста, жизненного опыта и позволяет подвести к общему выводу в конце работы).
Задание: составить карты героев фильма, выделяя их характерные черты и подкрепляя примерами-эпизодами из фильма (Жени, ее отца, Дениса, учительницы, хозяйки съемной квартиры).
Работа в группах позволяет дать оценку не только главным героям, но и второстепенным, а также оценить поступки каждого и подчеркнуть роль всех персонажей в реализации авторского замысла. Так в ходе работы зрители обязательно укажут на преобладание следующих черт характера главных героев, приведших к возникновению конфликта и трагических последствий (далее прилагаются характеристики героев, составленные участниками киноклубов).
Таблица 2. Карта персонажа «Главная героиня фильма «Женек»
Женя |
|
+ |
- |
Аккуратность (девочка растет без матери) |
Гордость |
Верность дружбе (опоздала домой из-за тренировки перед спортивными состязаниями) |
Стремление к независимости и самостоятельности в столь юном возрасте |
Желание наладить отношения с отцом в начале фильма, попытка объясниться |
Юношеский максимализм |
Способность раскаяться и осознать свою вину |
Неумение предвидеть последствия своих поступков |
|
Наивность и заблуждение в отношении дружбы Дениса |
и др. |
и др. |
Таблица 3. Карта персонажа «Отец главной героини фильма «Женек»
Отец Жени |
|
+ |
- |
Занимается воспитанием дочери один, без жены |
Жесткость, преходящая в жестокость |
Неравнодушен к жизни дочери, волнуется о ней |
Не допускает возможности компромисса |
Пытается повлиять на дочь, добивается выполнения поставленных условий |
Не оставляет дочери шансов на решение конфликтной ситуации мирным путем |
Спасает дочь, рискуя собственной жизнью |
Подавляет личность дочери |
|
Лишает дочь выбора в сложившейся ситуации |
и др. |
и др. |
Как показывает опыт, у других героев данного фильма зрители в основном указывают только отрицательные черты характера, помогающие усугубить конфликт фильма и привести к печальному финалу.
Таблица 4. Карты персонажей «Денис – одноклассник и друг Жени», «Учительница,» «Хозяйка квартиры»
Денис |
Учительница |
Хозяйка квартиры |
Лицемерный |
Высокомерная |
Символ свободной жизни молодежи |
Не способный поддержать в трудной ситуации |
Безразличная к судьбе ученицы |
Раскованная |
Предавший дружбу |
Некорректная по отношению к своим ученикам |
Равнодушная к новой постоялице |
Бросивший на произвол судьбы девочку, считавшую его свои другом |
|
Заинтересованная в спокойной жизни и материальной прибыли |
Подводя итог этому виду работы, модератор обобщает высказанное участниками и акцентирует внимание на важности каждого героя для понимания конфликта произведения. Разыгравшаяся в фильме драма – не только следствие конфликта между отцом и дочерью, во многом его усугубляют и окружающие главную героиню люди. Поэтому очень важно обратить внимание подростков на незыблемость авторитета родителей в глазах детей и порой обманчивое отношение других людей, которые оказывают на них влияние.
Дискуссия «Кто же прав в фильме, а кто виноват?»
Модератор мотивирует участников начать дискуссию, предложив для обсуждения указанный вопрос. Участники делятся на две группы, соблюдая правила ведения дискуссии, высказывают свою точку зрения и приходят к выводу о том, что виноваты обе стороны конфликта. С одной стороны, умудренный жизненным опытом отец героини, искренне переживающий о своей дочери, но использующий слишком жесткие методы воспитания. С другой – юная дочь, жаждущая свободы и уверенная в своей правоте. Обоим не хватило доверия и понимания, чтобы избежать таргедии.
Творческая работа в парах (подросток +родитель)
Задание: поработайте совместно, напишите по 3-5 советов из вашего семейного опыта, как избежать конфликта между родителями и детьми (10 мин). Этот вид работы позволяет увидеть ситуацию в семьях, с которыми работает модератор. Заслушиваются ответы и совместно выбираются самые важные, на взгляд присутствующих. Предлагаем результат совместной работы, которую оформили как памятку для последующего родительского собрания.
ПАМЯТКА
Как избежать конфликтов между родителями и детьми!
Умейте слушать друг друга!
Умейте доверять друг другу!
Помните: самый ценный совет – совет ваших родителей!
Родители! Не забывайте, что вы были детьми!
Ребята! Уважайте своих родителей!
Никогда не забывайте: семья – самая главная ценность в вашей жизни!
Подведение итогов (10 мин)
- Заполнение «Ромашки семейных ценностей»
Вырезанная из белой и цветной принтерной бумаги большая ромашка фиксируется на флип-чарте. Участники пишут на лепестках по одному слову, характеризующему базовые ценности своей семьи и прикрепляют. Таким образом происходит обобщение представлений участников о важнейших нравственных ценностях, на которых базируются отношения родителей и детей в семьях. Наиболее актуальные из них: взаимоуважение, доверие, любовь, авторитет, умение ценить друг друга, способность идти на компромисс, жизненный опыт старших и др.
- «Домашнее задание для модератора» (интервьюирование присутствующих о том, какую тему интересно было бы рассмотреть на следующем заседании киноклуба). Интервью берет заранее подготовленный ученик модератор фиксирует пожелания и прогнозирует следующее заседание киноклуба исходя из пожелания участников.
- Заключительное слово модератора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.- С.105.
2. Воспитание школьников: № 1 2008 г./ Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье. С. 45 - 49.
3. Дереклеева Н. И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа – М.: ВАКО, 2008. – С.352
4. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. – Самара: Изд- во СГПУ , 2007. – С.20
5. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы. - М.: ВАКО, 2008. – С.176 .
6. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением - М.: Глобус, 2009- С. 256
7. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей – Волгоград: Учитель, 2011. – С.183
8. Шепелева Г. Г., Сотникова С. В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие// Воспитание школьников, № 5, 2012. - С. 24-30.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фотографии отдельных видов работы,
указанных в предлагаемой методической разработке
(Примечание: на фотографиях фрагменты работы по анализу короткометражного фильма «Женек» с нескольких мероприятий: заседания школьного киноклуба «Мы вместе!» совместно с родителями и учащимися МБОУ «Родниковская школа-гимназия» (ноябрь 2018 года), педагогического совета МБОУ «Родниковская школа-гимназия» в форме заседания киноклуба (март 2019), заседания киноклуба РДШ (Алушта, Сотера, октябрь 2018)
Фото 1. Вступительное слово модератора
Фото 2. «Мозговой штурм» для подростков
Фото 3. «Мозговой штурм» для учителей
Фото 4. Работа в группах. Создание «Карты персонажа» родителями
Фото 5. Работа в группах. Создание «Карты персонажа» учащимися
Фото 6. Дискуссия по фильму «Женек»
Фото 7. «Ромашка семейных ценностей»
Фото 8. «Ромашка семейных ценностей»
Фото 9. Интервьюирование участников киноклуба