12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
olga16

Психологическое занятие "Мы – вместе"

 

Автор МБОУ «Гимназия № 1,

Ольга Николаевна Ремизова

 

Аннотация

Родители для ребенка являются источников эмоционального тепла и поддержки, образцом для подражания, родником жизненного опыта, директивной инстанцией, распорядителями жизненных благ, наказаний и поощрений. Родители имеют дефицит информации о своем ребенке. Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость.  С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства. Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым. «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых». Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми».

Для оптимизации детско-родительских взаимоотношений были разработаны эти занятия основанные на сотрудничестве. Так как именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.

Цель занятий:

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком;

- оказание помощи родителям и ребенку в выходе на новый уровень понимания детей, активизация конструктивных ресурсов семьи;

- расширение психолого-педагогического кругозора родителей и, следовательно, влияние на благополучие и развитие ребенка.

Форма проведения: занятия рассчитаны на три целевых встречи родитель-ребенок (12-17 лет).

Режим работы:

- периодичность – 1 раз в неделю;

- продолжительность одного занятия – 1,5 – 2 часа.

Участники:

 

- родители;

- школьники 10-17 лет.

Ожидаемые результаты: по завершению занятия родители и подростки начинают более позитивно воспринимать друг друга, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы и манеру общения. Повышается эмоциональная открытость.

 

Занятие №1 «Путь доверия».

Цель: знакомство; принятие правил; установка на совместное взаимодействие.

Ход занятия

1.Разминка. «Подари улыбку». Цель: позитивный настрой. Инструкция: взявшись за руки психолог-родитель-ребенок, по часовой стрелке «дарят улыбку» друг другу, и называют ласково имя соседа.

2.Упражнение «Закончи предложение» (приложение № 1). Цель: развитие интуиции, с помощью которой, родитель и ребенок, смогли бы лучше понимать мышление и эмоции друг друга. Инструкция: предлагается прочитать незаконченные предложения. Заполнить за себя, и за ребенка/родителя. По завершению зачитывают предложения с ответами. Обсуждение.

3.Упражнение «Чем я замечательна как родитель/ребенок?». Инструкция: каждый анализирует себя, отмечая позитивные моменты и отрицательные (например: в воспитании ребенка; в отношении с родителем; анализирует себя как личность…). Вопрос: «Трудно ли было себя анализировать?»

4.Упражнение «Мои взаимоотношения в семье». Вопросы: «Есть ли у вас трудности в общении с родителем/ребенком, если есть, то какие?»; «По какой причине у вас возникают разногласия, и как часто?»; «Оцените по 5 бальной системе ваши взаимоотношения»; если не на «5», то задаю вопрос: «Что не хватает до 5, почему этого нет?»; «Что вы делаете, чтобы ваши отношения были на отлично?»; «Какой совет вы бы дали себе и родителю/ребенку, что ваши взаимоотношения были доверительными?».

5. Рефлексия встречи.

 

Занятие №2 «Учимся разрешать конфликты и понимать».

Цель: осознание своих типичных реакций в конфликт­ных ситуациях; обучение конструктивному решению кон­фликтов.

Ход занятия

1.Разминка. Инструкция: приветствие, «Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

2.Упражнения «Разрешение конфликтов». Инструкция: «Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов (называют качества.) Сейчас вам предстоит осмыслить то, что вы считаете самым опасным, самым разрушительным в конфликте с ребенком/родителем. Затем предлагается найти пути решения помогающие найти выход из конфликта. Например: внимательно слушать и прислушиваться друг к другу (когда внимательно слушаете друг друга, то показываете что мнение оппонента важно для вас и ценно); укреплять уважение друг к другу; избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить или вызвать злость; проявлять мысли и чувства без агрессивности; честно говорить о том, что испытываете, и при проявлении собственных чувств уважать личность другого человека).

3.Упражнение «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке/ родителе?». Инструкция: родителю и ребенку надо письменно ответить на вопросы: «Что радует в поведении ребенка/родителя? Что огорчает в поведении ребенка/родителя?». Затем обсуждение: «Что чувствует сам ребенок/родитель по поводу своего поведения? Будут ли изменения в поведении, учитывая ответы родителя/ребенка?»

4.Рефлексия.

 

Занятие №3 «Вместе мы сила»

Цель: подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-ро­дительских взаимоотношений; отработка навыков сотрудничества и равно­правных взаимоотношений c ребенком; закрепление позитивного опыта неформального общения; создание атмосферы взаимопонимания и доверия между члена­ми семьи.

Ход занятия

1.Разминка. Упражнение «Хвасталки» «Я такая (ой) ..., а мой ребенок такой (ая)...» Говорят позитивные прилагательные, которые характеризуют себя и своего ребенка.

2.Упражнение «Письмо любви» (приложение №2). Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей. Инструкция: родителю и обучающемуся предлагается написать (нарисовать) «Письмо любви». В письмах надо отразить: чувства, желания, обещания. Затем письма зачитываются и обсуждаются.

3. Упражнение «Весы просьб и обещаний». Инструкция: родителю и ребенку предлагаются закончить предложения: «Мои просьбы к родителю/ребенку», «Мои обещания родителю/ребенку».

4. Упражнение «Обмен мнениями, настроениями, чувствами»

Вопросы:

- Что нового узнали друг о друге?

- Что особенно трудно было выполнить?

- Какие моменты были самыми важными, трогательными, а может даже и смешными?

- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?

 

Список литературы

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.

Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблПКПР, 2012

Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.

https://trepsy.net/training/stat.php?stat=1595

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.