Психологическое занятие "Мы – вместе"
Автор МБОУ «Гимназия № 1,
Ольга Николаевна Ремизова
Аннотация
Родители для ребенка являются источников эмоционального тепла и поддержки, образцом для подражания, родником жизненного опыта, директивной инстанцией, распорядителями жизненных благ, наказаний и поощрений. Родители имеют дефицит информации о своем ребенке. Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость. С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства. Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым. «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых». Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми».
Для оптимизации детско-родительских взаимоотношений были разработаны эти занятия основанные на сотрудничестве. Так как именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.
Цель занятий:
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком;
- оказание помощи родителям и ребенку в выходе на новый уровень понимания детей, активизация конструктивных ресурсов семьи;
- расширение психолого-педагогического кругозора родителей и, следовательно, влияние на благополучие и развитие ребенка.
Форма проведения: занятия рассчитаны на три целевых встречи родитель-ребенок (12-17 лет).
Режим работы:
- периодичность – 1 раз в неделю;
- продолжительность одного занятия – 1,5 – 2 часа.
Участники:
- родители;
- школьники 10-17 лет.
Ожидаемые результаты: по завершению занятия родители и подростки начинают более позитивно воспринимать друг друга, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы и манеру общения. Повышается эмоциональная открытость.
Занятие №1 «Путь доверия».
Цель: знакомство; принятие правил; установка на совместное взаимодействие.
Ход занятия
1.Разминка. «Подари улыбку». Цель: позитивный настрой. Инструкция: взявшись за руки психолог-родитель-ребенок, по часовой стрелке «дарят улыбку» друг другу, и называют ласково имя соседа.
2.Упражнение «Закончи предложение» (приложение № 1). Цель: развитие интуиции, с помощью которой, родитель и ребенок, смогли бы лучше понимать мышление и эмоции друг друга. Инструкция: предлагается прочитать незаконченные предложения. Заполнить за себя, и за ребенка/родителя. По завершению зачитывают предложения с ответами. Обсуждение.
3.Упражнение «Чем я замечательна как родитель/ребенок?». Инструкция: каждый анализирует себя, отмечая позитивные моменты и отрицательные (например: в воспитании ребенка; в отношении с родителем; анализирует себя как личность…). Вопрос: «Трудно ли было себя анализировать?»
4.Упражнение «Мои взаимоотношения в семье». Вопросы: «Есть ли у вас трудности в общении с родителем/ребенком, если есть, то какие?»; «По какой причине у вас возникают разногласия, и как часто?»; «Оцените по 5 бальной системе ваши взаимоотношения»; если не на «5», то задаю вопрос: «Что не хватает до 5, почему этого нет?»; «Что вы делаете, чтобы ваши отношения были на отлично?»; «Какой совет вы бы дали себе и родителю/ребенку, что ваши взаимоотношения были доверительными?».
5. Рефлексия встречи.
Занятие №2 «Учимся разрешать конфликты и понимать».
Цель: осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; обучение конструктивному решению конфликтов.
Ход занятия
1.Разминка. Инструкция: приветствие, «Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
2.Упражнения «Разрешение конфликтов». Инструкция: «Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов (называют качества.) Сейчас вам предстоит осмыслить то, что вы считаете самым опасным, самым разрушительным в конфликте с ребенком/родителем. Затем предлагается найти пути решения помогающие найти выход из конфликта. Например: внимательно слушать и прислушиваться друг к другу (когда внимательно слушаете друг друга, то показываете что мнение оппонента важно для вас и ценно); укреплять уважение друг к другу; избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить или вызвать злость; проявлять мысли и чувства без агрессивности; честно говорить о том, что испытываете, и при проявлении собственных чувств уважать личность другого человека).
3.Упражнение «Что радует и что огорчает меня в моем ребенке/ родителе?». Инструкция: родителю и ребенку надо письменно ответить на вопросы: «Что радует в поведении ребенка/родителя? Что огорчает в поведении ребенка/родителя?». Затем обсуждение: «Что чувствует сам ребенок/родитель по поводу своего поведения? Будут ли изменения в поведении, учитывая ответы родителя/ребенка?»
4.Рефлексия.
Занятие №3 «Вместе мы сила»
Цель: подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-родительских взаимоотношений; отработка навыков сотрудничества и равноправных взаимоотношений c ребенком; закрепление позитивного опыта неформального общения; создание атмосферы взаимопонимания и доверия между членами семьи.
Ход занятия
1.Разминка. Упражнение «Хвасталки» «Я такая (ой) ..., а мой ребенок такой (ая)...» Говорят позитивные прилагательные, которые характеризуют себя и своего ребенка.
2.Упражнение «Письмо любви» (приложение №2). Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей. Инструкция: родителю и обучающемуся предлагается написать (нарисовать) «Письмо любви». В письмах надо отразить: чувства, желания, обещания. Затем письма зачитываются и обсуждаются.
3. Упражнение «Весы просьб и обещаний». Инструкция: родителю и ребенку предлагаются закончить предложения: «Мои просьбы к родителю/ребенку», «Мои обещания родителю/ребенку».
4. Упражнение «Обмен мнениями, настроениями, чувствами»
Вопросы:
- Что нового узнали друг о друге?
- Что особенно трудно было выполнить?
- Какие моменты были самыми важными, трогательными, а может даже и смешными?
- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?
Список литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблПКПР, 2012
Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.