12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
МИШИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА74

ЖД ВОКЗАЛ
PPTX / 3.59 Мб

/data/files/a1652471562.pptx (ЖД ВОКЗАЛ)Тема: Здание ЖД вокзала.

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с архитектурным памятником г. Волгограда, воспитание обучающихся в духе патриотизма, формирование стойкого интереса к историческим событиям своей малой родины.

Планируемые результаты: уметь определять вид изучаемого объекта; давать определение понятиям: элементы внутренней и внешней отделки зданий, создавать историческую справку на основе исторического материала, определять особенности классического архитектурного стиля, понимать ценность архитектурного здания.

Оборудование к занятию: рабочая тетрадь.

Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.

Ход занятия

Самоопределение к деятельности.

Слайд 2.

Учитель. Дорогие мои памятниковеды, сегодня нам предстоит исследовать объект -  прекрасное и величественное здание.  

Ученики. Это здание железнодорожного вокзала в Волгограде.

Слайд 3.

Учитель. Какие цели поставим перед собой?

Ученики.

1. Узнать историю создания объекта.

2. Узнать об особенностях архитектурного стиля.

3. Узнать о том, какое место занимает объект в современной жизни города.

4. Сделать выводы о ценности исследуемого объекта.

2. Создание проблемной ситуации.

Слайд 4.

Учитель. Попробуйте определить вид изучаемого объекта. Свой ответ обоснуйте.

Памятник архитектуры

Памятник истории

Памятник природы

Памятник археологии

Учитель. Возможно более полная картина предстанет перед нами после исследования. Посмотрим, кто же оказался прав в конце занятия.

Словарная работа

Слайд 5.

Учитель. Прежде, чем исследовать объект обратимся к понятиям, значение которых могут быть малоизвестными для нас. Внимательно прочитаем слова, определим их значение.

Лепнина - это красивый лепной элемент декора из какого-либо материала, которым можно украшать как внутренние комнаты строения, так и само строение с наружной стороны.

Слайд 6.

Карниз - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Слайд 7.

Кессоны- (фр. caisson — ящик от итал. casseta — кассета) — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Слайд 8.

Розетка - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме.



Слайд 9.

Фреска - (от итал. fresco — свежий) , живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой.

Слайд 10.

Фасад -  (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Восприятие теоретического материала и выполнение практических заданий в рабочей тетради.

Слайд 11.

Учитель. Сейчас мы посмотрим видеосюжет, рассказывающий о нашем объекте.

Задание во время просмотра: путешествуя во времени, выделите исторические периоды и события, связанные с данным зданием. Если необходимо делайте записи на черновике.

Слайд 12.

Проверка:

царинский период,

советский период,

Сталинградская битва,

послевоенное восстановление,

современное здание вокзала .

Работа в рабочей тетради: задание №1.

Учитель. Работа в группах. Пред вами историческая справка здания. Восстановите её правильное содержание.









Дата

Событие, которое произошло в данный период.

1862 год

Строительство первого кирпичного здания вокзала.

1868-1870 гг

Начала работать Грязе-Царицынская железная дорога.

1871 год

Строительство первой Волго –Донской железной дороги в Царицыне и первого деревянного вокзала.

1931 год


Здание расширено, достроен второй этаж и большое правое крыло.

1942 год

К 60-летию Победы здание было капитально отремонтировано.

1954 год

Здание разрушено в результате бомбардировки и боёв во время Сталинградской битвы.

2005 год

Новое здание возведено на месте старого.

2013 год

Открытие восстановленного здания Вокзала Волгоград - 1.

2014 год

Террористический взрыв. Здание повреждено и частично разрушено.

Проверка задания.

Слайд 13 - 21

Информация для учителя.

Новой драматической страницей в истории вокзала в Волгограде стал террористический акт 29 декабря 2013 г. Взрыв прогремел в 12.45 у входа в досмотровую зону. В городе он стал вторым из цепочки подобных чрезвычайных происшествий в 2013 г. Врачи скорой помощи и больниц города пришли на помощь 49 жертвам террористов. Значительный ущерб при взрыве был нанесён и зданию вокзала. Взрывной волной были выбиты двери и окна, повреждён интерьер здания, остановились башенные часы. Восстановительные работы начались незамедлительно и вскоре все нанесённые взрывом повреждения были устранены.

Вывод.

Учитель. Первый этап нашего исследования завершен. Что нового мы для себя узнали?

Ученики. Узнали об исторических событиях и лицах, связанных с исследуемым объектом.

Учитель. Мы переходим ко 2 этапу нашего исследования. Особенности Архитектурного стиля.

Слайд 22.

Учитель. Облик здания соответствует всем канонам классицизма, господствовавшего в архитектуре первой половины 1950 годов. Что характерно для этого стиля?

Ученики. Торжественность и величественность облика здания характерны для этого стиля.

Учитель. Трёхэтажное кирпичное здание в основном облицовано гранитом и инкерманским камнем, но часть фасадов оштукатурена. Для отделки помещений строители обильно использовали мрамор. Два крыла здания соединены центральной частью, над которой возвышается башня с часами. Башню центральной части венчает высокий шпиль, увенчанный позолоченной звездой. Общая высота здания составляет 67 м, что придаёт ему значение доминанты в окружающей городской застройке. Часы в башне вокзала смонтировали в 1959 г. Диаметр их циферблата составляет 4 м, а длина  минутной стрелки около 2 м.

Слайд 23.

В декоративном убранстве холла и залов вокзала использованы лепные карнизы, разнообразные розетки и кессоны.

Слайд 24.

В правом крыле расположился зал ожидания. Ведущей художественной темой в его оформлении стал воинский подвиг русского солдата. Сражения Гражданской и Великой Отечественной войны запечатлены на его стенах. Как отмечал директор волгоградского железнодорожного музея О. Н. Кириченко, в сюжетах картин о Гражданской войне изображены реальные участники событий. В  левом крыле находятся билетные кассы.

Слайд 25.

Строительство Волго-Донского канала, Волжской ГЭС, мирный труд на других масштабных стройках стал сюжетом живописных работ художников. Над росписями стен в обеих частях вокзала работали художники Я. Скрепков, Д. Мерперт, В. Крылов.


Вход в вокзал имеет форму арки, это была задумка архитектурной группы, так как в самом городе триумфальной арки нет. Над аркой находится скульптурная композиция «Апофеоз труда»: Родина-мать в окружении детей и рабочих держит в воздетых руках лавровый венок. В композиции есть ученый, который опирается на книгу, рабочий-сталевар, позади дети, как символ подрастающего поколения и молодежи и женщина, венчающая венком победителей! Все скульптуры и барельефы на здании и около него выполнили скульпторы М. Д.  и Н. А. Павловские и В. Н. Безруков.

Слайд 26

К центральному входу в вокзал ведёт широкая лестница из гранитных плит. По сторонам от неё на постаментах из полированного серого камня установлены многофигурные барельефы высотой по пять метров. С левой стороны от входа в камне изображены события Гражданской войны. На правом барельефе высечены фигуры героев Сталинградской битвы. У ног идущих в атаку бойцов лежит поверженное фашистское знамя.

Слайд 27.

На фасаде здания над главным входом установлено ещё несколько барельефов - изображений двух наград города-героя: слева - орден Красного Знамени и справа - медаль «За оборону Сталинграда».

Здание вокзала – самый яркий объект Привокзальной площади и является архитектурной доминантой всей цепочки площадей от набережной Волги и центральной части города.

Работа в рабочей тетради: задание №2.

Уt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gif читель. Работа в парах. Укажи знакомые архитектурные элементы здания.

t1652471479ab.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gif

t1652471479ac.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479ad.jpg

t1652471479ae.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gif

Слова для справок: башня с часами, шпиль, позолоченная звезда, лепные карнизы, кессоны, фреска, скульптурная композиция «Апофеоз труда», арка, барельефы "События гражданской войны", "Герои Сталинградской битвы", барельефы: орден Красного Знамени, медаль «За оборону Сталинграда», лестница из гранитных плит.

Проверка задания.

Вывод.

Учитель. Какой стиль использовался для строительства здания вокзала? Что характерно для этого стиля?

Динамическая пауза

Слайд 28

Учитель. Третий этап нашего исследования: "Место здания вокзала в современной жизни Волгограда".

Учитель. В наши дни по железной дороге в Волгоград прибывает и покидает город в среднем около 3,5 тыс. пассажиров ежедневно. От  перронов вокзала каждый день отправляются поезда в пяти направлениях: до Ростова-на-ДонуКраснодараСаратоваАстрахани и Москвы. От привокзальной площади отправляются и некоторые автобусы дальнего следования до Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Москвы. Современный железнодорожный вокзал в Волгограде – прекрасное и величественное сооружение с развитой системой разнообразных услуг для пассажиров.

Слайд 29

Вокзал Волгоград-1 располагает обширным перечнем услуг для пассажиров:

хранение ручной клади и багажа

взвешивание ручной клади

переноска ручной клади и багажа к поезду и от поезда

проживание в комнатах отдыха, в комнатах матери и ребенка (расположены на 3-ем этаже северного крыла вокзала)

душевые комнаты

стирка белья

санитарно-бытовые комнаты

пребывание в зале повышенной комфортности

объявления по вокзалу по громкоговорящей связи

торговля сопутствующими товарами в дорогу

информационно-справочные услуги (информация о ж.д.билетах, расписание движения поездов по ст.Волгоград-I, наличие мест).

Железнодорожный вокзал является одним из важнейших узлов РЖД.



Работа в рабочей тетради: задание №3.

Учитель. Подчеркните признаки, которые характеризуют здание современного вокзала Волгоград 1.

Важнейший узел РЖД;

станция Приволжской железной дороги, обслуживающая поезда дальнего следования и пригородного сообщения;

это центральная станция города;

обслуживает около 3,5 тысяч пассажиров ежедневно;

комфортабельное здание с разнообразными услугами.

Проверка.

Слайд 31

Учитель. У нас остался один не исследуемый вопрос. Ценность объекта.

Вернёмся к главному вопросу занятия. К какому виду памятников мы отнесём наш объект?

Ученики. Памятник архитектуры. Это объект строительного искусства - свидетельство конкретной исторической эпохи, её культуры, идеологии и социальных отношений в обществе.

Слайд 32

Учитель. В 1997 году здание железнодорожного вокзала было признано памятником архитектуры регионального значения.

В чём же ценность этого объекта?

Вывод. Железнодорожный вокзал Волгограда вызывает интерес не только как объект транспортного назначения. Это ценнейшее достояние Царинской эпохи. Оно часть нашей истории, часть нашей страны. Оно вселяет чувство гордости за своих предков.

Работа в рабочей тетради: задание №4.

Учитель. Наш объект исследован. Теперь мы можем дать ему краткую характеристику по схеме и отправить наше дело в архив.

Дайте краткую характеристику изученному объекту.

1.Название и местонахождение памятника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дата создания

________________________

3. Назначение сооружения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Характерные детали внешнего вида

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое впечатление он производит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученики зачитывают свои записи.

5. Рефлексия деятельности. Итог занятия.

Учитель. Наше занятие подошло к концу. Найдите в конце страницы локомотив, он поможет оценить себя на занятии. Как вы думаете почему он здесь изображен?

Учитель. Если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали их самостоятельно - раскрасьте картинку зелёным цветом.

Если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали некоторые трудности - раскрасьте жёлтым цветом.

Если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания- раскрасьте красным цветом.

t1652471479af.jpg









































Задания в рабочей тетради

Пред вами историческая справка здания. Восстановите её правильное содержание.

Дата

Событие, которое произошло в данный период.

1862 год

Строительство первого кирпичного здания вокзала.

1868-1870 гг

Начала работать Грязе-Царицынская железная дорога.

1871 год

Строительство первой Волго –Донской железной дороги в Царицыне и первого деревянного вокзала.

1931 год


Здание расширено, достроен второй этаж и большое правое крыло.

1942 год

К 60-летию Победы здание было капитально отремонтировано.

1954 год

Здание разрушено в результате бомбардировки и боёв во время Сталинградской битвы.

2005 год

Новое здание возведено на месте старого.

2013 год

Открытие восстановленного здания Вокзала Волгоград - 1.

2014 год

Террористический взрыв. Здание повреждено и частично разрушено.



Укажи знакомые архитектурные элементы здания.



t1652471479ab.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gif











t1652471479ac.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gif



t1652471479ad.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gif



t1652471479ae.jpgt1652471479aa.gift1652471479aa.gift1652471479aa.gif

Слова для справок: башня с часами, шпиль, позолоченная звезда, лепные карнизы, кессоны, фреска, скульптурная композиция «Апофеоз труда», арка, барельефы "События гражданской войны", "Герои Сталинградской битвы", барельефы: орден Красного Знамени, медаль «За оборону Сталинграда», лестница из гранитных плит.

Подчеркните признаки, которые характеризуют здание современного вокзала Волгоград 1.

Важнейший узел РЖД;

станция Приволжской железной дороги, обслуживающая поезда дальнего следования и пригородного сообщения;

это центральная станция города;

обслуживает около 3,5 тысяч пассажиров ежедневно;

комфортабельное здание с разнообразными услугами.

4. Дайте краткую характеристику изученному объекту.

1.Название и местонахождение памятника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дата создания

________________________

3. Назначение сооружения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Характерные детали внешнего вида

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое впечатление он производит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1652471479af.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 15.05.22 в 08:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень познавательно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.