Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»

Асбестовского городского округа







Тема работы: Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» по теме: «Здоровье»












Автор: Кудрявцева Светлана Сергеевна,

учитель математики выс. кв. категории












Асбестовский городской округ

2024-2025 учебный год

Тема работы: Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» по теме: «Здоровье»

Возрастная категория: 11-12 лет

Методы, методики, формы и приёмы проведения мероприятия:

элементы технологий - личностно-ориентированное, проблемное обучение, технология критического мышления, педагогика сотрудничества;

методы - объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод творческой деятельности, мозговой штурм, решение проектных задач;

ведущая форма проведения урока: групповая работа;

используемые приемы: работа с текстами и таблицами, загадки, оценивание по чек-листу, взаимооценка;

интерактивные методы и приёмы: работа в группах; мозговой штурм; решение проектных задач.

Запланированная длительность мероприятия: 40 мин.

Перечень ресурсов:

материально-технические - компьютер учителя, мультимедийный проектор, тонометр;

информационные - презентация, раздаточный материал (таблицы).

Место проведения мероприятия: учебный кабинет, в котором организовано пространство для групповой работы обучающихся, наличие мультимедийного оборудования.



















Содержание

Пояснительная записка …………………………………………….………....4

Ход проведения занятия «Здоровье»……………………………..………......7

3. Список литературы ………………………………………………………….. 13

4. Приложения …………………………………...………………………………14























































Пояснительная записка

Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» по теме «Здоровье» - 5 класс разработана с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основная цель такого занятия — формирование у обучающихся понимания важности сохранения здоровья через использование различных приёмов, в данном случае, составление правильного меню приема пищи с учетом норм калорий.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке: целеполагание, планирование, индивидуальная работа, групповая работа, фронтальная работа, коррекция, самоконтроль, рефлексия. Данные виды предусматривают более высокую активность обучающихся и направлены на формирование универсальных учебных действий и функциональной грамотности обучающихся.

Необходимость использования технологии групповой работы на уроке в условиях новых ФГОС для создания благоприятных условий формирования ключевых компетенций обуславливает актуальность настоящей методической разработки.

Задания для работы в группах направлены на подсчет калорий, что является важным инструментом для управления весом и поддержания здорового образа жизни. А также на умение составлять полезное меню для себя и членов своей семьи.

Цель занятия: формирование математической грамотности обучающихся посредством решения учебно-практических задач.

Задачи:

Образовательные: научиться применять математические знания в анализе данных о здоровье.

Развивающие: развивать математическое мышление школьников, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: формирование ответственного отношения к собственному здоровью, формирование ответственного отношения к собственному здоровью, воспитывать умения работать в коллективе, сопереживать другому, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; способность принимать самостоятельные решения; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев), выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи.

Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту

Предметные: умение применять математические знания для решения практических задач, связанных с расчетом калорийности пищи.

Механизмы оценивания обучающихся: индивидуальная оценка, представление коллективного результата деятельности группы, самооценка, взаимооценка.


Хронометрические данные занятия

Блоки, этапы

Время

Мотивационно-целевой блок


Мотивационный этап

2 минуты

Актуализация знаний по предложенной теме и фиксирование проблем.

3 минуты

Постановка целей занятия

1 минута

Процессуальный блок


Этап осуществления первого пробного действия, выявление затруднения

5 минут

Этап закрепления нового знания

22 минуты

Результативный и рефлексивный блок занятия


Этап рефлексии деятельностной

2 минуты

Этап рефлексии содержательной

4 минуты

Объяснение домашнего задания


Домашнее задание

1 минута















Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой блок

Мотивационный этап

( 2 мин)


Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на очередном занятии, где мы будем учиться решать задачи, содержащие жизненные ситуации. Напоминаю, что девиз наших занятий «Не для школы, а для жизни мы учимся!» (Древнеримский философ Сенека) (слайд 1)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.


Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия вам необходимо отгадать загадку:
Есть у каждого, друзья,

Но купить его нельзя.

Берегите с малых лет,

Ведь ему замены нет



Отгадывают загадку


Ответ: здоровье


Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия. (Слайд 2)

Формулируют тему.

Актуализация знаний по предложенной теме и фиксирование проблем.

(3 мин)


Что такое здоровье?

Согласно словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Как вы думаете, что человеку необходимо делать для поддержания и укрепления здоровья?

Чтобы поддерживать и укреплять здоровье необходимо правильно питаться и посещать спортивные секции. Для правильной работы организма нам нужно определенное количество калорий.

Что такое калории?

Калории — это единицы энергии, заключенной в пище, которые наш организм может или использовать сразу, или отложить про запас. Подсчет калорий является важным инструментом для управления весом и поддержания здорового образа жизни.

Как думаете, почему необходимо учитывать калории в своём рационе?

Вот основные причины, почему стоит учитывать калории в своем рационе:

-управление весом (подсчет калорий помогает контролировать массу тела)

-понимание качества пищи (знание калорийности продуктов позволяет лучше ориентироваться в их питательной ценности. Это помогает выбирать более полезные продукты с низкой калорийностью, что способствует сбалансированному питанию);

- улучшение собственного здоровья

(контроль за потреблением калорий способствует более осознанному выбору продуктов и может привести к улучшению здоровья, снижению риска заболеваний, таких как ожирение и диабет. Здоровое питание также положительно влияет на уровень энергии и общее самочувствие).

(слайд 3)

Учащиеся предлагают варианты




Учащиеся предлагают варианты






Учащиеся предлагают варианты






Учащиеся предлагают варианты





Учащиеся знакомятся с основными причинами подсчета калорий, обсуждают услышанную информацию


Постановка целей занятия (1 мин)

Сформулируйте цели занятия.

Учитель обобщает

Учащиеся формулируют цели.

Процессуальный блок

Этап осуществления первого пробного действия, выявление затруднения

( 5 мин)


Работа будет проходить в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе: работать должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо. Каждой группе предстоит выполнить 4 задания. Во время работы вам необходимо будет оценивать деятельность каждого участника группы и результаты работы. Познакомьтесь с чек-листом. (приложение 1) и рейтинговой таблицей (приложение 2 ).

В конце занятия подведём итог, победителем будет та группа, которая заработала больше баллов

Ребята, посмотрите на таблицу распределение калорий по приему пиши (приложение 3), таблицу калорийности продуктов (приложение 4), таблицу калорийности готовых блюд (приложение 5). Учитель раздает каждой группе по три таблицы. На знакомство с таблицами 1 минута.

Задание №1:

Семья Кости решила считать калории при приеме пищи. Костя составил меню на день (приложение 5), используя три таблицы (Таблицу калорийности разных продуктов, Таблицу суточной нормы калорийности и Таблицу готовых блюд). Соответствует ли его меню норме калорийности?

Учитель раздает каждой группе меню. На выполнение задания 4 минуты.

После выполнения разбор (ошибки, затруднения, причины, пути решения).

Знакомятся с чек- листом и критериями оценивания, вписывают свою фамилию, имя.











Учащиеся знакомятся с таблицами.







Учащиеся работают с источником информации, проверяют соответствие меню с данными в таблицах. Представление и обсуждение полученных результатов

Этап закрепления нового знания.

( 22 мин)


Задание №2

В выходной день после обеда друзья позвали Костю погулять до 18 часов. Костя друзьям во время прогулки предложил зайти в Бургер кинг и пополдничать . По представленной картинке калорийности фасфудов (приложение 6) вам необходимо ответить на вопросы:

Вопрос 1:

Какой фастфуд превышает по калорийности нормы полдника?

Вопрос 2:

Можно ли Коле купить Милк Шейк?

Учитель раздает каждой группе калорийности фастфудов (приложение 6). На выполнение задания 4 минуты.

Физкультминутка

Учитель называет полезные и вредные продукты питания, если продукт полезен ребята хлопают два раза, если вредный – один раз (проводиться в течение 1 минуты).

Задание №3

По представленным таблицам составьте для Кости и его семьи меню на «Рыбный день», так чтобы число калорий не превышало суточной нормы (приложения 3-5).

На выполнение задания не более 6 минут +4 минуты на взаимопроверку

Задание №4

Каждый вечер, после ужина, Костя проверяет артериальное давление у всех членов своей семьи, показатели измерения заносит в таблицу (приложение 7). Сравните артериальное давление членов семьи Кости с нормами артериального давления (приложение 8). Ответьте на вопросы:

1.Соответствует ли давление Костиной бабушки во вторник норме?
2.На сколько мм.р.с оно выше или ниже нормы?

У кого на протяжении всей недели

артериальное давление в норме?

Давайте тонометром проверим ваше давление. Соответствует оно норме или нет (по 1 человеку от группы). На выполнение задания 4 минуты +3 минуты на взаимопроверку.


Учащиеся работают с источником информации, отвечают на поставленные вопросы. Представители каждой группы дают обоснованный ответ.






Анализируют информацию,

хлопают.




Составляют меню. Группы меняются составленным меню, производят поверку на норму калорийности.

Соотнесение показателей с таблицей.










Измерение артериального давления.



Результативный и рефлексивный блок занятия

Этап рефлексии деятельностной

( 2 мин)


Подведение итогов соревнования.

Давайте подведем итоги. Посчитайте полученные баллы (чек-лист 1). Проведите совместную оценку деятельности по чек-листу 2.

Награждение команд.

Подведение итога по целям занятия.

Подсчитывают баллы.


Самооценка, в случае затруднений совместное обсуждение

Этап рефлексии содержательной

(4 мин.)






Учитель просит продолжить

предложения (Слайд 4 )

Сегодня на занятии:

Было интересно …

Мне понравилось …

Я узнал (а) …

У меня получилось …

Теперь я могу …


Ответы обучающихся


Объяснение задания, которое дети выполняют дома по желанию



Домашнее задание (1 мин)

Объяснение домашнего задания: Составить полезное меню для своей семьи, учитывая вкусы каждого члена, с учетом нормы калорийности в программе Microsoft Excel .


Ребята, я надеюсь, что после нашего занятия вы будете подсчитывать калории, научите считать калории членов своей семьи, составлять здоровое меню. Закончить наше занятие мне хочется словами Гиппократа:

« Пусть еда будет вашим лекарством, пока лекарство не стало вашей едой!» (слайд 5 ). Спасибо за работу !























Список литературы

Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях; 3-е издание, переработанное, 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений / Л. С. Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л. С. Кожуховской. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с

Пособие «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» ( 17 сборников) издательства «Просвещение»

Ресурсы интернета :

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

http://skiv.instrao.ru







































Приложение 1

Чек – лист 1 группы №

Ф.И. участника

1


2


3


4


Итого





































Чек – лист 2

Оценивание деятельности обучающихся

Выдвигал идеи по решению

Находил самостоятельно ответы на вопросы

Выполнял самостоятельно вычисления без ошибок


Исправлял ошибки участников своей группы

Отвечал на вопросы участников своей группы

Задавал вопросы по теме участникам своей групп

Исправлял ошибки участников других групп

Отвечал на вопросы участников других группы

Задавал вопросы по теме участникам других групп

1

1

1

1

1

1

1

1

1





Приложение 2

Рейтинговая таблица активности групп

зt1730356577aa.gif адания

группы

1

2

3

4

Итого

Место

1







2







3







4







5



















































Приложение 3

t1730356577ab.jpg































Приложение 4

t1730356577ac.png





























Приложение 5

t1730356577ad.jpg

Приложение 6

Меню на день :



Завтрак :

-кукурузные хлопья

- блины с творогом

-чай без сахара



Обед :

-суп с макаронами

-гуляш свиной

-картофель отварной

-винегрет

-икра зернистая

-чай со сливками



Полдник :

- кефир 1%

-омлет



Ужин :

-биточки рыбные

-каша гречневая

-напиток из сиропа









Приложение 7

t1730356577ae.jpg











Приложение 8



Показатели измерений артериального давления за неделю


Член семьи

Возраст ( года)

Показатели измерений (мм.р.с )

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье



Дедушка

64

146/85

144/95

145/83

145/82

148/90

146/83

146/80

Бабушка

58

145/85

152/95

146/85

143/80

150/88

144/85

144/80

Папа

35

129/81

129/81

129/81

129/81

129/81

129/81

129/81

Мама

33

127/80

127/80

128/81

127/80

127/80

127/80

127/80

Костя

11

110/80

110/80

110/80

110/80

110/80

110/80

110/80

































Приложение 9



Таблица норм артериального давления по возрастам

t1730356577af.png

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.