Классный час «Здоровье - наше богатство»
От нравственного здоровья к физическому
Тематический классный час для 5 класса при участии 8 класса
Цели:
- формирование навыков здорового образа жизни;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
- активизировать познавательные способности;
- развивать и продемонстрировать творческие способности учащихся;
- дать советы по сохранению и укреплению здоровья;
- показать связь физической культуры и спорта со здоровьем и успехом;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Подготовительная работа: репетиции слов стихотворений и песни с учащимися, подготовка сценария, творческое задание учащимся 5 и 8 классам (плакат на тему: «Правильная ли у тебя осанка?»), подготовка памяток на тему: «Закаливание организма водой», примерный режим дня для учащихся, учащимся 8 класса подготовить гимнастические упражнения под контролем учителя, договориться с представителем ФАПа о выступлении на тему: «Закаливание организма водой».
Ход тематического классного часа
На доске надпись: « Каковы мысли человека и его сердце, таков и он сам».
- Как вы понимаете слова древнего мудреца? (Если постоянно твердить себе что-то, то это и произойдет на самом деле).
- Что является «контролером человека»? («Контролером» человека является разум. Тело за себя думать не может. Разум постоянно должен командовать телом).
- С чего стоит начать наше мероприятие? (с режима дня)
- Кто из вас всё успевает делать: учить уроки, гулять, выполнять обязанности по дому и т.д.? (ответы детей)
Расскажите о своих режимах дня. (ответы детей)
Ученик 1:
О здоровье
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
Ученик 2:
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
Ученик 3:
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Примерный режим дня для учащихся ( при начале занятий в 8.30).
1. Подъем 7.00
2. Туалет, гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели 7.00-7.35
3. Завтрак 7.35 – 7.50
4. Дорога в школу 7.50 – 8.20
5. Занятия в школе 8.20 – 15.00
6. Дорога домой 15.00 – 15.30
7. Обед 15.30 – 16.00
8. Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры 16.00 – 18.00
9. Приготовление уроков 18.00 – 20.00
10. Ужин и свободные занятия 20.00 – 21.00
11. Приготовление ко сну 21.00-21.30
12. Сон 21.30 – 7.00
Каждое утро после гимнастики рекомендуется делать холодное обтирание. Это укрепляет нервную систему, убережет от простуды. А как делать обтирание расскажет…
Ученик 4: Начинать обтирание нужно летом. Температура воды сначала должна быть 30-32 градуса С. Постепенно ее нужно понизить до 16 – 18 градусов С. Обтирание нужно делать не более 4 – 5 минут. Для обтирания подойдет жёсткое махровое полотенце и рукавичка.
Ученик 5: Окуни рукавичку в таз с водой. Слегка отожми. Оботри одну руку от пальцев к плечу. Сейчас же крепко разотри влажную руку сухим полотенцем от пальцев к плечу. То же самое проделай со второй рукой. Грудь и живот, а также и спину, обтирают водой и вытирают полотенцем быстрыми круговыми движениями и обязательно досуха. Ноги обтирают и вытирают от пальцев вверх (показ и повторение всеми остальными данных действий). Водой комнатной температуры и обтирайся, форточку прикрывай.
Переход в спортзал на вторую часть мероприятия.
Звучит музыка В. Высоцкого «Вдох глубокий, руки шире…». Дети подпевают и совершают свободные движения по кругу.
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите, три-четыре,
Бодрость духа, грация и пластика,
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока ещё, гимнастика.
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока ещё, гимнастика.
Если вы в своей квартире,
Лягте на пол, три-четыре,
Выполняйте правильно движения.
Прочь влияние извне,
Привыкайте к новизне,
Вдох глубокий до изнеможения.
Прочь влияние извне,
Привыкайте к новизне,
Вдох глубокий до изнеможения.
Разговаривать не надо,
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми.
Если очень вам неймётся,
Обтирайтесь чем придётся,
Водными займитесь процедурами.
Если очень вам неймётся,
Обтирайтесь чем придётся,
Водными займитесь процедурами.
Не страшны дурные вести,
Начинаем бег на месте,
В выигрыше даже начинающий.
Красота, среди бегущих
Первых нет и отстающих,
Бег на месте общепримиряющий.
Красота, среди бегущих
Первых нет и отстающих,
Бег на месте общепримиряющий.
Красота, среди бегущих
Первых нет и отстающих,
Бег на месте общепримиряющий.
Красота, среди бегущих
Первых нет и отстающих,
Бег на месте общепримиряющий.
- Правильная ли у вас осанка? (ответы детей). Разделимся на пары. Посмотрим друг на друга со спины. Симметрично ли расположены у нас плечи? (дети отвечают). Если нет – одно несколько выше другого – насторожимся! Это один из признаков бокового искривления позвоночника – сколиоза.
Проверяем свою осанку. Нам в этом помогут учащиеся 8 класса.
1 ученик: Встаем спиной вплотную к стене. Если осанка правильная, лопатка, ягодицы и пятки будут касаться стены. Если же стены касаются только лопатки и пятки, осанка неправильная. (показ учеником 8 класса, затем проверка у учащихся 5 класса).
2 ученик: Чтобы определить, устраним этот дефект или зафиксировался, встаем по стойке «смирно», вытягиваясь. Вот уже коснулись стены и ягодицы! Значит, в данном случае еще нет анатомических отклонений, а есть невнимание к себе (учащиеся 5 класса выполняют, 8 класс контролирует).
Лучше вовремя начать заниматься специальной гимнастикой, следить за собой. Вот для этого следующие упражнения. Для них нам понадобится гимнастическая палка (можно кухонную скалку).
3 ученик: Держим палку за головой на лопатках. Делаем вдох и резко поворачиваем туловище вправо; возвращаемся в исходное положение (выдох). Показ и выполнение.
4 ученик: Держим палку над головой. Опускаем ее на лопатки, выдыхаем, поднимаем над головой и вдыхаем. Показ и выполнение.
5 ученик: Держим палку внизу. Делаем шаг вперед правой ногой и приседаем на ней, поднимаем палку вверх (вдох). Возвращаемся в исходное положение и выдыхаем. Показ и выполнение.
6 ученик: Поднимаем палку вертикально перед собой. Приседаем с прямой спиной. Показ и выполнение.
Помни! Все эти упражнения действительно хорошо укрепят мышцы спины, брюшного пресса и улучшат осанку, если ими заниматься каждый день. Только через несколько месяцев можно заметить улучшение.
- Хотите иметь красивую фигуру? (ответы детей)
7 ученик: Разбрасываем по полу спички, а затем собираем по одной, каждый раз энергично выпрямляясь. Колени не сгибать! Показ и выполнение.
8 ученик: Разбиваемся на пары. Один ложится на коврик, другой садится ему на ноги. Упругим движением поднимаем тело и наклоняем вперед. Пятки не поднимать! Медленно опускаемся на спину. Показ и выполнение.
Упражнения трудноваты, но действенны.
9 ученик: Когда читаешь или смотришь телевизор:
- Поднимаем руки вверх, поднимаемся на носки, подтягиваемся.
- Наклоняемся поочередно вправо и влево.
- Встаем спиной к столу, опираемся ладонями о его край и максимально прогибаемся в позвоночнике.
- В этом же исходном положении приседаем. Показ и выполнение.
Третья часть мероприятия: встреча с представителем ФАПа (рассказ о закаливание водой).
Слово «закаливание» пришло из техники и прижилось в медицине. У медицинского закаливания есть свои правила: постепенность, систематичность, индивидуальный подбор процедур, разнообразие закаливающих средств и применение их в комплексе. Мне бы хотелось вам дать несколько полезных советов. Поверьте, это поможет укрепить ваше здоровье, вы полюбите воду и водные процедуры. Это будет способствовать вашему приобщению к спорту и физкультуре. Для закаливания необходимо:
умываться холодной водой комнатной температуры;
полоскать нос холодной водой;
пить холодную воду комнатной температуры маленькими глотками по утрам от половины до одного стакана;
обливать ноги (голени, стопы) холодной водой, затем интенсивное растирание и бег;
ходить по прохладной воде босиком;
обтирать тело, руки, ноги салфеткой, намоченной в прохладной воде, затем активное растирание;
обливаться холодной водой.
Закаливание даст эффект, если оно проводится регулярно, при этом формируется положительный условный рефлекс. Следует тщательно вытираться во избежание переохлаждения. Необходимо учитывать и состояние своего здоровья. Закаливание водой совмещайте с закаливанием воздухом (одевайтесь по сезону, ходите босиком, проветривайте помещение). Помните, что человек подвергается резким колебаниям температуры воздуха, большой влажности, ветру, изменениям давления атмосферы. Именно специальными мероприятиями повышается устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды. Процедуры закаливания укрепят ваше здоровье.
Четвертая часть мероприятия. Вручение плаката (совместная работа 5 и 8 классов) «Правильная ли у тебя осанка?» представителю ФАПа. Представитель ФАПа вручает памятки о закаливание водой всем учащимся.
Творец, ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил…
Не растрачивайте понапрасну самое главное богатство – свое здоровье. Оно необходимо и вам, и нашей великой Родине. Так же как и свою честь, его надо беречь смолоду. Будьте здоровы!
Литература:
1.Соловейчик С. Педагогика для всех,
2. Прасолова С.Л. В союзе с красотой,
3. Виноградова Л.И.., Кузнецова С.В. Сценарии школьных праздников,
4. Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний,
5. Крюковский Н.И. Человек прекрасный,
6. Истомин С.В. Я познаю мир,
7. ресурсы интернета.