Классный час в 5–6 классах на тему «Лес — наше богатство!»
Классный час 5-6 классы
Тема : « Лес – наше богатство !»
Цель: Привить чуткое и бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, компьютер, рисунки, фотографии, книги о природе.
Эпиграф
« В лесу человек богатым не станет, но и с голода не умрёт» ( народная мудрость)
« Лес для умного , внимательного человека - это целый мир, для учёного – огромная книга ,для поэта- полная переливов радуга». ( Л. Леонов)
Ход урока
Учитель : Как – то , собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую,
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди ,владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте,
Всем завещаю вам я отныне-
Вы берегите эту святыню!
- Ребята, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о лесе, о природе.
Посмотрите ребята на доску, как вы понимаете эти слова.
Ответы учащихся.
- мы часто слышим слово – лес. Ребята, а что означает это слово?
Ответы учащихся ( лес- это дерево; много деревьев)
- Ответ ребята не совсем точный . Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. Дерево в поле и на лугу растёт как ему вздумается.
А в лесу деревья – словно солдаты в строю. Стволы у них длинные, ровные и прямые. Глянешь на макушку – шапка с головы валится.
Но деревья – лишь часть леса, пусть и самая большая. Кроме них там кусты, мхи, травы и лишайники. В лесу растут грибы и водятся различные животные. Они жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, насекомых. Зверей, и птиц –и лес не лес.
- ребята, а вы знаете какие деревья растут в лесу?
Ответы учащихся.
- правильно. Деревья в лесу растут разные. Одни из них с листьями .осенью листва опадает, а весной зеленеет вновь. Так они и называются – листопадными: берёза, дуб, осина, ольха, липа.
На других вместо листьев – тонкие зелёные иглы. Такие деревья называют хвойными- ель, сосна, кедр, пихта, лиственница. Из них каждый год меняет наряд только лиственница. Поэтому они зимой и летом - одним цветом. Разные леса, пусть и одной породы, лесоводы называют разными типами леса. Или биогеоценозами. Био- жизнь, гео- земля, ценоз – сообщество, братство.
Вот и получается ребята, что лес- это не просто скопище деревьев, трав , кустарников и животных. Это сообщество жизни на Земле .
- Вот мы с вами ответили на вопрос, что такое лес.
- Великую пользу приносит лес человеку. Живые леса украшают природу, своею красотой радуют взор человека. Там , где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и не урожаев. Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в год удобряют опавшей листвой почву. Очищают воздух. Из тенистых лесов вытекают судоходные реки. Лесными ручьями питаются многоводные озёра.
- ребята, что вы ещё знаете о лесе?
Ответы учащихся.
- Ребята, вы знаете , что во время войны лес служил убежищем для людей. А ещё как в войну, так и после войны, время стояло голодное , люди ходили в лес не на прогулку, а за едой. Они собирали ягоды, грибы, травы.
- Видите, ребята, какую пользу приносит людям лес. Не зря многие поэты пишут стихи, рассказы о лесе.
- Ребята, каких поэтов вы знаете?
Ответы детей.
- Ребята, а в нашем районе есть леса и где они расположены?
Ответы детей.
- На территории 5 административных районов и двух городов- Туймазы и Октябрьский, расположено 210 тыс.га леса.
Выполняет функцию управления лесами- ГУ « Туймазинское лесничество» созданное в 2008 году. Это одно из самых крупных лесничеств в республике.
( Показ фотографий: леса нашего района- Нижнетроицкий, Серафимовский)
- Сегодня мы говорили о лесе, о том, какую пользу приносит лес. Но есть множество причин, которые ведут к уничтожению лесов.
- Какие это причины?
Ответы детей ( пожары, вырубка леса, загрязнение отходами, мусором).
- Молодцы , ребята, правильно говорите – это самые главные причины, которые ведут к исчезновению лесов. Некоторые леса были сведены для расширения сельскохозяйственных угодий , а массовое уничтожение лесов влечёт за собой значительное нарушение экологического равновесия, следствием которого могут быть наводнения, оползни и обрушения.
- Огонь уничтожает всё на своём пути. В этом году из-за аномальной жары в России уничтожено огнём тысячи гектаров леса. Наш район не исключение.
- Ребята, что является причиной пожара?
Ответы детей.
Просмотр слайдов и рисунков.
« Мы губим лес,- устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте , а что нас дальше ждёт?»
- Ребята о чём говорится в четверостишье?
Ответы детей.
- Проблема отходов, загрязнение лесов, полей стала одной из самых злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе. Никогда не забывайте убирать после себя мусор. Эту проблему можно решить, объединив усилия всех граждан.
Задание: Ребята, придумайте обращение к гражданам, руководителям предприятий с целью решить эту проблему. Обращение должно быть кратким и убедительным ( ребята могут работать в группах по 4-5 человек).
Дети зачитывают своё обращение.
- О чём, ребята, мы с вами говорили на уроке?
Ответы детей.
Заключение.
« В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам её частица,
Она всегда щедра к тебе.
Всё ,что несёшь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди,
Чтоб только – пенье птиц над лугом, Чтоб мир и солнце впереди!»
И. Дружинин.