12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исламгулова Гульназ Билаловна18

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе

Хлеб-наше богатство”

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

- обобщить знания воспитанников о процессе выращивания хлеба;

- обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

- Знакомить воспитанников со стихосложением, применяя метод синквейна, опираясь на схему – модель и вопросы педагога.

-Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников.

- Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Материалы и оборудование:

Хлеб – каравай, модель – схема составления синквейна, магнитная доска, ноутбук, экран, иллюстрации хлеба разных народов, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, кусочки пшеничного и ржаного хлеба на шпажках.

Словарная работа:

обогащение словаря: элеватор, агроном, колос, зерно, борона.

активизация словаря: трактор, сеялка, комбайн, рожь.

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, работа с моделями, дидактические игры.

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Заучивание стихотворения “Хлебушек”;

Составление альбома “Длинный путь хлеба”;

Чтение сказки “Колосок”;

Отгадывание загадок о хлебе, хлеборобах;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход организованной образовательной деятельности:

Дети играют в сюжетно – ролевые игру “Магазин”.

Воспитатель: Сюрприз! Дети, посмотрите, я вам сегодня что – то принесла. (В коробке каравай).

Дети подходят. У меня на руках коробка. Подумайте, что же здесь может быть? (Ответы детей). Скажите, мы можем угадать, что внутри, не открывая коробку? (Предполагаемые ответы детей: да, нет) Как можем угадать? (Предполагаемые ответы детей: можем потрясти коробку. Можем понюхать. Можем попробовать поднять.)

Воспитатель: Дети, один из ваших ответов был, что можно понюхать. Как мы нюхаем? Упражнение на дыхание: глубоко вдыхаем воздух через нос, через нос выдыхаем. Через нос вдыхаем, через нос выдыхаем. (Несколько раз).

Воспитатель: Теперь предлагаю понюхать нашу коробочку. Какой запах слышим? (Предполагаемые ответы детей: Запах хлеба. Ничего не чувствуем. Запах торта.) Правильно ли угадали, давайте проверим, отгадав загадку.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и пушистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети:
Хлеб.

Открываю коробку. Достаю из коробки каравай.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предполагаемые ответы детей: Сегодня мы поговорим о хлебе.)

Беру на руки хлеб и соль.

Воспитатель: Действительно, сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе. С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей русский народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

Воспитатель: Дети, а с чем вы любите есть хлеб?

(Предполагаемые ответы детей: Хлеб можно есть с маслом. С чем вкусным мы можем есть хлеб? Хлеб можно есть с медом. Хлеб можно есть с вареньем.)

Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что хлеб кушаем с вареньем. Сначала отведаем вкусное варенье. (Упражнение «Варенье»). Теперь представьте, что хлебушек едите с вареньем. (Артикуляционная гимнастика “Жевание”.) Вкусно? Давайте покажем и скажем, какой вкусный хлеб с вареньем. М-мм-м, вкусно.

Воспитатель: Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он еще может быть, вы мне и расскажете. А поможет нам волшебный клубочек. Называем, какой хлеб и передаем клубок товарищу.

Дидактическая игра «Какой хлеб?» с клубочком.
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу клубок и называют определения, например, хлеб румяный, хлеб свежий, хлеб душистый, хлеб аппетитный, хлеб мягкий, хлеб черствый, хлеб белый, хлеб горячий, хлеб витаминный, хлеб воздушный, хлеб ароматный).

После игры посадить детей на стульчики в полукруг.

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на свои стульчики.

Воспитатель: Какой праздник отмечала наша страна недавно?

Ответы детей: День народного единства.

Воспитатель: В нашем Башкортостане в мире и в согласии живут люди разных национальностей. Дети, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут в нашей республике? (Предполагаемые ответы детей: башкиры, русские, татары, узбеки)

Воспитатель: Правильно, в нашей республике также живут казахи, армяне, татары, чуваши и другие народы. У них у всех есть свой национальный хлеб. У башкир – көлсә, у русских – каравай, у кавказского народа – лаваш, матнакаш, кавказский хлеб – баурсак, у китайцев – маньтоу.

Все показываю на картине. Картины вывешиваются на магнитной доске.

Воспитатель: Дети, может кто – то видел, как пекут көлсә? (Ответы детей). Когда я еще была маленькой моя бабушка пекла көлсә. Көлсә замешивается на кефире и печется в золе или выпекали в печке на горячих углях, переворачивая лепешки.  Скажем вместе көлсә. Индивидуальное повторение.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А чем полезен хлеб? (Предполагаемые ответы детей: В хлебе содержится витамины роста. В хлебе содержится витамин. Хлеб питательный.)

Воспитатель: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел на стол?
(Предполагаемые ответы детей: Его покупают в магазине. Хлеб печет дома мама. Бабушка печет хлеб. Можно купить в пекарне.)

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. А когда собирают урожай?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, можно сказать «чудо осень», потому что дает урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Дети, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивали хлеб в старину и сейчас.

Просмотр презентации о том, как хлеб выращивали в старину и сейчас. (В сравнении).

Воспитатель: Ребята, есть разница в выращивании пшеницы раньше сейчас? В чем разница? (Предполагаемые ответы детей: Раньше все делали вручную, теперь всю работу выполняют сильные сельскохозяйственные машины.)

Воспитатель: Как вы думаете, стало легче выращивать хлеб или наоборот тяжелее?

(Предполагаемые ответы детей: Сейчас легче выращивать хлеб, потому что помогают сильные машины).

Воспитатель: - Теперь мы можем поиграть. Предлагаю вам подняться возле стульчиков. Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом, хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель: Вы очень внимательны, молодцы! Пожалуйста, займите свои места. Подумайте, чем занимается агроном? (Предполагаемые ответы детей: Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая. Агроном отбирает сильные зерна. Агроном решает, когда сеять семена. Агроном решает, когда собирать урожай. Агроном решает, когда готовить поля для посевов.)

Повторение слова агроном: хоровое, индивидуальное.

Воспитатель: Дети, мы с вами узнали, какой путь прошел хлеб, пока дошел до нашего стола. Теперь предлагаю стать исследователями. Подойдем к своим столам. На ваших столах лежат колосья пшеницы и ржи. Давайте вместе повторим слово колосок. (Спросить нескольких детей индивидуально). Возьмите на руки только колосок пшеницы. Повторите: пшеница. А это – рожь. (Показываю). Покажите и вы колосок ржи. Скажем вместе: рожь. Давайте их рассмотрим и сравним. Посмотрите: они похожи. Предполагаемые ответы детей: Да, нет.) Чем они похожи? (Предполагаемые ответы детей: У этих растений есть стебель. У них есть усики. У них есть зернышки. Оба желтого цвета. Они зерновые.) А чем они отличаются? (Предполагаемые ответы детей: Усики ржи длинные, а пшеницы – короче. Стебель пшеницы толще, чем стебель ржи).

Воспитатель: Колосок ржи положите на край стола. Рассмотрим только колосок пшеницы. Попробуйте отшелушить в руках. (Перетираем). Работаем осторожно, потому что ости пшеницы колючие. Что внутри? Внутри зернышко. Сколько зернышек выходит из одного колоска? (Предполагаемые ответы детей: У меня 5 зернышек. У меня 9 зернышек.) Спросить нескольких детей.

Воспитатель: Чтобы испечь одну булку хлеба, нужно около 10000 зерен пшеницы.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, зернышко какое? Потрогайте их, что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности? (Предполагаемые ответы детей: Зернышко маленькое. Зернышко твердое. Зернышко гладкое. Зернышко овальное. Зернышко желтого цвета.)

Воспитатель: Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки. (Показываю пшеничный хлеб и ржаной хлеб). Дети, посмотрите, этот хлеб испечен из пшеничной муки, а это – из ржаной муки. Они отличаются друг от друга? (Предполагаемые ответы детей: да.) Чем они отличаются? (Предполагаемые ответы детей: Пшеничный хлеб белый, а ржаной хлеб черный, серый, темный).

Воспитатель: Дети, предлагаю вам попробовать пшеничный хлеб. (Раздаю на шпажках белый хлеб). Теперь попробуйте ржаной хлеб. (Дети пробуют). По вкусу они похожи? (Предполагаемые ответы детей: Пшеничный хлеб вкусный, а ржаной хлеб кислый).

Воспитатель: Дети, хоть и ржаной хлеб кислый, он очень полезный. Ребята, предлагаю вам подойти к своим стульчикам. Как вы увидели, выращивание хлеба очень трудоемкая работа. Поэтому говорят «Не трудиться – хлеба не добиться». Мы знакомились с пословицами о хлебе, о труде хлебороба. Я предлагаю вам поиграть в игру “Я начну, а ты продолжи” и вспомнить эти пословицы. А поможет нам мяч. Кому мяч достанется, тот называет конец пословицы. (Воспитатель говорит начало пословицы, дети – конец пословицы).

Не трудиться – хлеба не добиться.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Кто не работает – тот не ест.

Без хлеба – нет обеда.

Будет хлеб – будет и песня.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “Будет хлеб – будет и песня”. (Предполагаемые ответы детей: Когда на столе есть хлеб, всем хорошо. Когда настоле есть хлеб, весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам еще одну интересную игру. В схемах спрятались пословицы. Вы сможете их найти и сказать? Давайте попробуем.

Несколько пословиц показываю на экране схематически. Игра «Спрятанные пословицы»

Хлеб – наше богатство.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.
В
о рту хлеб, в руках сила.

Не от росы урожай, а от поту.

Хлеб – всему голова.

Воспитатель: Очень хорошо знаете пословицы, молодцы! Дети, я вам расскажу один случай: как – то когда шла на работу, на земле увидела ломоть хлеба. Кто – то выбросил хлеб. Как вы думаете, правильно ли поступили? (Ответы детей). А почему вы так думаете? (Предполагаемые ответы детей: Хлеб нельзя бросать. Чтобы испечь хлеб, нужно много трудиться. Хлеб – всему голова.)

Как бы вы поступили? (Предполагаемые ответы детей: Я бы подняла хлеб и дала птицам. Я бы дал хлеб собаке. Я бы дал хлеб кошке. Я бы положил на муравейник.)

Воспитатель: Правильно, дети. Хлеб нужно беречь. Потому что хлеб – наше богатство. Давайте теперь составим красивый плакат о хлебе. Вам в этом помогут модель – схема, мои вопросы и вот эти рисунки. И нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается модель – схема составления синквейна).

О чем мы говорили? (О хлебе)

Хлеб какой? (Ответы) Мягкий, пушистый,

Еще какой? (Варианты ответов) Теплый

Для чего нужен хлеб? Есть

Как получаем хлеб? Печем

Как нужно относиться к хлебу? Беречь

Ребята, давайте мы с вами попробуем составить предложения со словом хлеб по этой модели. (Дети составляют предложения по модели с использованием геометрических фигур. Спросить у нескольких детей.)

Хлеб с чем сравнивается в пословицах? Солнцем, богатством.

Молодцы, ребята. Скажите, много интересного узнали на занятии?

После занятия я предлагаю вам слепить из соленого теста хлебобулочные изделия.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.