Здоровье учеников в приоритете: профилактика перегрузок позвоночника
Здоровье учеников в приоритете: профилактика перегрузок позвоночника
Аннотация:
В статье описываются причины перегрузок позвоночника у младших школьников и профилактическая работа в образовательном процессе.
Ключевые слова: школьники, здоровье, позвоночник, нагрузка, физкультминутки.
Здоровый позвоночник и правильная осанка учащихся — это один из основных факторов здоровья всего организма, который формирует в дальнейшем уровень здоровья гражданина, отражается на продолжительности жизни и измеряется показателями демографической и национальной безопасности.
Для младших школьников характерны малоподвижный образ жизни и длительная статическая сидячая работа. С утра до позднего вечера они сидят за тетрадями и учебниками, компьютерами сначала на уроках в школе, а потом и дома. Дети сидят от пяти до десяти часов ежедневно, их мышцы не получают необходимого расслабления, быстро наступает утомление. Позвоночник детей особенно восприимчив к нагрузкам в период начальной школы.
Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем её лечить!
Поэтому я на своих уроках использую упражнения для позвоночника и мышц спины, позволяющие создать, развить, укрепить мышечный корсет.
Упражнения для шейного отдела
1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.
2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.
Отжимания
1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.
2. Отжимания от стола, стула, пола.
Упражнение для дыхания
Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца.
Ребята ежедневно в школу и из школы носят тяжелые ранцы, набитые учебниками, тетрадями и прочими вещами. Их вес в два - три раза превышает допустимую норму, перегруженный ранец дает дополнительную нагрузку на мышцы плечевого пояса и шеи, в результате чего, даже когда портфель снят, мышцы остаются напряженными. В них формируются болезненные точки, которые могут приводить к головным болям.
Поэтому за весом ранца нужно следить. Для этого рекомендую детям готовиться к урокам строго по расписанию, а не носить все учебники. Чтобы облегчить вес портфеля в классе есть секции хранения, в которых учащиеся оставляют папки с принадлежностями для уроков технологии и изобразительному искусству, спортивную форму. И детям не приходится приносить их к каждому уроку из дома.
Нагрузка на позвоночник существенно возрастает при неправильной посадке за письменным столом: голова наклонена вперед, спина сгорблена. Это приводит к мышечным болям в спине. Привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяя насыщать организм кислородом в необходимом объеме.
Поэтому на каждом уроке слежу, чтобы ребята сидели за столом прямо, не подгибая под себя ногу, не наклоняясь вбок, не свешивая одну ногу с другой стороны стула. Расстояние от груди сидящего ребенка до стола должно быть 30 - 35 см (для проверки ставим вертикальную руку на стол: локоть на столе, ладонь - на уровне глаз). Учебники располагаем на подставке, чтобы, не было необходимости наклоняться вперед.
При длительном сидении за письменным столом делаем небольшие перерывы каждые 20 - 25 минут в виде физкультурных минуток и физкультурных пауз.
Комплексы физкультминуток состоят из трех - пяти профилактических упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны, полунаклоны), повторяем их по четыре - шесть раз. Продолжительность комплекса упражнений - 1 - 2 минуты. Например,
физкультминутка «Мы осанку исправляем»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Для предупреждения нагрузок на позвоночник предлагаю ребятам соблюдать следующие профилактические меры не только в школе, но и дома:
1. При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
2. При длительной работе сидя, нужно чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3. Перемещая тяжелые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
Информационные источники
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. М.: Глобус, 2009
Лупей Виктория Владиславовна
Фокина Лидия Петровна
Язенина Ольга Анатольевна
Фокина Лидия Петровна