12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39697
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Здоровье учеников в приоритете: профилактика перегрузок позвоночника

Аннотация:

В статье описываются причины перегрузок позвоночника у младших школьников и профилактическая работа в образовательном процессе.

Ключевые слова: школьники, здоровье, позвоночник, нагрузка, физкультминутки.

Здоровый позвоночник и правильная осанка учащихся — это один из основных факторов здоровья всего организма, который формирует в дальнейшем уровень здоровья гражданина, отражается на продолжительности жизни и измеряется показателями демографической и национальной безопасности.

Для младших школьников характерны малоподвижный образ жизни и длительная статическая сидячая работа. С утра до позднего вечера они сидят за тетрадями и учебниками, компьютерами сначала на уроках в школе, а потом и дома. Дети сидят от пяти до десяти часов ежедневно, их мышцы не получают необходимого расслабления, быстро наступает утомление. Позвоночник детей особенно восприимчив к нагрузкам в период начальной школы.

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем её лечить!

Поэтому я на своих уроках использую упражнения для позвоночника и мышц спины, позволяющие создать, развить, укрепить мышечный корсет.

Упражнения для шейного отдела

1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

Отжимания

1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

2. Отжимания от стола, стула, пола.

Упражнение для дыхания

Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца.

Ребята ежедневно в школу и из школы носят тяжелые ранцы, набитые учебниками, тетрадями и прочими вещами. Их вес в два - три раза превышает допустимую норму, перегруженный ранец дает дополнительную нагрузку на мышцы плечевого пояса и шеи, в результате чего, даже когда портфель снят, мышцы остаются напряженными. В них формируются болезненные точки, которые могут приводить к головным болям.

Поэтому за весом ранца нужно следить. Для этого рекомендую детям готовиться к урокам строго по расписанию, а не носить все учебники. Чтобы облегчить вес портфеля в классе есть секции хранения, в которых учащиеся оставляют папки с принадлежностями для уроков технологии и изобразительному искусству, спортивную форму. И детям не приходится приносить их к каждому уроку из дома.

Нагрузка на позвоночник существенно возрастает при неправильной посадке за письменным столом: голова наклонена вперед, спина сгорблена. Это приводит к мышечным болям в спине. Привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяя насыщать организм кислородом в необходимом объеме.

Поэтому на каждом уроке слежу, чтобы ребята сидели за столом прямо, не подгибая под себя ногу, не наклоняясь вбок, не свешивая одну ногу с другой стороны стула. Расстояние от груди сидящего ребенка до стола должно быть 30 - 35 см (для проверки ставим вертикальную руку на стол: локоть на столе, ладонь - на уровне глаз). Учебники располагаем на подставке, чтобы, не было необходимости наклоняться вперед.

При длительном сидении за письменным столом делаем небольшие перерывы каждые 20 - 25 минут в виде физкультурных минуток и физкультурных пауз.

Комплексы физкультминуток состоят из трех - пяти профилактических упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны, полунаклоны), повторяем их по четыре - шесть раз. Продолжительность комплекса упражнений - 1 - 2 минуты. Например,

физкультминутка «Мы осанку исправляем»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Для предупреждения нагрузок на позвоночник предлагаю ребятам соблюдать следующие профилактические меры не только в школе, но и дома:

1. При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.

2. При длительной работе сидя, нужно чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.

3. Перемещая тяжелые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.

Информационные источники

Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. М.: Глобус, 2009

https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-optimizatsii-nagruzki-na-pozvonochnik-uchaschihsya-srednih-obrazovatelnyh-shkol

https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zhizni/profilaktika-i-korrektsiya-narusheniy-osanki-i-iskrivleniya-pozvonochnika-u-shkolnikov/

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2987

https://school-science.ru/8/1/41664

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Лупей Виктория Владиславовна, 14.10.23 в 19:11 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам!
Фокина Лидия Петровна, 15.10.23 в 04:27 0Ответить Пожаловаться
Виктория Владиславовна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв.
Язенина Ольга Анатольевна, 15.10.23 в 00:07 1Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, Вы очень глубоко проанализировали тему, подобрали очень содержательный материал. Большое спасибо! Буду опираться на Ваши данные при необходимости, использовать рекомендации.
Фокина Лидия Петровна, 15.10.23 в 04:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к ресурсу и положительный отзыв, Ольга Анатольевна! Ценю Вашу поддержку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.