Родительское собрание «Здоровьесберегающее воспитание в МАОУ «СОШ № 3» имени Героя Советского Союза И.А. Акимова»
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. В настоящее время система образования уделяет большое внимание проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Задача школы и педагогов заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, а в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья. Школа должна не только охранять здоровье школьников, но и развивать у них компетентности здоровьеформирующего характера. В «Программе воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты» одно из 11 направлений здоровьесберегающее воспитание:
гражданско- патриотическое воспитание;
нравственное и духовное воспитание; развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству; профессиональное самоопределение;
интеллектуальное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
социокультурное и медиакультурное воспитание;
культуротворческое и эстетическое воспитание;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
10.формирование коммуникативной культуры.
11. экологическое воспитание.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные |
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» |
в течение года |
беседы, викторины, встречи |
классные руководители, медицинский работник |
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух»: «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д. |
в течение года |
беседы, викторины, встречи |
классные руководители, медицинский работник |
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» |
в течение года |
беседы, викторины, игры |
классные руководители, преподаватель ОБЖ |
Цикл классных часов по ПДД: «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. |
в течение года |
20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ |
классные руководители, преподаватель ОБЖ, сотрудники ГАИ |
Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ» |
в течение года |
анкетирование |
классные руководители |
Осенний школьный Кросс Наций; День здоровья. |
ежегодно в сентябре |
кросс |
Администрация, учитель физкультуры, кл руководители |
«Мама, папа, я – спортивная семья»: |
март |
соревнования |
Администрация, учитель физкультуры,кл руководители |
Профилактические акции «Ударим юмором по вредным привычкам» Встречи с мед.работниками |
Октябрь Ноябрь Январь Февраль |
Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы |
учитель ИЗО классные руководители, мед.работник |
«Весне – физкульт-ура!» |
март |
спортивная эстафета |
Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
Дни здоровья |
Сентябрь Май |
Комплекс мероприятий |
Администрация, учитель физкультуры, Кл.руководители |
При реализации здоровьесберегающего направления используются
Типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, внеурочная занятость, фестивали, конкурсы и т.д.)
Здоровьесберегающие мероприятия:
Дни и Недели Здоровья;
Спортивные школьные праздники;
Участие в спортсоревнованиях;
Прогулки по городу, выездные экскурсии;
Ежедневные гигиенические мероприятия - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки, проводится проветривание классных комнат;
Беседы о здоровье с учащимися;
Беседы о здоровье с родителями;
Витаминизация;
Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Профориентацинная работа, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях. Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся.
Здоровьесберегающее воспитание осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ №3 объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. План внеурочной деятельности составлен с учетом наличия педагогических кадров, традиций школы, программно-методического обеспечения и материальной базы школы. Одно из направлений внеурочной деятельности- спортивно – оздоровительное. В начальной школе это кружки - ритмика, подвижные игры, футбол и азбука здоровья. На занятиях дети ориентированы на положительную оценку их деятельности, на самоутверждение и самовыражение. Также на внеурочных занятиях большое внимание уделяется постановке осанки ребенка, отработке координации движений, развитию мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления.
Распределение часов внеурочной деятельности, реализуемой в рамках ФГОС НОО.
№ |
Направления, название обьединений |
Всего часов |
1а |
1б |
1в |
2а |
2б |
2в |
3а |
3б |
3в |
4а |
4б |
|||||||||||
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
оу |
удо |
|||
1 |
Спортивно- оздоровительное |
12 |
||||||||||||||||||||||
1.1 |
Ритмика |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||
1.2 |
Подвижные игры |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||
1.3 |
Футбол |
2 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||
1.4 |
Азбука здоровья |
3 |
1 |
1 |
1 |
В средней школе.
Название кружка |
Количество часов |
Место проведения, время |
Кол-во уч-ся |
Руководитель |
Лёгкая атлетика(ДЮСШ) |
7 |
Спор. зал |
60 |
Ювакаев Н.А. |
Футбол (ДЮСШ) |
4 |
Спор. зал |
24 |
Плотников С.В. |
Лыжная подготовка(ДЮСШ) |
4 |
Спортивная площадка |
30 |
Уланов А.В. |
Волейбол |
В рамках долж. обязанностей организатора спорт.работы |
Спорт. зал |
12 |
Уланов А.В. |
Баскетбол |
Спорт.зал |
12 |
Уланов А.В. |
|
«Шахматы» |
2 |
каб.№5(7к,6к,9к) |
18 |
Михайлова Э.В. |
Туристический |
6 |
1 |
15 |
Уланов А.В |
В различных формах дополнительного образования охвачены все учащиеся, многие посещают несколько объединений. Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами. Их реализация идет через организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии). Обязательно вовлечение каждого ребенка в деятельность, забота о его здоровье. На занятиях в спортивных секциях успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности.
Таким образом, дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Занятия в спортивных группах, в кружках по интересам служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
Задачи профилактики заболеваемости и систематического укрепления здоровья активно решается в период организации летнего отдыха детей в условиях школьного летнего-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. В течение всего периода с детьми проводятся оздоровительные процедуры, лечебная гимнастика, посещение бассейна, витаминизация. Дети совершают прогулки в и активно отдыхают на спортивной площадке школы, в каждом потоке работает учитель физкультуры.
В режим лагеря включаем комплекс оздоровительных мероприятий:
- «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».
- физкультминутки , гимнастику для глаз;
- подвижные игры : «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « Топотушки», «Автомобили», « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».
-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета».
- спортивные соревнования;
-беседы школьного медработника.
Неоценима работа родителей по здоровьесберегающему направлению, это совместные мероприятия-«Мама, папа, я -спортивная семья», туристические походы, организация экскурсий в бассейны, музеи, экскурсии по достопримечательным центрам города Оренбурга. Организация маршбросков, пеших походов, полевые стрельбы. Оказание помощи в реализации детских социальных проектах «Восстановление памятника на братских захоронениях», силами родителей положена гранитная плита на могилу неизвестного солдата. Оказание спонсорской помощи в организации социального проекта «Память времени сильнее»-Федоров А.М, Овсянникова Н.В. Облагораживание школьного двора- родители 9а,б, 6к, 7к, 9к,2а,3а.
Кроме внеурочной занятости и работы кружков и секций на базе школы создан спортивный клуб «Искра» в него входят 20 учащихся из числа лучших спортсменов школы. Руководит клубом в рамках должностных обязанностей учитель физкультуры-Уланов А.В. Воспитанники клуба посещают различные спортивные секции в школе, организовывают соревнования, мероприятия с родителями, дружеские встречи с другими ОУ.Спортсмены нашей школы успешно выступают на городских и на областных соревнованиях. На первенстве городского округа по футболу заняли 2 место (лучшим игроком признан Мартюхин Н.) из 12 команд. По легкой атлетике наша команда заняла 2 место в командном зачете, а в личном зачете Овчинникова Е., Гузенков А., Самойлов В. заняли 1 места, Баева А.- 2 место, Жданова А. – 3 место. На муниципальном этапе олимпиады по физической культуре воспитанники клуба заняли: 1 место – Урлова Л. (9К класс), призерами стали – Пажетных Д. (9К класс), Шамбазова А. (11 класс), Самойлов В (7К класс), Жданова А. (7К класс). Кроме этого в школе проводятся различные соревнования по футболу, баскетболу среди классов. Вашему вниманию достижения учащихся в спортивной деятельности;
Список лыжников занявших призовые места на городских соревнованиях:
1. Чванова В. 7 кл – 3 место
2. Жданова А. 6к кл. – 1 место
3. Самойлов В. 6к кл. – 1 место
В личном зачёте:
1. Гузенков А. 6к кл. – 1 место (200м,400м)
2. Эстафета девочки – 1 место
Городской лёгкоатлетический пробег посвящённый Дню Победы:
1. Гузенков А. 6к кл. – 1 место
Первенство области по лёгкой атлетике:
1.Гузенков А. 6к кл. – 3 место (300м)
Городской лёгкоатлетический кросс:
1 место-команда-октябрь-2014,
В личном зачёте:
1. Аншакова Е. 7а кл. – 1 место
2.Самандрос А. 7а кл. – 1 место
3.Гузенков А. 6к кл. – 1 место
4. Баева А. 7а кл. – 2 место
В личном зачёте:
Гузенков А. 6к кл. – 1 место
Эстафета девочки – 1 место
Гузенков Артем- победитель регионального этапа ГТО, 2 место во Всероссийском конкурсе ГТО
« Шахматы»:
1 место в первенстве города в зачет спартакиады « Старты надежд».
1место Жуликова Виктория, Коняев Дмитрий.