Статья «Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада»

0
0
Материал опубликован 20 February в группе

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Владимаренко Светлана Викторовна, воспитатель

МБДОУ детский сад Осиновая Речка,

Хабаровский край,

Аннотация. Статья посвящена здоровьесберегающим педагогическим технологиям, которые можно эффективно применять в подготовительной группе детского сада. В статье рассматриваются основные подходы и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в условиях образовательного процесса. Описываются практические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в повседневную деятельность воспитателей. Особое внимание уделяется важности комплексного подхода, включающего физическую активность, психоэмоциональное благополучие и здоровое питание, а также разработка специальных программ и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, педагогические технологии, детский сад, подготовительная группа, здоровье детей, физическая активность, психоэмоциональное здоровье, воспитание.

 

Здоровье детей – это основа их успешного развития, как физического, так и психоэмоционального. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие основы здоровья, и именно в этот период внимание к физическому состоянию ребенка должно быть особенно высоким. Воспитание и обучение детей в подготовительной группе детского сада включают в себя не только образовательную часть, но и необходимость заботиться о физическом, эмоциональном и социальном здоровье детей. Важным элементом в этом процессе являются здоровьесберегающие педагогические технологии, которые способствуют формированию у детей полезных привычек и обеспечивают сохранение и укрепление их здоровья в течение всего учебного дня.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это система методов, направленных на создание благоприятных условий для физического, психического и эмоционального благополучия ребенка. Эти технологии включают в себя различные подходы и стратегии, направленные на профилактику заболеваний, формирование здорового образа жизни и активное вовлечение детей в процесс заботы о своем теле и психоэмоциональном состоянии.

Основные направления здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Физическое здоровье и активность.

Физическое развитие детей в подготовительной группе требует особого внимания. Важную роль в этом процессе играет физическая активность, которая не только укрепляет мышцы и кости, но и способствует улучшению работы сердечно-сосудистой системы, дыхательной функции и общего состояния организма. Воспитатель должен организовывать различные виды физической активности, такие как:

Утренняя гимнастика — простые физические упражнения, которые помогают пробудить детей, разогреть их тело, улучшить циркуляцию крови и подготовить к активной деятельности.

Подвижные игры — игры, в которых дети активно двигаются, что способствует укреплению мышц и общей выносливости.

Прогулки на свежем воздухе — обязательная часть здоровьесберегающей программы, на которых дети могут активно двигаться, играть, бегать и дышать свежим воздухом, что положительно влияет на иммунитет.

Психоэмоциональное здоровье.

Здоровье детей невозможно рассматривать только с физической точки зрения. Психоэмоциональное состояние детей также играет важную роль в общем процессе их развития. Для этого воспитатели могут использовать следующие методы:

Техники релаксации и дыхательные упражнения. Такие занятия помогают детям снять напряжение, развить внимание и концентрацию. Расслабляющие игры и упражнения с использованием мягкой музыки, дыхательных техник или даже простых медитаций помогают детям справляться с эмоциями, учат их регулировать свое настроение.

Игры с элементами арт-терапии. Рисование, лепка, работа с цветами и материалами помогает детям выразить свои чувства и эмоции, а также развить творческое воображение.

Развитие эмоциональной осведомленности. Регулярные беседы с детьми о чувствах, их эмоциональном состоянии, помощь в распознавании и правильной реакции на различные эмоции способствует психоэмоциональному комфорту детей.

Здоровое питание.

Важной составляющей здоровьесберегающих технологий является правильное питание. В подготовительной группе дети часто начинают формировать привычки, которые останутся с ними на всю жизнь. Задача воспитателя – научить детей правильному выбору продуктов питания, объяснить им, как важно придерживаться режима дня и сбалансированного питания. Можно организовать:

Занятия по теме здорового питания. На таких занятиях можно познакомить детей с полезными продуктами, рассказать о важности витаминов, минералов и других элементов для их роста и развития.

Совместное приготовление простых блюд. Это не только развивает у детей интерес к кулинарии, но и помогает закрепить знания о здоровом питании на практике.

Гигиенические навыки и уход за собой.

Привитие гигиенических навыков — еще одна важная задача воспитателя. На занятиях с детьми необходимо уделять внимание формированию у них правильных привычек по уходу за собой:

Обучение правильному мытью рук, уходу за полостью рта и зубами.

Привитие навыков уборки рабочего места, порядка в помещении.

Ознакомление с правилами личной гигиены и их важностью для здоровья.

Методы и подходы к внедрению здоровьесберегающих технологий

Комплексный подход.

Здоровьесберегающие технологии должны внедряться комплексно, что подразумевает синергию всех аспектов – физического, психоэмоционального и социального здоровья. Важно, чтобы деятельность детей на занятиях, играх, прогулках, а также в ежедневных режимных моментах (ужины, обеды, утренние зарядки) всегда способствовала укреплению их здоровья.

Использование игры как метода.

Дети младшего возраста воспринимают мир через игру, поэтому здоровьесберегающие мероприятия должны быть игровыми. Подвижные игры, игры с элементами творчества и ролевые игры помогают детям не только укрепить здоровье, но и развить важные социальные и коммуникативные навыки.

Психологическая поддержка и мотивация.

Дети лучше воспринимают и усваивают информацию о здоровье, если это преподносится с интересом и вовлеченностью. Важно создать атмосферу, в которой дети ощущают, что забота о своем здоровье — это не только важно, но и приятно. Воспитатель должен постоянно поощрять детей за проявление заботы о себе и своем теле, хвалить их за активность и самостоятельность в выполнении гигиенических процедур.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада являются важным инструментом для формирования у детей основы здорового образа жизни. Они способствуют укреплению физического и психоэмоционального здоровья детей, развивают у них полезные привычки, которые останутся на всю жизнь. Комплексный подход, включающий физическую активность, правильное питание, развитие гигиенических навыков и эмоциональное благополучие, помогает подготовить детей к будущей школьной жизни и сформировать у них навыки, которые позволят им быть здоровыми и активными в течение всей жизни.

 

Список литературы

Калдыбаева

А. Т.,

Кошалиева

С. Ш. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Бюллетень науки и практики.

2024. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-pedagogicheskie-tehnologii-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Лохтина

Татьяна Николаевна,

Шенеман

Мария Владиславовна НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Проблемы современного педагогического образования.

2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-metodicheskoe-obespechenie-zdoroviesberegayuschey-sredy-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii

Садртдинова

Эльвира

Рашитовна

Здоровьесберегающие технологии как ресурс повышения качества образования по развитию музыкальных, творческих способностей дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-kak-resurs-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-po-razvitiyu-muzykalnyh-tvorcheskih-sposobnostey

 

 

 

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.