Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Вельмова Светлана Петровна, педагог-психолог
МДОУ ДС «Буратино», ЯНАО , с.Красноселькуп
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду» ( из опыта работы)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования лозунг « Здоровье детей — здоровье нации!» нашел свое отражение.
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса и особенно актуальны для детей:
с низким уровнем развития познавательной активности;
детей – инвалидов;
детей с речевыми патологиями;
детям с ограниченными возможностями здоровья.
По словам профессора Н. К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к образованию и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”
В своей деятельности как педагог – психолог, руководствуюсь следующими принципами:
непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;
комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех специалистов участников образовательного процесса;
соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности индивидуальным особенностям детей.
В своей работе использую ряд инновационных технологий :
«Интерактивной песочницы «ISandBOX»;
Монтессори педагогику;
Пальчиковую гимнастику;
Игротерапию;
Сказкотерапию.
Занятия на интерактивной песочнице «ISandBOX»; способствуют развитию у детей сенсорно-перцептивной сферы (ощущения, представления ), психомоторной, когнитивной , эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, творчество. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные процессы, а также речь и моторика.
При использовании возможностей песочницы детям легче изучить и запомнить цвета, форму, величину, при этом формируются навыки ориентации в пространстве.
Эмоционально - насыщенные игровые постройки способствуют стабилизации психоэмоциональной сферы. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость ребенка.
В своей работе активно внедряю элементы педагогической системы Марии Монтессори ( пройдены курсы повышения квалификации ).
На занятиях в кабинете Монтессори – педагогики, дети работают в зоне упражнений практической жизни, где учатся переливать водичку, складывать аккуратно салфетки т.д. Ребёнок, находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни. Монтессори - оборудование способствует развитию мелкой моторики, подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Ведущий вид деятельности у дошкольников является игра. Поэтому одно из обязательных здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Игротерапия подразумевает привлечение воспитанников к участию в разнообразных играх, где дети могут проявить эмоции, переживания, фантазию; снять психоэмоциональное напряжение; избавиться от страхов.
С целью стабилизации психоэмоционального состояния воспитанников, оказание помощи в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения использую сказкотерапию. Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.