Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в коррекционной школе
Современный мир наполнен огромным потоком информации, требующим от современных школьников умственных, эмоциональных и физических сил. Физическое здоровье детей, поступающих в школу, снижено, по сравнению со школьниками 15-20 лет назад. За годы учёбы этот показатель ещё более снижается. Учебный день школьника насыщен эмоциональными и умственными нагрузками. Избежать полностью нагрузок не получится, да это и не нужно. Активная умственная работа способствует развитию растущего организма. Необходимо такое планирование деятельности, при котором возникающее умственное и психическое утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если же утомление не исчезло за период отдыха, то оно накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.
Если после выполнения интенсивной и продолжительной работы наблюдается снижение работоспособности, то это является верным признаком переутомления. Таким образом, организм защищается от истощения при длительной и напряжённой работе.
Для устранения утомления необходимо оптимизировать умственную, физическую и эмоциональную активность. Для этого необходимо активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
При обучении детей с умственной отсталостью одним из главных принципов становится принцип создания здоровой среды в обучении, который предполагает создание условий сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся. Принцип заключается в оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности на уроке, позволяет использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Для детей с интеллектуальными нарушениями умственное и физическое утомление на уроке наступает гораздо быстрее, чем у их сверстников с сохранным интеллектом. Восприятие и переработка информации осложнена нарушениями умственного развития.
Одним из самых распространённых средств восстановления работоспособности являются физкультминутки. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Первый тип физкультминуток, которые я провожу после устной работы на уроке и перед началом письменной работы, направлен на развитие моторики мелких мышц рук. Это речевые пальчиковые гимнастики: - без дополнительного инструментария (например «На паркете восемь пар, мухи танцевали…» при этом большой палец попеременно касается других пальцев руки; игра повторяется несколько раз с постепенным ускорением). Пальчиковые игры можно применять и определёнными предметами: бумажные основы (ладошки),
каучуковые или массажные мячики (1); «ёжики» с закреплённым тибетским аппликатором (2) (3);
«варежки» внутри которых пришиты бусины или пуговицы (дети играют в «ладушки» парами).
Детям среднего звена нравятся физкультминутки с музыкальным и видео сопровождением. (4)
В середине урока для снятия физического утомления обязательно провожу речедвигательную физкультминутку. Проводимые упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной поверхности. («Цапля весело шагала …»). При проведении таких физкультминуток можно использовать и дополнительное оборудование. Например: мешочки с песком, которые дети кладут на голову и выполняют привычную речедвигательную физкультминутку. (во время выполнения упражнений мешочки падают, что вызывает смех, а следовательно снятие психоэмоционального напряжения). Также можно использовать и коврики-ёжики (массажные), дети выполняют упражнения стоя на коврике, сняв предварительно обувь.
За10-15 минут до окончания урока возникает необходимость снять напряжение с глаз. Здесь также существует ряд речевых физкультминуток с использованием предмета-образа. Или можно просто посмотреть в окно, а затем на соседа и улыбнуться.
Дети очень любят «ненавязчивые» физкультминутки. Выдаю карточки с заданиями каждому ученику, необходимо решить и поменяться местами с тем одноклассником, у которого такой же ответ. Такое упражнение повторяется несколько раз.
Современные подходы внесли своё слово и в эту сферу жизнедеятельности школьников. Применяются новые формы здоровьесбережения на уроке. Это может быть песочная терапия, водная терапия и др. На своих уроках иногда использую ароматерапию. Дети в восторге. Составляю задачу про апельсин, лимон или эвкалипт и т. д., ученики должны не только решить задачу, но и найти в пробирках соответствующий запах. Перед проведением таких уроков обязательно консультируюсь с медицинской сестрой.
Здравотворческая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.
https://dou100.ru/wp-content/uploads/2021/02/igry-s-massazhnymi-myachikami.pdf
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igrushkatrenazhyor_yozhik_173707.html
https://www.babyblog.ru/user/id1452225/17821
https://www.youtube.com/watch?v=BSgFugi0FNc