Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №2
(МБОУ СОШ №2)
Здоровый образ жизни как мировоззренческая ценность личности.
МАСТЕР-КЛАСС
Автор: Социальный педагог,
педагог-психолог
Боровских Наталья Юрьевна
Саяногорск, 2015
Актуальность выбранной темы.
В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.
В Российской Федерации происходит переоценка этой ценности. В обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиске новых путей и средств к оздоровлению, в отказе от здоровьезатратных форм поведения, в переходе к здоровьесберегающему и здоровьесозидающему поведению в своей жизнедеятельности, в признании здорового образа жизни важной основой собственного здоровья, в признании ценности жизнеспособной личности.
Здоровый образ жизни – это, прежде всего, философия выживания и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопасности. Эта философия не упала с неба в готовом виде, ее выстрадали народы в их многовековой жизни.
Здоровье сегодня – это не только индивидуальная ценность отдельного человека, это – богатство страны, залог ее процветания и благополучия.
Здоровая живая природа – здоровый генофонд – здоровое общество – вот та неразрывная цепочка, обеспечивающая выживание и процветание народов нашей страны.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Ведущими задачами школы в настоящее время являются:
развитие интеллекта,
формирование нравственных чувств,
забота о здоровье детей.
Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Наша школа не является исключением. Кроме уроков ОБЖ, реализуются программы по ЗОЖ в рамках внеурочной деятельности, а так же проводятся классные часы и занятия с учащимися, находящимися в «группе риска», состоящих на профилактическом учете. Я продемонстрирую занятие по формированию здорового образа жизни с учениками 8-10 классов «группы риска».
Теоретическое обоснование.
Вопрос сохранения здоровья волновал ученых с незапамятных времен. Несмотря на научный прогресс, проблема осталась злободневной. Изучением влияния различных факторов на здоровье занимаются ученые разных направлений – медицины, педагогики, психологии, философии, социологии.
Например, проблемой человеческого здоровья в своих исследованиях занимались такие ученые как К.А.Абдульханова-Славская, Р.И.Айзман, И.П.Березин, В.В.Генецинский, Н.П.Дубинин, А.С.Залманов, В.П.Кащенко, А.И.Киколов, В.П.Петленко, и др. Существенный вклад в разработку проблемы сохранения здоровья внесли работы ученых-исследователей, занимающихся изучением здоровьесберегающей педагогики в России: М.В.Антропова, Г.К.Зайцев, И.Д.Зверев, Д.В.Колесов и др.
Особую значимость для науки имеют исследования по формированию ценностных ориентаций личности и привитие навыков здорового образа жизни в молодом возрасте, также здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников (В.В. Колбанова, Г.К. Зайцев, A.C. Залманов, E.H. Комиссарова, В.И. Харитонов и др.)
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных наук: философы: К.Гельвеций, Дж.Локк, М.В.Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский и др.; ученые -медики: Н.А.Амосов, В.Ф.Базарный, И.И.Брехман, И.И.Буянов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков и др.; педагоги: Ш.А.Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Я.Корчак, С.В.Попов, В.А.Сухомлинский и др.
Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка находим у педагогов XX века Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, К.Роджерса.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Существует множество различных подходов к определению здорового образа жизни. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепления здоровья.
Таким образом, здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья с целью полноценного выполнения человеком его социально-биологических функций.
В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, т. е. здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей.
Описание демонстрируемой технологии.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания.
2. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного занятия, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что подростки отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Предлагаю вашему вниманию одно из занятий.
Упражнение – приветствие. Ребята встают в круг, соединяют руки так, что бы правая рука лежала на ладошке соседа справа, а левая держала ладонь соседа слева. Участники по кругу дотрагиваются правой рукой ладони соседа с улыбкой и со словами: «Я рад(а) видеть тебя, (называют имя)»
Мини лекция. Что такое «здоровье» и отчего зависит здоровье человека.
«Логическое лото». Педагог раздает всем учащимся заранее подготовленные карточки «Логического лото». Ученики по очереди выходят к доске и размещают эти карточки под рубриками: «Здоровая жизнь» и «Нездоровая жизнь». (Приложение 1)
Игра-викторина. (Презентация)
Правила игры:
Выбрать при помощи цвета на экране тему вопроса.
Цвета
Красное поле - Питание
Коричневое поле - Спорт
Зеленое поле – вопросы по ЗОЖ
Синее поле – вопросы по Олимпийским играм;
Количество баллов за вопрос указано на табло;
Время на обдумывание – 30 секунд;
Если команда не дала правильный ответ, право на ответ переходит к следующей команде.
Рефлексия.
Описание достижений, проблем и перспектив в опыте работы.
Как бы это ни было удивительно слышать, но на свете есть множество людей, которые знают, что нужно заботиться о своём здоровье, знают, что для этого надо делать, но совершенно не представляют, с какой стороны к этому делу подступиться. Проштудировав литературу, покопавшись в интернете, просмотрев некоторые передачи о здоровье, можно сделать следующий вывод: чтобы оставаться здоровым нужно соблюдать пять принципов:
Активно двигаться.
Питаться здоровой и полезной, обогащенной витаминами пищей.
Очищать, закалять и укреплять свой организм.
Иметь здоровое мышление. Получать больше положительных эмоций.
Стремиться повышать знания в области сохранения и поддержания здоровья.
Вольтер в своё время сказал фразу, которая спустя многие годы стала девизом всех спортсменов и физкультурников: Движение – это жизнь! Действительно, многие философы, учёные и медики со времён античности признавали, что человек создан для движения, и чем больше он двигается, тем дольше и счастливее будет жить. В наши дни, когда компьютер с интернетом стал лучшим другом и помощником человека, работать, общаться и развлекаться можно, не вставая из-за стола или с дивана. Между тем, малоподвижность делает нас слабыми и больными.
Кроме этого, очень важно в период духовного становления молодых людей формировать антинаркотическое мировоззрение, выработать отрицательную установку к употреблению наркотиков. Мировоззрение человека связано с ценностными установками, принципами, целями, с представлениями о смысле жизни. Не сложившиеся, слабые или противоречивые установки порождают и незрелую мотивацию, искаженное представление о смысле жизни. Антинаркотическое мировоззрение должно выступать в качестве исходного фактора мотивации индивида к неупотреблению наркотиков, проходя всю сложную цепь преобразований, составляющих динамическую сторону человеческого существования.
Основная цель занятий с учащимися «группы риска» - пропаганда здорового образа жизни, формирование установок на здоровый стиль жизни.
Каждый год в МБОУ СОШ №2 проводятся следующие мероприятия:
- Дни здоровья, спортивно-массовые мероприятия;
- конкурсы и выставки рисунков, плакатов и коллажей на тему здоровья: «В здоровом теле здоровый дух»; «Сад здоровья»; «Верните в моду доброту», «Разумное поколение – разумный выбор!» и др.
- лекции на родительских собраниях по актуальным темам: «Правильное питание»; «Активный образ жизни»; «Жизнь без наркотиков».
- проведение уроков-бесед, викторин для младших школьников: «Как помочь сохранить себе здоровье?»; «Почему некоторые привычки называют вредными?»; «Хорошие привычки!»; «Эмоции и здоровье» и др. Для среднего звена и старшеклассников: «Я неповторимый человек», «Поведение, решение и здоровье», «Мифы об алкоголе, курении, наркотиках», «Быть здоровым модно» и др.
- осуществляет сотрудничество с городской детской поликлиникой.
Перспективы развития
Привлечение большего числа детей, подростков и молодежи к профилактической, пропагандистской деятельности.
Укрепление социального партнерства с медико-профилактическими, спортивно-оздоровительными учреждениями города.
Внесение достойного вклада дополнительного образования в укрепление и сохранение здоровья детей и подростков города Саяногорска.
Литература.
Вайнер Э.Н. «Валеология», М., 2006, 320 с.
Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. - М., 1987. - С. 39.
Дети группы риска в общеобразовательной школе. /Под ред. С.В.Титовой/ СПб., 2008, 240 с.
Дубровский В.И. Здоровый образ жизни, М., 2000, 216 с.
Езушина Е.В. Уроки здоровья. Волгоград, 2009, 230 с.
Ильина Н.Л. «Развитие личности в системе образования – путь к здоровому образу жизни». Пенза, 1996, 30 с.
Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. М.: Медицина, 1996, 208 с.
Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Психолого – педагогическая поддержка и социальная поддержка подростков. Волгоград, 2008, 124 с.
Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие»., 2000, 144 с.
Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – С. 3-14.
Чораян О.Г. Норма здоровья, проблемы, подходы к решению // Валеология. – 1996. - № 1. – С. 51.
Чумаков Б.Н. Валеология: учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общество России, 2000. – 407 с.
Яковлева М. Подросток и алкоголь // Истоки. – 2005. - № 48. – С. 14.
Приложение 1
Педагог раздает всем учащимся заранее подготовленные карточки «Логического лото». Ученики по очереди выходят к доске и размещают эти карточки под рубриками: «Здоровая жизнь» и «Нездоровая жизнь». Вместе с учениками педагог размещает эти карточки в логической последовательности и проводит беседу по этим карточкам.
Здоровая жизнь: Нездоровая жизнь:
Жизнь со знаком «+» Жизнь со знаком «»
Свободная жизнь. Зависимая жизнь.
Радостная жизнь. Горестная жизнь.
Гармоничная жизнь. Дисгармоничная жизнь.
Нравственная жизнь. Безнравственная жизнь.
Жизнь: могу, хочу, желаю, должен. Жизнь: не могу, не хочу, не желаю, не должен.
Размеренная жизнь. Беспорядочная жизнь.
Жизнь с надеждой, любовью, красотой. Жизнь без надежды, любви, красоты.
Духовная жизнь. Бездуховная жизнь.
Интересная жизнь. Скучная жизнь.
Жизнь с целью. Бесцельная жизнь.
Жизнь с совестью. Бессовестная жизнь.
Добрая жизнь. Жизнь со злом.
Активная жизнь. Пассивная жизнь.
Трудолюбивая жизнь. Ленивая жизнь.
Гуманная жизнь. Человеконенавистническая жизнь.
Творческая жизнь. Непродуктивная жизнь.
Гигиеническая жизнь. Нечистоплотная жизнь.
Жизнь в движение. Обездвиженная жизнь
Трезвая жизнь. Хмельная жизнь.
Жизнь с будущим. Жизнь без перспектив.
Продуктивная жизнь. Потребляющая жизнь.
Жизнь с идеалами. Жизнь с идолами.
Возвышенная жизнь. Опускающая жизнь.
Педагог предлагает ребятам выбрать для себя те качества жизни, которые их больше устраивают. Просит дать этому выбору самооценку. После чего предлагает ребятам убрать с доски карточки со знаком «». Вместе с учениками делает вывод об основных факторах культуры здоровья.