Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»: особенности героя жития, исторические основы образа
Урок литературы в 8 классе
С. С. Мальцева
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №49, к.п.н.
Тема урока:
Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»: особенности героя жития, исторические основы образа
Цель:
Познакомить обучающихся с жизнеописанием Сергия Радонежского; развить понятие о житии как о жанре литературы.
Задачи:
- Образовательные:
развить умение формулировать понятия;
формировать умение отличать житие от других жанров древнерусской литературы;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
- Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения формулировать выводы, ответы на проблемные вопросы;
- Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к истории и литературе России;
воспитание ценностного отношения к слову и традициям народов России;
развитие коммуникативных УУД:
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
распечатанные тексты «Жития Сергия Радонежского»
Фотовыставка «Преподобный Сергий»
Этапы урока.
Обоснование темы, психологический настрой на восприятие урока, мотивация.
Вступительное слово учителя и короткая беседа с учащимися.
Формулирование цели урока.
Учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.
обращение к эпиграфу (учащиеся читают, комментируют)
Тихий свет на Маковце - горе
Радугой цветёт над всей землёй:
Этот инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой.
Инок Сергий тих и молчалив,
Но по всей Руси идет молва:
Чудотворен свет его молитв,
Сила благодатная в словах!
Из самодеятельной песни
Вопросы и задания.
- Опираясь на звучание темы, имени урока, на слова песни, используемую в качестве эпиграфа этого урока, на прозвучавшие ответы учащихся сформулируйте цель сегодняшнего урока.
- Что вы знаете о возникновении письменности и литературы в древней Руси?
Сообщение обучающегося о житии (история жанра, его особенности, примеры на более известных житийных текстов)
Житие́ — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации.
В житии перед тобой предстанет человек, выполняющий предначертания Бога, святой, который и после своей смерти остается заступником русского народа.
«Житие святого, как правило, напрямую не связано с историческими фактами. Во многих житиях не указаны даже годы жизни, конкретные города, посёлки или деревни, где происходили те или иные события. Есть только рассказ о духовных подвигах, чудесах, знамениях. Именно этим житийная литература в первую очередь отличается от подробной биографии» К. Ковалёв-Случевский
Каноническая схема Жития служила, таким образом, наилучшим планом для изображения идеального героя и идеализированного мира, в котором он совершал свои праведные дела. Но с самых первых шагов в развитии житийного жанра канон нарушался под влиянием жизненных фактов. Нарушения эти обыкновенно почти не касались главного героя, но тем более обязательно затрагивали других действующих лиц. И чем талантливее был агиограф, тем значительнее было отступление его произведения от церковного шаблона.
Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.
Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии Муромских, XV–XVI века).
Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги.
Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века. В том же XI веке жанр жития утвердился и в литературе Киевской Руси.
Устная дискуссия по составленным вопросам.
-Составьте 3 вопроса по содержанию жития (с текстом обучающиеся познакомились дома). Обучающиеся формулируют друг для друга вопросы, отвечают на них, зачитывают примеры-иллюстрации из текста жития.
Работа по репродукциям и иллюстрациям, созданным по тексту жития.
Обсуждение материалов фотовыставки «Троице-Сергиева Лавра»
Вывод по уроку.
Формулирование вывода по теме урока, рефлексия, самоконтроль.
6. Домашнее задание
Подготовить словарь устаревших слов по тексту «Жития Сергия Радонежского»
7. Приложение
Материалы фотовыставки «Троице-Сергиева Лавра»
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна