Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»: особенности героя жития, исторические основы образа

12
2
Материал опубликован 9 September 2023

Урок литературы в 8 классе

С. С. Мальцева

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №49, к.п.н.

Тема урока:

Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»: особенности героя жития, исторические основы образа

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнеописанием Сергия Радонежского; развить понятие о житии как о жанре литературы.


Задачи:

- Образовательные:

развить умение формулировать понятия;

формировать умение отличать житие от других жанров древнерусской литературы;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать технику чтения.

- Развивающие:

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения формулировать выводы, ответы на проблемные вопросы;

- Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к истории и литературе России;

воспитание ценностного отношения к слову и традициям народов России;

развитие коммуникативных УУД:

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

распечатанные тексты «Жития Сергия Радонежского»

Фотовыставка «Преподобный Сергий»


Этапы урока.


Обоснование темы, психологический настрой на восприятие урока, мотивация.

Вступительное слово учителя и короткая беседа с учащимися.


Формулирование цели урока.

Учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.

обращение к эпиграфу (учащиеся читают, комментируют)


Тихий свет на Маковце - горе

Радугой цветёт над всей землёй:

Этот инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой.


Инок Сергий тих и молчалив,

Но по всей Руси идет молва:

Чудотворен свет его молитв,

Сила благодатная в словах!

Из самодеятельной песни


Вопросы и задания.


- Опираясь на звучание темы, имени урока, на слова песни, используемую в качестве эпиграфа этого урока, на прозвучавшие ответы учащихся сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- Что вы знаете о возникновении письменности и литературы в древней Руси?


Сообщение обучающегося о житии (история жанра, его особенности, примеры на более известных житийных текстов)


t1694284239aa.jpg



Житие́ — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации.

В житии перед тобой предстанет человек, выполняющий предначертания Бога, святой, который и после своей смерти остается заступником русского народа.

«Житие святого, как правило, напрямую не связано с историческими фактами. Во многих житиях не указаны даже годы жизни, конкретные города, посёлки или деревни, где происходили те или иные события. Есть только рассказ о духовных подвигах, чудесах, знамениях. Именно этим житийная литература в первую очередь отличается от подробной биографии» К. Ковалёв-Случевский

Каноническая схема Жития служила, таким образом, наилучшим планом для изображения идеального героя и идеализированного мира, в котором он совершал свои праведные дела. Но с самых первых шагов в развитии житийного жанра канон нарушался под влиянием жизненных фактов. Нарушения эти обыкновенно почти не касались главного героя, но тем более обязательно затрагивали других действующих лиц. И чем талантливее был агиограф, тем значительнее было отступление его произведения от церковного шаблона.

t1694284239ab.jpg t1694284239ac.jpg

Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.

Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии Муромских, XV–XVI века).

Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги.

t1694284239ad.jpg

Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века. В том же XI веке жанр жития утвердился и в литературе Киевской Руси.

t1694284239ae.jpg


Устная дискуссия по составленным вопросам.

-Составьте 3 вопроса по содержанию жития (с текстом обучающиеся познакомились дома). Обучающиеся формулируют друг для друга вопросы, отвечают на них, зачитывают примеры-иллюстрации из текста жития.



Работа по репродукциям и иллюстрациям, созданным по тексту жития.


t1694284239af.jpgt1694284239ag.jpg


t1694284239ah.jpg


t1694284239ai.jpg


Обсуждение материалов фотовыставки «Троице-Сергиева Лавра»


Вывод по уроку.

Формулирование вывода по теме урока, рефлексия, самоконтроль.


6. Домашнее задание

Подготовить словарь устаревших слов по тексту «Жития Сергия Радонежского»


7. Приложение

Материалы фотовыставки «Троице-Сергиева Лавра»


t1694284239aj.jpgt1694284239ak.jpg


t1694284239al.jpgt1694284239am.jpg


t1694284239an.jpgt1694284239ao.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

10 September 2023

Спасибо,нужно!

14 September 2023

Похожие публикации